Цель урока: Создать условия для формирования представлений о полезных ископаемых, об использовании полезных ископаемых.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:  выявлять и объяснять различные полезные ископаемые (горючие, рудные, нерудные, значение их для человека), приводить примеры  различных полезных ископаемых, Привести примеры использования горных пород и минералов человеком;

Метапредметные: определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причины следственной связи, анализировать информацию (текстовую, иллюстрированную);

Личностные:  сформировать основы экологической культуры, любовь к Родине осознание значимости литосферы, как части географической оболочки,  осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Ход урока:

Текст.

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

Вы каждый день употребляете в пищу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Еще в древности люди говорили, что «без соли стол кривой». Поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.

В разных странах гипс использовали по-разному. Для индейцев гипс являлся хорошим удобрением. В настоящее время гипс используют чаще всего в медицине при лечении переломов. Драгоценные камни - минералы, обладающие красивым внешним видом (красивыми они становятся после механической обработки, полировки и огранки). Самыми дорогими являются камни, которых очень мало в природе и характеризуются они красивой окраской, ярким блеском, игрой, твердостью и долговечностью. Цена камня определяется его индивидуальными особенностями. Наиболее известные драгоценные камни-сапфиры, рубины, изумруды и, конечно, ограненные алмазы-бриллианты.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек в своей хозяйственной деятельности. Сначала люди пользовались тем, что находили на поверхности земли, не подозревая, какие несметные сокровища скрываются глубже. Но по мере развития цивилизации подземные кладовые распахнули для них свои двери. Человечество научилось находить и добывать нужные материалы даже в очень труднодоступных местах, изобретя для этого огромное количество механизмов и способов. 

Исходя из сферы использования, различают горючие ресурсы (природный газ, уголь, торф, нефть), рудные (руды горных пород) и нерудные (песок, глина, известняк, сера, калийные соли). Драгоценные и поделочные камни стоят отдельной группой. По физическим свойствам выделяют твердые минеральные образования (различные руды, уголь, гранит, соли), жидкие (нефть, воды) и газообразные (газы, метан, гелий).

1. Топливные (горючие)
Это торф, бурые и каменные угли, нефть, природные газы, горючие сланцы. Впрочем, термин «горючие» не очень удачный. Он наводит на мысль, что эти ископаемые используются только как топливо. Топливо для промышленных предприятий, электростанций, различных двигателей и т.д. Это правда, но далеко не вся правда. Так называемые горючие ископаемые широко используются и для многих других целей, особенно в химической промышленности. В особенности это справедливо в отношении нефти. Нередко говорят, что «топить нефтью - все равно что топить денежными ассигнациями».

2. Рудные (металлические)
Выделяют черные и цветные металлы. «Черные металлы» не обязательно должны быть черными по цвету. Так называют металлы, используемые при выплавке чугунов и сталей. Это серебристо-белые (отнюдь не черные!) железо, марганец, титан, ванадий, а также голубовато-серый хром. А так называемые цветные металлы - это серебристо-белые алюминий, олово, никель, серебро, платина, цинк, красная медь, желтое золото, синевато-серый свинец и ряд других металлов.Когда говорят об образовании металлов и их месторождений, то речь идет непременно о металлах в чистом, самородном виде. Некоторые металлы, в таком виде действительно встречаются. Металлы добывают главным образом из соответствующих металлических руд. Так что месторождения металлов — это, как правило, месторождения соответствующих руд. Недаром добычу металлов называют горнорудным производством.

3. Нерудные(строительные материалы)
Глина, и песок, и щебенка, и гранитные скалы - все это, по сути дела, ценные полезные ископаемые. Их выделяют в группу строительных ископаемых и используют при возведении зданий и различных сооружений, а также при создании скульптур и архитектурных деталей. Из разнообразных строительных ископаемых, особенно важную роль в развитии цивилизации сыграли известняки, мраморы, граниты. На первом месте по праву стоят известняки - самые распространенные на Земле.

