Русский язык. 4 класс

Урок 40. Творительный падеж

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 40 «Творительный падеж»

На уроке Вы:

  1. Узнаете, что такое творительный падеж имён существительных.
  2. Научитесь определять вопросы и предлоги творительного падежа.
  3. Сможете сами составлять словосочетания и предложения с именами существительными в творительном падеже.

Основные термины к уроку:

  1. Начальная форма
  2. Творительный падеж
  3. Имя существительное
  4. Склонение
  5. Предлог
  6. Член предложения
  7. Падеж

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.

* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал:

  • Помните ли Вы, сколько падежей в русском языке?
  • Какие падежи Вы знаете?
  • Какой падеж идёт пятым по счёту?
  • Какие вопросы у этого падежа?
  • А предлоги?

Давайте разбираться!

Пятый из шести падежей русского языка называется «Творительный». Давайте познакомимся с ним поближе.

Послушайте текст. Ученики пишут текст ручками в тетради и рисуют карандашами на ватмане. Учительница очень довольна ребятами.

А теперь ответьте на вопросы.

ЧЕМ пишут дети в тетрадях?

ЧЕМ рисуют дети на ватмане?

КЕМ довольна учительница?

Посмотрите на эти вопросы: Кем? Чем? Это вопросы творительного падежа.

Вы уже знаете, что определить падеж нам помогают вспомогательные слова, от которых мы задаём вопросы. У творительного падежа вспомогательные слова: доволен (кем? чем?), играть (с (над, под, между, за, перед) кем? с (над, под, между, за, перед) чем?)

Послушайте предложения:

Сегодня здесь будет праздник. Между столами мы поставим вазы с цветами, над гостями повесим шарики, а перед входом поставим большой плакат с надписью «Добро пожаловать». За сценой будут ждать музыканты с гитарами, а перед ней будет ждать конферансье, чтобы начать вечер.

А теперь давайте ещё раз зададим вопросы:

МЕЖДУ ЧЕМ мы поставим вазы с цветами?

НАД КЕМ мы повесим шарики?

ПЕРЕД ЧЕМ мы поставим большой плакат?

ЗА ЧЕМ будут ждать музыканты?

С ЧЕМ музыканты будут ждать за сценой?

ПЕРЕД ЧЕМ будет ждать конферансье?

Как изменились вопросы? Рядом с ними появились предлоги «между», «над», «перед», «за» и «с». Это предлоги творительного падежа.

Итак, давайте сравним начальную форму имён существительных и их изменение в творительном падеже.

Собака – собакой, собаками

Заря – зарёй, зорями

Кот – котом, котами

Конь – конём, конями

Окно – окном, окнами

Море – морем, морями

Начальная форма

(И.п., ед.ч.)

Творительный падеж

(ед.ч и мн.ч.)

Женский род

Собака

Заря

Мужской род

Кот

Конь

Средний род

Окно

Море

Женский род

Собакой, собаками

Зарёй, зорями

Мужской род

Котом, котами

Конём, конями

Средний род

Окном, окнами

Морем, морями

А теперь давайте потренируемся!

Задание 1

Найдите все слова в творительном падеже:

Варианты ответа:

а) стенами

б) мыши

в) девочка

г) мышью

д) лис

Задание 2

Заполните таблицу. Напишите слово в творительном падеже.

Начальная форма

Творительный падеж

Хомяк

Окунь

Трамвай

Редис

Ресторан

Небо

Порог

Гусь

Кровать

Задание 3

Поставьте слова так: именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж

1 юле, маму, море, палкой, коня

2 сестру, свиньёй, магнитофона, ванна, телевизору

3 ими, я, её, тебя, мне

3 сметане, рыбу, свеча, ноги, колбасой

4 говядина, лошадью, свёклу, лука, столу

5 окна, белку, облако, волком, еноту

Задание 4

Выберите имена существительные в творительном падеже и найдите их в филворде.

