Литературное чтение. 4 класс

Урок 3. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс.

Урок 3. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Знакомство с произведением.
  2. Анализ произведения.

Глоссарий по теме:

Волхвы – у древних славян: жрецы, прорицатели будущего.

Кудесник – чародей, колдун.

Слыть – быть известным в качестве кого-нибудь.

Ибо – потому что.

Княже – вежливое обращение к князю.

Укорять – обвинять.

Сей – этот.

Вещий – дальновидный.

Жребий – судьба.

Праща – древнее ручное боевое оружие.

Хозары – народ, живший некогда в южно – русских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Броня – одежда из металлических пластинок или колец.

Перун – бог грома и молнии у древних славян.

Сеча – сражение.

Тризна – похоронный обряд у древних славян.

Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.

Дружина – войско.

Ключевые слова:

Лирическое произведение; отношение автора к герою; средства

художественной выразительности текста.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59
  2. Шубина Г.В., Тесты по литературному чтению к учебнику Климановой Л.Ф. 4 класс.– М.: Экзамен, 2016. – С. 16-21

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016

Основное содержание урока:

Дело в том, что каждый человек, когда он строит какие-то планы, непременно опирается на свой опыт, вспоминает события из своей жизни или из жизни своих родителей. Это его личная память. Так же происходит и с любым народом. Лучше понять окружающий мир, объяснить многое из происходящего в нём помогает народу его память. Многие тысячи лет назад нашим предкам помогали сохранять в памяти прошлое устные сказания, предания, песни, былины, сказки. Всё то, что называют произведениями устного народного творчества. С появлением письменности сведения о самых важных событиях в жизни народа стали записывать в летописях. Записи делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей — летописи. Самые древние русские летописи не сохранились. Узнать, о чём в них рассказывалось, мы можем благодаря труду монахов-летописцев, которые не только писали о современных им исторических событиях, но и переписывали старые летописи. Благодаря им, мы узнали о героях живших на Руси.

Произведение, которое мы сегодня прочитаем, называется «И вспомнил Олег своего коня». Олег был русским князем, необыкновенно умным, смелым, предприимчивым. Он соединил в одно все враждующие княжества и перенес столицу государства из Новгорода в Киев и назвал Киев матерью городов русских. Кроме этой важной победы, Олег прославился еще покорением многих других племен славянских. Но всего этого было еще мало для Олега: он пошел далее — по знакомому варягам водному пути в Грецию, тем более что из Киева этот путь был уже не так далек; дошел до Царьграда, или Византии, навел на нее такой страх, что византийский император согласился заплатить русскому князю дорогой выкуп, состоящий из золота, шелковых тканей и греческих вин; одним словом,в 33 года правления Олега народ видел так много славных и счастливых дел его, что, дивясь им, назвал его вещим, то есть мудрыми прозорливым.

И вспомнил Олег коня своего

В лето 6420 (912). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и уже не садился на него. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: – От чего мне умереть? И сказал ему кудесник один:– Княже! Коня любишь и ездишь на нём, – от него тебе и умереть!

И запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:

– Никогда не сяду на него и не увижу его больше. И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока ходил на греков.

Когда прошло четыре лета, на пятое, пришёл Олег от Царьграда в Киев и вспомнил своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшего конюха и сказал: – Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь? Он же ответил: – Уже умер! Олег засмеялся и укорил того кудесника, сказав:

– Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив. И повелел оседлать себе коня: – Да увижу кости его. И приехал на место, где лежали его кости голые и череп голый, слез с коня и, посмеявшись, сказал: – От сего ли черепа смерть мне принять? И ступил ногою на череп. И выползла змея из черепа и ужалила его в ногу. И с того разболелся и умер. И оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

В - О ком говорится в летописи?

О – О князе Олеге.

В – Как начинается летопись?

О – О том к каком году это происходило. По годам, мы можем определить век.

В – Где жил и правил Олег?

О – Олег жил в Киеве.

В- Как вы считаете, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?

О- Да

В- Что напророчили князю Олегу волхвы?

О- Волхвы предсказали Олегу, что он умрет от его любимого коня.

В- Как поступил князь с конем?

О- Приказал кормить его, ухаживать за ним, но к нему не приводить.

В- Через какое время он вспомнил о своем коне?

О- Через четыре года.

В- Что ответил конюх на его вопрос, где его конь?

О- Конь давно умер.

В- Почему Олег засмеялся?

О- Он решил, что волхвы сказали неправду «Конь умер, а я жив»

В- Что произошло, когда Олег поехал на место, где лежали кости коня?

О- Он ступил ногой на череп, оттуда выползла змея и ужалила князя. С тех пор он заболел и умер.

В- Почему люди оплакивали Олега?

