Цель: формирование представления о влиянии человека на рельеф.

Задачи:
— Обучающая: сформировать представление об особенностях форм рельефа под влиянием человека продолжить формирование умений и навыков работы с материалами учебника.
— Развивающая: используя дополнительный материал, развивать интерес к предмету; продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками знаний.
— Воспитательная: способствовать формированию экологической культуры.

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Обучающиеся смогут:
— уметь объяснять понятие «антропогенный фактор»;
— уметь называть и характеризовать антропогенные формы рельефа;
— приводить примеры негативного влияния человека на земную кору,  воздействие антропогенного рельефа на различные природные процессы;
—сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерами внешнему виду;
—уметь объяснять  влияние  оврагов на хозяйственную деятельность людей и способы  борьбы с их образованием.

Метапредметные
Обучающиеся смогут: выявлять причинно-следственные связи между деятельностью человека и изменением рельефа.

Личностные
Обучающиеся будут обладать:
— ответственным отношением к учебе;
— основами познавательной и информационной культуры.

Ход урока

Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:
Антропогенный фактор, антропогенные формы рельефа, терриконы, котлованы, насыпи, карьеры, искусственные формы рельефа.
Наряду с внешними и внутренними факторами, которые формируют рельеф, в последнее время значительный вклад в формирование рельефа вносит хозяйственная деятельность человека. Именно хозяйственная деятельность создает антропогенные формы рельефа. Современные технические возможности человечества стали настолько грандиозными, что, как подметил великий русский ученый В. И. Вернадский, "человек стал крупной геологической силой".

Антропогенный рельеф – рельеф, изменённый или созданный в результате деятельности человека.
Человек в ходе хозяйственной деятельности нарушает литосферу:

1) изменяется строение верхней части литосферы, залегание слоев горных пород – добыча полезных ископаемых, строительство шахт, карьеров, тоннелей;

2) изменяется поверхность литосферы, выравнивается, создаются мелкие или крупные углубления (канавы, каналы, котловины, насыпи и т.д.);

3) создают искусственные формы рельефа: здания, башни, плотины, мосты, которые влияют на движение температуры воздуха, сток поверхностных вод.

Наиболее сильное влияние на рельеф оказывает добыча полезных ископаемых, строительство дорог, подземных сооружений и коммуникаций, сельское и лесное хозяйство.

Из-за нарушения целостности горных пород происходит проседание поверхности земли и разрушение зданий и промышленных сооружений. В некоторых районах, где из недр извлекается много полезных ископаемых, наблюдаются антропогенные землетрясения, например в Предуралье или на юге Западной Сибири. При добыче полезных ископаемых появляются не только карьеры и шахты, но и целые горы – терриконы – отвалы из отработанных пород.

В России к концу ХХ века накопилось много промышленных отвалов. Примерно 100 млн. из 1,5 млрд. очень опасны для здоровья. Основная часть нарушенных таким образом земель приходится на Кузнецкий угольный бассейн, некоторые районы Дальнего Востока, Восточной и Южной Сибири, где добыча полезных ископаемых производится преимущественно открытым способом.

Каждый год из земных недр извлекаются сотни миллионов тонн разнообразных полезных ископаемых. При этом только отходы горнопромышленного производства превышают 3 млрд т в год. На месте извлеченных горных пород в литосфере образуются пустоты. Только часть из них засыпается или закладывается, поэтому общий объем подобных пустот постоянно растет. Их наличие приводит к провалу грунтов, нарушению нормального движения подземных вод. Нарушает литосферу и бурение скважин, которое приняло огромный размах. Только в Западной Сибири их пробурено около 3 млн. Откачка нефти и газа из земных глубин увеличивает подвижность земных слоев и ведет к возникновению многочисленных антропогенных землетрясений! Так, в районе крупнейших нефтяных месторождений Поволжья только за 15 последних лет зафиксировано более 200 подобных землетрясений

Наиболее яркий пример неправильного ведения сельского хозяйства – развитие оврагов и усиления почвенной эрозии. В результате сведения естественной растительности и интенсивной распашки территории, для уменьшения неблагоприятных последствий необходимо соблюдать некоторые правила при организации хозяйственной деятельности: не спускать сведения естественной растительности, не возводить здания на оползневых участках, закреплять посредством растительности вершин у растущих оврагов и другие.

Изменяется поверхность литосферы. Она выравнивается, в ней создаются мелкие и крупные углубления (канавы, котловины, каналы). В ходе хозяйственной деятельности человек создаёт искусственные формы рельефа: здания, башни, плотины, мосты. Они, как и природные формы рельефа, изменяют поверхности литосферы, влияют на движение и температуру воздуха, сток поверхностных вод.

Самостоятельная работа

Задание 1. Напишите эссе на тему «Человек-геологическая сила»

Задание 2. Заполните таблицу

Вид деятельности человека

Антропогенная форма рельефа

Негативные последствия