Русский язык. 4 класс

Урок 4. Понятие о предложении

Конспект урока

Русский язык, 4 класс.

Конспект урока № 4.

Тема: Понятие о предложении.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – вспомнить понятие предложения.

Задачи:

  1. Определить признаки предложения.
  2. Научиться выбирать знаки препинания в конце предложения и соблюдать интонацию.
  3. Потренироваться составлять предложения по рисунку и схеме.
  4. Научиться выделять главную мысль текста.

Результаты:

  • Узнаем, что такое предложение, а что предложением не является.
  • Научимся выбирать знаки препинания в конце предложения и соблюдать интонацию.
  • Попробуем составить предложения по рисунку и схемам.

ТЕЗАУРУС

Предложения по цели высказывания бывают:

  • Повествовательные – предложения, в которых о чём-либо сообщают, повествуют. В конце точка (.). Идёт сильный дождь.
  • Вопросительные – предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительный знак (?). Когда приедет дедушка?
  • Побудительные – предложения, которые побуждают к действию. В конце ставится восклицательный знак (!). Слушайте внимательно!

А по интонации:

  • Восклицательные: Папа позвонил! Папа позвонил?!
  • Невосклицательные: Папа позвонил.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Что такое предложение?

У нас есть слова: стол, книга, лежит, на. Мы можем их прочитать. Но если мы не составим их в правильном порядке и не изменим формы слов, чтобы каждое выполняло свою функцию, то получится бессмыслица.

Используя эти слова, можно составить предложения, выражающие абсолютно разные мысли:

Книга лежит на столе.

Книга лежит на столе?

На столе лежит книга?

Книга лежит на столе?!

Предложение – это слово или несколько, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

В устной речи мы отделяем предложения друг от друга с помощью интонации, а на письме используем знаки препинания: точку, восклицательный знак, вопросительный знак многоточие.

Вспомните правила написания предложений:

1. С какой буквы пишется первое слов в предложении?

2. Какие знаки ставятся в конце предложения?

По щелчку появляются ответы:

  1. С заглавной.
  2. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ*

Распределите термины по категориям:

Восклицательное, побудительное, повествовательное, вопросительное, невосклицательное

Предложения по цели высказывания

Предложения по интонации

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Прочитайте стихотворение. Что вы представили, читая этот текст.

Вон там по заре растянулся
Причудливый хор облаков:
Всё будто бы кровли, да стены,
Да ряд золотых куполов.

То будто бы белый мой город,
Мой город знакомый, родной,
Высоко на розовом небе
Над темной, уснувшей землей.

И весь этот город воздушный
Тихонько на север плывет…
Там кто-то манит за собою —
Да крыльев лететь не дает!..

Какая картинка больше подходит к стихотворению? Почему?

Задание 2. Составьте предложение и слов:

  1. Звезды, ярко, осень, светят
  2. Полил, гром, и, раздался, дождь, удар

Не забудьте, что первое слово в предложении начинается с большой буквы, а в конце нужно поставить знак препинания.

Задание 3. Соедините части предложения:

  1. Прежде чем пойти гулять,
  2. Чтобы сварить варенье,
  3. Зима была снежная, но

1.не очень холодная

2. нужно сделать домашнее задание

3. нужно сходить по ягоды

Задание 4. Дополните предложения, словами, изображёнными на картинках:

  1. В наших лесах растут _______________________________________________. , .
  2. На наших полях растут________________________________________________. , .,

Мы ехали широкой ровной дорогой наступал вечер нам на встречу шли с работы люди прогремел грузовик в поле пела военная труба за лесом гудел тяжелый паровоз

Задание 6. Подберите схемы к предложениям.1.

2.

3.

  1. Наступила весна
  2. Ветер принес облака, и пошел сильный дождь
  3. Я люблю шоколад

Задание 7. Расставьте знаки препинания в конце предложения в диалогах:

- Тепло ли тебе, девица

- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка

- Тепло ли тебе, девица

- Ой, руки, ноги отмерзли Уйди, Морозко

Из какой сказки эти диалоги?

