Русский язык. 4 класс

Урок 5. Предложение в русском языке

Конспект урока

Русский язык, 4 класс.

Урок № 5.

Тема: Предложение в русском языке.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – познакомиться с диалогической речью.

Задачи:

  1. Научиться распознавать предложения и выделять их знаками и интонационно.
  2. Узнать, что такое диалогическая речь и признаки диалога.
  3. Научиться оформлять диалог на письме.

Результаты:

  • Познакомимся с диалогической речью.
  • Научимся записывать диалоги.
  • Потренируемся выделять предложения и соблюдать интонацию.

ТЕЗАУРУС

Диалог – разговор двух и более собеседников, переговоры.

Реплика – это одно или несколько предложений. После реплики одного из собеседников следует ответ другого.

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Прочитайте стихотворение:

У меня зазвонил телефон. 
- Кто говорит? 
- Слон. 
- Откуда? 
- От верблюда. 
- Что вам надо? 
- Шоколада. 
- Для кого? 
- Для сына моего. 
- А много ли прислать? 
- Да пудов этак пять. Или шесть: 
Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький! 

  • Вспомните, из какой это сказки? Кто автор этого произведения? Как называется разговор двух или более людей?

Вы уже знаете, что мы используем язык по-разному. Беседа с кем-то или переписка в интернете называется диалогом. Речь одного человека – монологом.

Монолог часто можно подготовить заранее. Это выступления по радио и телевидению, на конференции, у доски. Диалог мы не можем продумать полностью, потому что не знаем, что ответит наш собеседник.

Диалоги состоят из реплик и иногда слов автора.

Реплика – это одно или несколько предложений. После реплики одного из собеседников следует ответ другого.

Диалоги нужно уметь правильно оформлять на письме. Каждую реплику нужно писать:

  • с большой буквы,
  • с новой строки,
  • перед репликой ставить тире.

Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.

Например:

Он спросил:

— Кто там?

— Это я, - ответила мама.

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ, что такое прямая речь.

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

Прямая речь всегда состоит из двух частей:

  • Прямая речь.
  • Слова автора.

В словах автора обычно указывается, кому принадлежит речь, и используются глаголы: сказал, проговорил, произнёс, подумал, воскликнул, спросил, ответил и т.д.

Вспомните, как составлять схемы прямой речи.

Пример:

Я сказал: «Мы пришли»

Схема: А: (слова автора) «П». (прямая речь)

Рассмотрите схемы. Что они значат?

  1. А: «П». А: «П!» А: «П?»
  • После прямой речи могут стоять восклицательный знак, вопросительный знак, точка, в зависимости от интонации.
  • Прямая речь выделяется кавычками, а её первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Пример: Мальчик спросил: «Как твоё имя?»

  1. «П», - а. «П!» - а. «П?» - а.
  • После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков тире.

Пример: «Коля», - ответил я.

  1. «П, - а, - п». «П, - а. – П». «П? – а. – П». «П… - а. – П».
  • Если слова автора идут в середине прямой речи, то кавычки не закрываются. Их надо закрыть после окончания прямой речи – в конце всего предложения. Когда первая часть прямой речи (до слов автора) синтаксически не закончена, то и перед, и после слов автора ставится запятая и тире.

Пример: «Петя, - крикнула мама, - отзовись!»

Приведите свои примеры предложений с прямой речью. Составьте их схемы.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Памятка требований к хорошему диалогу:

1. Придерживаться темы диалога.

2. Создавать диалог, соответствующий языковой ситуации и цели.

3. Использовать реплики для поддержки диалога: А вы как считаете? Может быть, вы другого мнения? Расскажите о...

4. Использовать формулы речевого этикета: извините, будьте любезны, простите, пожалуйста, спасибо…

5. Уметь аргументировать (подтверждать фактами) свои мысли, понимать, что у собеседников может быть другой взгляд на эту проблему, и уважать их мнение.

6. Придерживаться правил общения и нормы литературного языка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1.

Выберите правильный вариант:

  1. Диалог- разговор между двумя или несколькими людьми
  2. Диалог – речь одного человека

Как называется речь одного человека?

Задание 2. Определите, какие слова принадлежат Ёжику.

— Что ты ёж такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, Волки да Медведи!

Задание 3. Подчеркните слова автора:

Добежала девочка до печки:

— Печка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Задание 4. Разгадайте кроссворд:

  1. Разговор между двумя или несколькими людьми
  2. Речь одного человека
  3. Способность человека выражать мысли
  4. Одно или несколько предложений в диалоге

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5. Выберете из двух текстов монолог:

1.- А когда тебе было бы удобно зайти?

- Давай сегодня после занятий.

2. Меня зовут Игорь. Я ученик 4 класса. Я очень люблю учиться.

Задание 6. Соедините части пословиц:

  1. Кто не умеет говорить —
  2. Сколько ни говорить,
  3. Умеет он сесть,
  4. Лошади узнают друг друга по ржанию,
  1. а с разговору сытым не быть.
  2. портит разговор.
  3. умеет и разговор весть.
  4. а люди — по разговору.

Задание 7. расставьте реплике в правильном порядке, чтобы получился диалог:

- Здравствуй! Меня зовут Коля.

