Русский язык. 4 класс

Урок 39. Винительный падеж

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 39 «Винительный падеж»

На уроке Вы:

  1. Узнаете, что такое винительный падеж имён существительных.
  2. Научитесь определять вопросы и предлоги винительного падежа.
  3. Сможете сами составлять словосочетания и предложения с именами существительными в винительном падеже.

Основные термины к уроку:

  1. Начальная форма
  2. Винительный падеж
  3. Имя существительное
  4. Склонение
  5. Предлог
  6. Член предложения
  7. Падеж

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.

* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал:

  • Помните ли Вы, сколько падежей в русском языке?
  • Какие падежи Вы знаете?
  • Какой падеж идёт четвёртым по счёту?
  • Какие вопросы у этого падежа?
  • А предлоги?

Давайте разбираться!

Четвёртый из шести падежей русского языка называется «Винительный». Давайте познакомимся с ним поближе. Послушайте текст.

Вчера я была с мамой в зоологическом музее. Там я видела разных животных: льва, антилопу, мамонта, волка, лисицу и многих других животных. А потом мы пошли в картинную галерею и видели там статуи, картины и фрески.

А теперь ответьте на вопросы.

КУДА ходили мама с дочкой?

КОГО они видели в зоологическом музее?

ЧТО они видели в картинной галерее?

Посмотрите на эти вопросы: Кого? Что? Куда?

Это вопросы винительного падежа.

Вы уже знаете, что определить падеж нам помогают вспомогательные слова, от которых мы задаём вопросы. У винительного падежа вспомогательное слово: вижу (кого? что?).

Послушайте предложения: Я расскажу Вам про нашу дорогу. Сначала мы переехали через реку по мосту, а затем въехали в лес. Потом мы завернули за поле, въехали на гору, затем поехали под гору сквозь каменные утёсы. Это было трудно, мы перекатывались друг через друга. И вот мы тут и видим вас.

А теперь давайте ещё раз зададим вопросы:

ЧЕРЕЗ ЧТО мы переехали?

ВО ЧТО мы въехали?

ЗА ЧТО мы завернули?

НА ЧТО мы въехали?

ПОДО ЧТО мы поехали?

ЧЕРЕЗ КОГО мы перекатывались?

Как изменились вопросы?

Рядом с ними появились предлоги «через», «в», «во», «за», «на», «под». Это предлоги винительного падежа.

Итак, давайте сравним начальную форму имён существительных и их изменение в винительном падеже.

Собака – собаку, собак

Заря – зарю, зори

Кот – кота, котов

Стол – стол, столы

Окно – окно, окна

Море – море, моря

Вы заметили, что слова одного рода в винительном падеже изменяются по-разному? Это потому что в винительном падеже одушевлённые и неодушевлённые слова изменяются по-разному, у них разные окончания.

Смотрите.

Начальная форма

(И.п., ед.ч.)

Винительный падеж

(ед.ч и мн.ч.)

Женский род

Собака

Заря

Мужской род

Кот

Стол

Средний род

Окно

Море

Одушевлённое

Ж.р.

Собаку, собак

М.р.

Кота, котов

Ср.р.

-

Неодушевлённое

Ж.р.

Зарю, зори

М.р.

Стол, столы

Ср.р.

Окно, окна

Винительный падеж любит подражать другим падежам. Особенно именительному и родительному. Обратите внимание:

Есть стол – вижу стол

Есть окно – вижу окно

Нет брата – вижу брата

Нет коня – вижу коня

Как же узнать, какой это падеж? Чтобы определить именительный это падеж или винительный, нужно заменить слово словом женского рода. В винительном падеже будет окончание – у или – ю. Чтобы определить, родительный это падеж или винительный, нужно заменить слово неодушевлённым существительным. Если оно не изменяется, значит, это винительный падеж, если изменяется – родительный

.

А теперь давайте потренируемся!

Задание 1

Следующий падеж после дательного - это:

а) творительный

б) винительный

в) именительный

г) предложный

Задание 2

Соедините слово и падеж (одно слово может давать два падежа).

подушку

кресла именительный

солнца падеж

платье

друга родительный

кошку падеж

квартиры

стены винительный

диван падеж

стула

ковёр

мужа

Задание 3

Зачеркните слово, которое не стоит в винительном падеже.

1 стул, корабль, маму, столу, сестру

2 собаку, доме, портрет, стол, море

3 шишка, яйцо, ракушку, чайник

4 сито, лампу, мячу, медаль, кран

5 лист, друга, окна, брата, мышь

Задание 4

Спишите текст, выделяя имена существительные в винительном падеже. Не спутайте их со словами в именительном и родительном падежах.

Задание 5

Соедините глагол и существительное в дательном падеже.

осматривать, стол, на гору, пройти, накрывать, через мост, въехать, город, сквозь лес, переехать

Ответы:

Задание 1

Правильный вариант: Б

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

А, В, Г

Задание 2

подушку

кресла именительный

солнца падеж

платье

друга родительный

кошку падеж

квартиры

стены винительный

диван падеж

стула

ковёр

мужа

Задание 3

1 стул, корабль, маму, столу, сестру

2 собаку, доме, портрет, стол, море

3 шишка, яйцо, ракушку, чайник

4 сито, лампу, мячу, медаль, кран

5 лист, друга, окна, брата, мышь

Задание 4

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): иные варианты ответа неверные.

Задание 5

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Осматривать город.

Въехать на гору.

Переехать через мост.

Пройти сквозь лес.

Накрывать на стол.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любой другой вариант ответа.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6