Музыка. 3 класс

Урок 13. «Виват тебе, Бетховен!»

Конспект урока

Музыка. 3 класс

Урок № 13. «Виват тебе, Бетховен!»

Список вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Знакомство с биографией композитора Людвига ван Бетховена.
  2. Изучение основных этапов жизни и творчества композитора.
  3. Знакомство с избранными произведениями композитора.
  4. Смысловое чтение текстов о Л. Бетховене.

Глоссарий по теме урока:

Клавесин – старинный струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепиано.

Флейта – это деревянный духовой музыкальный инструмент, считающийся одним из самых древних на земле.

Скрипка – струнный смычковый музыкальный инструмент с высоким звучанием.

Орган – клавишно-духовой музыкальный инструмент. Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.

Симфония – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров.

Токката – наравне с фантазией, импровизационный органный жанр, не имеющий четких рамок и представляющий большую свободу для композитора.

Импровизация – произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания.

Сюита – цикл разнохарактерных старинных танцев, написанных в одной тональности.

Партита – разновидность сюиты или концертная сюита.

Соната – жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано.

Лад это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями в музыке. Самые распространенные лады это мажор и минор.

Ключевые слова:

Музыка; Людвиг ван Бетховен; композитор; концерт; симфония; фортепиано; рояль; скрипка; орган; флейта; музыкальное произведение; классическая музыка; симфоническая музыка; симфонический оркестр; Лунная соната, симфония № 5.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Сергеева Г.П. Музыка. 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2018. С. 90-93.
  2. Калинина Г.Ф. Музыкальная литература: выпуск 1. Вопросы, задания, тесты. – М.: Калинин, 2012.
  3. Антонин Згорж. Один против судьбы. Повесть о жизни Людвига ван Бетховена. Письма Бетховена - М.: Правда, 1987 - 494 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

  1. https://24smi.org/celebrity/4475-liudvig-van-betkhoven.html
  2. http://vmiremusiki.ru/mrachnyj-i-velikij-betxoven.html

Теоретический материал для самостоятельного изучения (Основное содержание урока)

Мы продолжаем изучать музыкальную культуру Западной Европы на примере творчества немецкого композитора-классика Людвига ван Бетховена. Мы познакомимся с различными музыкальными образами его музыки и погрузимся в мир героических образов.

Людвиг ван Бетховен
(1770–1827)

Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы».

Бетховен является ключевой фигурой классической музыки в период между классицизмом и романтизмом и одним из наиболее исполняемых композиторов в мире. Бетховен писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям и хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры и симфонии.

Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Он создал множество произведений, которые и сегодня волнуют слушателей глубиной мысли, искренностью и неподдельностью чувств.

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн, в семье певца Иоганна Бетховена и Марии-Магдалины.

Дом, где родился Бетховен

Отец хотел сделать из сына второго Моцарта и рано начал обучать Людвига играть на клавесине и скрипке. Уже в семь лет Бетховен первый раз участвует в выступлении.

Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, и отец передал обучение сына друзьям. Один учил его игре на органе, другой – на скрипке.

С 1780 года обучением Людвига занялся Кристиан Нефе. Нефе познакомил Бетховена с произведениями Баха, Моцарта, Генделя и Гайдна. Благодаря Нефе, в 12-летнем возрасте Людвиг ван Бетховен издает свое первое сочинение – вариации на тему марша Дресслера.

В 1787 году Бетховен посещает Вену, где берет несколько уроков у Моцарта. Уже тогда, прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт сказал: «Он всех заставит говорить о себе!».

Но из-за болезни матери Людвиг вынужден был вернуться домой. В следующий раз в Вену Бетховен возвращается только в 1792 году, где начинает заниматься у известного австрийского композитора Гайдна. Но этот союз не продержался долго и распался. Нового учителя – Антонио Сальери Бетховен находит себе сам и быстро становится известным пианистом в Вене. За первые десять лет в Вене Бетховен написал более тридцати своих произведений.

Бетховен в обществе

В 1796 году Бетховен начинает терять слух, но продолжает писать музыку. Понимая, что болезнь прогрессирует, Бетховен пишет письмо, где подробно рассказывает о своих переживаниях: «Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным». Теряя слух, Бетховен все реже выходил на улицу, становился замкнутым и угрюмым и практически не выступал. Но, несмотря на болезнь, именно в этот период Бетховен создает свои самые известные произведения.

Талантливый композитор умер на 57 году жизни – 26 марта 1827 года. В этот день за окнами бушевала гроза, а миг смерти ознаменован страшным громовым раскатом. В последний путь Бетховена провожает 20 000 горожан

Могучий талант, вопреки жизненным невзгодам и трудностям, равнодушию окружающих и тяжелой болезни, проявился в каждом его сочинении: симфониях, фортепианной музыке, романсах и песнях.