Извлекая из земных недр всевозможные полезные ископаемые, люди истощают эти недра, нарушают геологическую структуру недр, перегружают земную поверхность как продуктами переработки полезных ископаемых, так и отходами, которые образуются при переработке. Понятно, что эта экологическая проблема все сильнее обостряется по мере увеличения добычи полезных ископаемых и расширения ассортимента ископаемых, которые человек включает в разряд «полезных».

Интересные факты.
1. Алмаз - один из наиболее интересных и дорогих драгоценных камней. Его название происходит от греческого «адамас», что означает «несокрушимый». Это самый твердый в природе минерал. Поэтому его используют в основном не в ювелирном деле, а в технике - для полировки и шлифовки твердых веществ, для проходки глубоких скважин (особенно твердые сверла), для обработки металлов (особенно твердые резцы) и т.д. Разработаны способы получения искусственных алмазов для технических целей. По своему химическому составу алмаз - это простое вещество углерод. Поразительно, насколько он отличается от другого простого вещества, также являющегося углеродом. Имеется в виду графит. Графит не может похвалиться твердостью и как драгоценный камень он совершенно не смотрится. Алмаз же, в дополнение к исключительной твердости, обладает удивительной «игрой света». При освещении алмаза можно наблюдать яркие и красочные блики - от голубых до красных. В полной мере красота алмазов открылась людям после того, как в XVII веке научились производить специальную огранку этих камней, превращающую их в блистательные бриллианты. Разумеется, никто не использует бриллианты в технических целях - это исключительно ювелирные камни.
2. Уголь – наиболее распространенное ископаемое, которое используется в виде топлива. Мало кто знает, что из 20-метрового слоя торфа под давлением образуется всего лишь 2-х метровый пласт угля. Если аналогичный слой мертвой растительности залегает на глубине 6 км, то пласт угля будет иметь всего 1,5 м.
3. Обсидиан – вулканическое стекло. Этот материал обладает высокой плотностью. Он образуется под воздействием очень высоких температур при извержении магмы. Археологам удалось найти подтверждения того, что первые хирургические инструменты изготавливались из этого материала.
4. Золото было признано одним из самых гибких металлов. Оно используется даже для изготовления швейных нитей. Из одной унции золота можно получить нить длиной около 80 км.
5. Серебро издавна славится своими бактерицидными свойствами. Еще воины древнего Рима использовали его для лечения. Если в бою человеку наносились серьезные раны, то целители обкладывали места увечий серебряными пластинами. После таких процедур раны быстро и без всяких осложнений заживали.

Практическая работа
Работа с атласом и контурными картами.
Используя атлас, нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых.

Самостоятельная работа.
Задание 1. Вставьте пропущенные слова

1. Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду. (Железная руда).

2. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в  Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления  дорогостоящих украшений. (Золото).
Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. (Нефть).

3. Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки. (Природный газ).

4. Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли. (Гранит).

5. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством. (Глина).

6. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________. (Известняк).

Задание 2. Отгадайте.

Что сперва в воде родится
А потом воды боится. (Соль)
Черён как ворон,
А греет, как солнце. (Уголь)
Белый как сахар но не сладкий
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберёшься. (Мел)
Без неё не поедет
На такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
Росли по болоте растения.
Теперь это топливо и удобрения. (Торф)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло, 
От него в домах светло.
Помогает плавить стали.
Делать краски и эмали. (Уголь)

Задание 3.Тест

1. Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит  подстилкой для скота, удобрением.
а) нефть
б) каменный уголь
с) торф

2. Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.
а) железная руда
б) гранит
с) глина

3. Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.
а) нефть
б) торф
с) каменный уголь

4. Прочная железная порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.
а) каменный уголь
б) известняк
с) гранит

5. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков организмов.
а) известняк
б) железная руда
с) гранит

6. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.
а) природный газ
б) нефть

7. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.
а) известняк
б) каменный уголь
с) песок

8. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.
а) глина
б) известняк
с) торф

Задание 4. Составьте схему «Полезные ископаемые нашей местности»