Задание 8.

Из всех предложений выберете только пословицы.

  1. Дарёному коню в зубы не смотрят
  2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей
  3. В гору идти трудно
  4. Не гуляй ночью по лесу - заблудишься

Задание 9. Спишите предложение в тетрадь. Не забудьте, что предложение начинается с Большой буквы, а в конце ставится знак препинания.

Первого сентября дети идут в школу.

Задание 10. Соедините части предложений:

1.Мойте руки

2. Солнце садится

3. Сядьте

4. Какой сегодня

1. на западе.

2. день недели?

3. перед едой.

4. прямо!

Задание 11. Определите границы предложений, расставьте знаки препинания. Перепишите текст.

Осень в лесу

Вы бывали в осеннем лесу как красив осенний лес берёзки надели золотые платья листья клёна разрумянились сосны и ели остались зелёными пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами а сколько грибов в лесу быстрей идём за грибами

Задания 12* Найдите ошибки в этом предложениях. Перепишите правильно.

  1. пусть будет мир во всем мире
  2. в корзинке у красной шапочки лежали пирожки с капустой картошкой и вишней
  3. куда делся мой апельсин

Задание 12* Составьте небольшой текст по этой картине. Озаглавьте его.

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

1. Какая запись не является предложением?

А) В лесу созрела малина.

Б) На дерево села птица.

В) Листья падать дерево осень

2. Сколько предложений в тексте?

Весной солнце поднимается высоко дни становятся длиннее становится теплее птицы прилетают из тёплых стран

А) 4

Б) 3

В) 5

3. В каком предложении ошибка?

А) Во сколько сегодня закончатся уроки

Б) Вера, дай карандаш.

В) К вечеру похолодало.

Вариант 2.

1. Какая запись не является предложением?

А) На даче расцвели розы.

Б) Весна прилетать птицы.

В) Машина припаркована возле дома.

2. Сколько предложений в тексте?

Солнце садится небо окрашивается алым лучи солнца пробиваются сквозь облака

А) 2

Б) 3

В) 4

3. В каком предложении ошибка?

А) Зимой солнце садится рано.

Б) Который час

В) Давайте пойдём в кино!

ЗАПОМНИТЕ!

Предложение – это слово или несколько, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ОТВЕТЫ:

Задание 2.

  1. Осенью звезды светят ярко./Звёзды ярко светят осенью./Осенью ярко светят звёзды.
  2. Раздался удар грома, и полил дождь (запятая не учитывается)

Задание 3.

1-2, 2-3, 3-1

Задание 4.

  1. Ягоды/а, орех(и)/шишки, грибы
  2. Пшеница, картофель/картошка, арбузы.

Задание 5.

Мы ехали широкой ровной дорогой. Наступал вечер. Нам навстречу шли с работы люди. Прогремел грузовик. В поле пела военная труба. За лесом гудел тяжелый паровоз.

Задание 6.

1-3, 2-2, 3-2

Задание 7.

Тепло ли тебе, девица?

Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Тепло ли тебе, девица?

Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко!

Задание 8.

1, 2

Задание 9.

1-3, 2-1, 3-4, 4-2

Задание 10.

Осень в лесу.

Вы бывали в осеннем лесу? Как красив осенний лес! Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Сосны и ели остались зелёными. Пёстрый ковёр листьев шуршит под ногами. А сколько грибов в лесу! Быстрей идём за грибами!

Задание 11.

  1. Пусть будет мир во всем мире./!
  2. В корзинке у красной шапочки лежали пирожки с капустой, картошкой и вишней.
  3. Куда делся мой апельсин?

Контрольный модуль

В-1

1. В

2. А

3. А

В-2

1. Б

2. Б

3. Б

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6