Слова: метле, коса, телёнком, селом, полки, карандашу, юбкой, паруса, морем, фильмом, кошмару, игрой, монетой, медведя, замком, шторах

О

С

З

О

С

Е

Л

О

М

О

С

Т

У

Х

Т

Р

А

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

О

А

Ы

К

З

Б

П

Р

И

В

Е

Т

Л

И

В

Ы

Й

Ф

А

А

М

С

М

М

О

П

А

М

Ы

В

З

И

Б

В

О

Д

О

О

В

И

К

А

Ф

Ы

А

Л

О

Н

Н

А

Р

Ы

А

Г

О

Р

В

И

М

Ь

Т

А

Е

Е

Е

Е

С

Р

Л

А

Я

В

К

М

Л

Я

Т

П

М

П

П

О

Ц

Е

С

О

О

О

И

У

О

У

А

А

О

Й

О

Л

Ф

В

М

М

В

Т

Й

У

Д

О

Л

Ю

Б

И

В

Ы

Е

О

Ы

Р

У

Т

Е

Л

Ё

Н

К

О

М

У

Р

Р

Е

Л

И

Т

Ь

А

Р

А

А

С

И

Т

О

К

О

И

Н

Т

Е

Р

Е

С

Н

О

Е

К

А

Ю

Б

К

О

Й

А

П

П

И

Н

О

В

Ы

Й

Задание 5

Найдите в тексте имена существительные в творительном падеже и напишите, какими членами предложения они являются.

Чтобы дойти до центрального парка, Вам нужно повернуть налево и пройти между банком и магазином «Игрушки». Затем повернуть направо. За поворотом будет аптека. Обойдите её слева. За ней будет магазин «Продукты», а рядом с ним маленький мост с маленькой речкой под ним. После моста Вы увидите парк.

Ответы:

Задание 1

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, Г

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Б, В, Д.

Задание 2

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Начальная форма

Творительный падеж

Хомяк

Хомяком

Окунь

Окунем

Трамвай

Трамваем

Редис

Редисом

Ресторан

Рестораном

Небо

Небом

Порог

Порогом

Селезень

Селезнем

Кровать

Кроватью

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными.

Задание 3

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1 море, коня, юле, маму, палкой

2 ванна, магнитофона, телевизору, сестру, свиньёй

3 я, тебя, мне, её, ими

3 свеча, ноги, сметане, рыбу, колбасой

4 говядина, лука, столу, свёклу, лошадью

5 облако, окна, еноту, белку, волком

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные варианты ответа.

Задание 4

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Слова: телёнком, селом, юбкой, морем, фильмом, игрой, монетой, замком

О

С

З

О

С

Е

Л

О

М

О

С

Т

У

Х

Т

Р

А

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К

О

А

Ы

К

З

Б

П

Р

И

В

Е

Т

Л

И

В

Ы

Й

Ф

А

А

М

С

М

М

О

П

А

М

Ы

В

З

И

Б

В

О

Д

О

О

В

И

К

А

Ф

Ы

А

Л

О

Н

Н

А

Р

Ы

А

Г

О

Р

В

И

М

Ь

Т

А

Е

Е

Е

Е

С

Р

Л

А

Я

В

К

М

Л

Я

Т

П

М

П

П

О

Ц

Е

С

О

О

О

И

У

О

У

А

А

О

Й

О

Л

Ф

В

М

М

В

Т

Й

У

Д

О

Л

Ю

Б

И

В

Ы

Е

О

Ы

Р

У

Т

Е

Л

Ё

Н

К

О

М

У

Р

Р

Е

Л

И

Т

Ь

А

Р

А

А

С

И

Т

О

К

О

И

Н

Т

Е

Р

Е

С

Н

О

Е

К

А

Ю

Б

К

О

Й

А

П

П

И

Н

О

В

Ы

Й

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): остальные варианты являются неверными.

Задание 5

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Чтобы дойти до центрального парка, Вам нужно повернуть налево и пройти между банком (обстоятельство) и магазином (обстоятельство) «Игрушки». Затем повернуть направо. За поворотом (обстоятельство) будет аптека. Обойдите её слева. За ней (обстоятельство) будет магазин «Продукты», а рядом с ним (дополнение) маленький мост с маленькой речкой (дополнение) под ним (обстоятельство). После моста Вы увидите парк.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Все остальные варианты ответа.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6