О- Потому, что Олег много сил приложил для усиления Древнерусского государства он несколько раз ходил в очень удачные походы, заставил трепетать Византию. При нем Киев чувствовал себя в безопасности и поэтому народ любил своего князя

В- Как можно по-другому озаглавить этот фрагмент летописи?

О- а) Предсказание волхвов сбылось.

б) От судьбы не убежишь.

в) Смерть от любимого коня.

В- В какой форме написано это произведение?

О- Летопись-это прозаическое произведение.

Об этом нам поведал монах Нестор в Летописях. Он об этом написал в 1113году (12 век)

Сегодня я предлагаю вашему вниманию еще одно произведение, рассказывающее об этом событии из жизни князя Олега. Но написал его уже гораздо позже А.С. Пушкин в стихотворной форме. (1822году)

Легенду о князе Олеге А.С.Пушкин прочитал в летописи «Повесть временных лет». Она настолько заинтересовала писателя, он изучал архивы, что вскоре появилось стихотворение «Песнь о вещем Олеге».

Вот мы закончили слушание летописи «И вспомнил Олег коня своего» и баллады «Песнь о вещем Олеге» Безусловно, эти два произведения сходны тем ,что основаны на одном историческом сюжете ,событии .В них один и тот же герой .НО ОНИ РАЗЛИЧАЮТСЯ. Назовите различия этих произведений

В- Какое произведение вам понравилось больше? Почему?

О- У А.С. Пушкина эта история описана более подробно. Понравилась сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал укрыть его ковром, выгуливать, купать, кормить отборным зерном, поить ключевой водой. Кажется, князь Олег даже плакал, когда с ним прощался. Он сначала жалеет, что послушался кудесника, думает, что не надо было верить его словам, тогда бы и дальше они были вместе. Жалко, что князь Олег погибает такой нелепой смертью. Всю жизнь он воевал, мог быть убит в битве, но умирает от укуса змеи. Предсказание кудесника сбылось.

В- Кому из героев « Песни..» сочувствовали : князю или коню? Обоснуйте.

О-Жаль коня, что князь отказался от верного друга, который никогда его не подводил.
Но жаль и князя, который поверил волхвам, побоялся смерти ранней.
В- Каковы особенностью содержания « Песни..»

О- Обилие средств художественной выразительности: эпитеты, сравнение, метафора.

В- Чем отличаются фрагмент летописи и баллада?

О- Летопись написана прозой, а произведение

А.С. Пушкина — в стихотворной форме. И хотя в его балладе много незнакомых слов, она очень красива.

Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою. Пушкину это удалось сделать. Мы горюем о безвременной кончине героя .Но так ли всё просто ?

В летописи дан документальный факт. А в балладе - есть

мораль .И она очень поучительна .Олег высокомерен с кудесниками ,не желает их сначала даже слушать ,но потом всё же велит отправить коня ,своего верного друга ,не раз спасавшего ему жизнь ,на конюшню .Князь заводит себе другого коня ..Вот это ,по мнению Пушкина ,и явилось предательством .за которое Олег понёс наказание .Иные критики считают ,что главная мысль произведения в том ,что от своей судьбы никуда не уйти : хоть ты великий князь ,хоть простой смерд .Ведь Пушкин называет поэму"Песнь о ВЕЩЕМ Олеге" Вещий ,значит -ВЕДАЮЩИЙ.Вот кудесник - вещий ( он много чего поведал о жизни Олега - о его победах ,о его заслугах ).А Олег не смог предвидеть свою судьбу .Он пошёл к костям коня .и принял "он смерть от коня своего"

Основная мысль (мораль) баллады - судьбу не изменить, не надо искушать ее, нужно беречь себя. (даже мертвый конь сумел "убить" Олега)

Вывод: От судьбы не убежишь.

Разбор типового тренировочного задания:

  1. Соедини стрелками название произведения с названием жанра.

«И вспомнил Олег коня своего» житие

«Житие Сергея Радонежского» былина

«Ильины три поездочки» летопис

Правильный вариант ответа

«И вспомнил Олег коня своего» житие

«Житие Сергея Радонежского» былина

«Ильины три поездочки» летопись

Подсказка: вспомните, какие жанры вы знаете.

Разбор типового контрольного задания:

Текст вопроса: Впечатайте пропущенные слова.

Могучий ________головою поник

И думает: «Что же гаданье?,

__________ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое___________!

Мой _______и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он __________ коня.

Вот едет Олег со двора,

С ним ________- и старые гости,

И видят — на, у брега Днепра,

Лежат благородные __________;

Их моют _______, засыпает их _______,

И ветер волнует над ними ковыль.

Правильный вариант ответа:

Могучий Олег головою поник

И думает: «Что же гаданье?

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

Презреть бы твое предсказанье!

Мой конь и доныне носил бы меня».

И хочет увидеть он кости коня

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят — на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости;

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6