- Однажды я был там проездом. Мне понравился Ростов!

- Я из Ростова-на-Дону. А ты?

- Привет! Я Миша. Ты из какого города приехал?

- В Сибири! Как интересно! Я в Сибири вообще еще не бывал. А ты бывал в Ростове когда-нибудь?

- А я из Красноярска.

Задание 8. Соедините предложения и их схемы:

  1. - П, - а.
  2. «П, - а, - п».
  3. «П!» - а.
  4. А: «П».
  1. Ёжик сказал: «Пойдём чай пить».
  2. «Хорошо, - сказала мама, - давай пойдём в магазин».
  3. - Подходите ближе, - сказал экскурсовод.
  4. «Рита!» - позвала Катя.

Задание 9. Спишите предложение в тетрадь. Не забывайте соблюдать правила оформления диалога:

– Эй, ты кто такой?

– Я – Говорящий Сверчок, – ответило существо, – живу в этой комнате больше ста лет.

– Здесь я хозяин, убирайся отсюда.

Задание 10. Расставьте знаки препинания в диалоге:

Привет, Света! Неожиданная встреча поздоровалась Вика

Привет! Рада тебя видеть ответила Света

Задание 11. Выберете картинку, иллюстрирующую диалог.

Как вы думаете, о чём они говорят?

Задания 12. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания в диалог:

(Ис) п..ки, старуха, колобок

Муки нету

А ты (по)м..ти, вот и (на) берёшь муки (на) колобок.

Задание 13*

Придумайте и запишите предложения к схемам:

  1. «_________!» - _________________.
  2. ____________: «________________?»
  3. «______________, - ________________, - ___________».

Задание 14* Составьте диалог по картинке

Из какой это сказки?

Задание 15*

Найдите 3 пословицы о разговоре иди диалоге.

Для этого вы можете воспользоваться школьным словариком «Пословицы, поговорки и крылатые выражения» или сайтом: http://posloviz.ru/category/rech/

Объясните их значение и запишите.

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

1. Выберете неправильное суждение:

А) Реплика – это слова автора

Б) Каждая реплика в диалоге пишется с большой буквы.

В) При оформлении прямой речи используются кавычки.

2. Сколько реплик в диалоге?

- Два билета, пожалуйста.

- Какие вам места?

- По середине.

А) 2

Б) 3

В) 5

3. Составьте диалог из реплик:

- Рис и овощи к обеду.

- А что ты готовишь?

- Я готовлю обед.

- Привет! Что ты делаешь?

Вариант 2.

1. Выберете правильное суждение:

А) Реплика – это слова автора

Б) Каждая реплика в диалоге пишется с большой буквы.

В) В монологе участвует 2 собеседника.

2. Сколько реплик в диалоге?

- Здравствуйте! Дайте, пожалуйста, муки.

- Добрый день! Сколько вам?

- Килограмм.

А) 2

Б) 3

В) 5

3. Составьте диалог из реплик:

- Я тоже кашу, но еще кофе.

- Кашу с молоком. А ты?

- А мне налей, пожалуйста, чай.

- Что ты будешь на завтрак?

ЗАПОМНИТЕ!

Диалог – разговор двух и более собеседников, переговоры.

Реплика – это одно или несколько предложений. После реплики одного из собеседников следует ответ другого.

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ОТВЕТЫ:

Задание 2.

- Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, Волки да Медведи!

Задание 3.

Добежала девочка до печки:

— Печка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Задание 4.

 

 

3

 

 

 

 

 

4

р

е

ч

ь

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

п

 

 

2

 

 

 

л

 

 

м

 

1

д

и

а

л

о

г

 

 

к

 

 

н

 

 

 

а

 

 

о

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

г

 

Задание 5.

2

Задание 6.

  • Кто не умеет говорить — портит разговор.
  • Сколько ни говорить, а с разговору сытым не быть.
  • Умеет он сесть, умеет и разговор весть.
  • Лошади узнают друг друга по ржанию, а люди — по разговору.

Задание 7.

- Здравствуй! Меня зовут Коля.

- Привет! Я Миша. Ты из какого города приехал?

- Я из Ростова-на-Дону. А ты?

- А я из Красноярска.

- В Сибири! Как интересно! Я в Сибири вообще еще не бывал. А ты бывал в Ростове когда-нибудь?

- Однажды я был там проездом. Мне понравился Ростов!

Задание 8.

1-3, 2-2, 3-4, 4-1

Задание 10.

- Привет, Света! Неожиданная встреча,/! - поздоровалась Вика.

- Привет! Рада тебя видеть,/! - ответила Света.

Задание 11.

2

Задание 12.

- Испеки, старуха, колобок.

- Муки нету.

- А ты помети, вот и наберёшь муки на колобок.

Контрольный модуль

В-1

1. А

2. Б

3. - Привет! Что ты делаешь?

- Я готовлю обед.

- А что ты готовишь?

- Рис и овощи к обеду

В-2

1. Б

2. Б

3. - Что ты будешь на завтрак?

- Кашу с молоком. А ты?

- Я тоже кашу, но еще кофе.

- А мне налей, пожалуйста, чай.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6