Французский писатель Ромен Роллан в книге «Жизнь Бетховена» писал: «Страдалец, нищий, немощный, одинокий, живое воплощение горя, он, которому мир отказывает в радостях, сам творит Радость, дабы подарить ее миру. Он кует ее из своего страдания, как сказал он сам этими гордыми словами, которые передают суть его жизни и являются девизом каждой героической души: «Радость через Страданье».

Читая эти строки, становится очевидным тот факт, что героическая музыка Бетховена нужна была самому композитору, чтобы преодолеть отчаяние от глухоты, невозможность общения с окружающими людьми.

Одним из самых известных произведений композитора является Соната для фортепиано № 14, написанная в 1800–1801 г.г., более известная как «Лунная соната».

«Лунной» эту сонату назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году, сравнив это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».

Соната посвящена 18-летней Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться.

Джульетта Гвиччарди

Страстная натура композитора живо отзывалась на жизнь во всех ее проявлениях – и жизнь была заполнена отнюдь не только трагедиями и героической «борьбой с судьбой». Контрастом к «Лунной сонате» служит фортепьянная пьеса-шутка «Ярость по поводы утерянного гроша», которая является замечательным образцом бетховенского юмора.

Однако, девизом всей своей жизни Л. Бетховен выбрал такие строки «Через борьбу к победе, через страдание – к радости, через тернии – к звездам».

Примеры и разбор решения типовых заданий тренировочного модуля

Задание 1

Тип вопроса: Выберите элемент (Единичный выбор).

Текст вопроса:

Какое из представленных музыкальных произведений сочинил Л.Бетховен?

Варианты ответов:

А) Времена года

Б) Лунная соната

В) Вальс цветов

Г) Полет шмеля

Правильный вариант ответа:

Б) Лунная соната

Неправильный вариант ответа:

Все остальные

Подсказка:

Подсказка: Вспомните работу Л. Бетховена, посвященную 18-летней Джульетте Гвиччарди

Задание 2

Тип вопроса: Установление соответствий между элементами двух множеств.

Текст вопроса:

Установите соответствие между значимыми фактами из жизни композитора и годами жизни, когда они произошли.

Варианты ответов:

Список 1:

        1. Год рождения композитора.
        2. В каком году композитор написал «Лунную сонату».
  1. В каком году композитор издает свое первое сочинение – вариации на тему марша Дресслера.

Список 2:

А. 1713 г.

Б. 1678 г.

В. 1723 г.

Правильный вариант ответа:

1 – А

2 – В

3 – Б

Неправильный вариант ответа:

Все остальные

Подсказка:

Обратитесь к биографии композитора.

Задание 3

Тип вопроса: Филворд – английский кроссворд.

Текст вопроса:

Найдите пять слов, обозначающих названия музыкальных инструментов и выделите их разными цветами.

Т

Р

Ф

А

П

Л

Й

В

С

О

С

Ф

О

С

К

Р

И

П

К

А

О

П

Р

П

С

И

П

А

Л

К

Р

К

Т

Ф

Л

П

Й

Т

Б

П

Ф

Л

Е

Й

Т

А

Т

А

О

С

А

Й

П

Е

Й

П

А

Ф

Р

Й

Н

И

И

П

Л

Р

Е

В

Г

И

Ф

О

А

Т

Е

П

Ь

Я

А

О

В

С

Н

И

О

К

П

Е

Н

Р

В

И

О

Л

О

Н

Ч

Е

Л

Ь

Правильный вариант ответа:

Т

Р

Ф

А

П

Л

Й

В

С

О

С

Ф

О

С

К

Р

И

П

К

А

О

П

Р

П

С

И

П

А

Л

К

Р

К

Т

Ф

Л

П

Й

Т

Б

П

Ф

Л

Е

Й

Т

А

Т

А

О

С

А

Й

П

Е

Й

П

А

Ф

Р

Й

Н

И

И

П

Л

Р

Е

В

Г

И

Ф

О

А

Т

Е

П

Ь

Я

А

О

В

С

Н

И

О

К

П

Е

Н

Р

В

И

О

Л

О

Н

Ч

Е

Л

Ь

Неправильный вариант ответа:

Все остальные

Подсказка:

Вспомните музыкальные инструменты, на которых играл Л. Бетховен.

Задание 4

Тип вопроса: Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Текст вопроса:

Разгадайте ребус, в котором зашифровано название одной из симфоний Л. Бетховена, и введите правильный ответ с клавиатуры.

Ответ: ____________________.

Правильный вариант ответа:

Героическая / героическая

Неправильный вариант ответа:

Все остальные

Подсказка:

Вспомните названия всех симфоний Л. Бетховена.

Задание 5

Тип вопроса: Добавление подписей к изображениям.

Текст вопроса:

Подберите корректные подписи к изображениям.

________________ __________ __________

Варианты ответов:

Виолончель

Орган

Фортепиано

Правильный вариант ответа:

Виолончель Орган Фортепиано

Неправильный вариант ответа:

Все остальные

Подсказка:

Вспомните названия музыкальных инструментов и как они звучат.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6