Литературное чтение. 4 класс

Урок 37. Б. С. Житков «Как я ловил человечков»

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 37. Чудный мир классики.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Почему бабушка не убрала пароход с полки?
  2. Что сделал мальчик, когда ушла бабушка?
  3. Как вел себя, когда вернулась бабушка?

Тезаурус по теме:

Пароход-судно, оснащённое поршневой паровой машиной или паровой турбиной в качестве тягового двигателя.

Ключевые слова

Сказка; зачин; тема произведения; идея; герои произведения.

Основная и дополнительная литература

Учебник: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017.

Основное содержание урока

Мы с вами познакомимся с произведением Б.С. Житкова «Как я ловил человечков» Научимся различать сказку и рассказ по двум основаниям. Сможем рассказывать о героях произведения, сравнивать героев. Будем учиться наблюдать за особенностями языка сказок, учиться определять отношение и высказывать своё мнение о героях произведений. Ребята, а что вы знаете о жанре «сказка»?

Сказки бывают народные и авторские. Народные сказки, это сказки, которые создал народ, они возникли в глубокой древности, когда ещё у людей не было письменности, и передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Авторские сказки, их ещё называют литературными, это сказки, написанные одним автором, известно время создания сказок, и не допускается внесение изменений в содержание.

По содержанию сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных. Сегодня мы с вами будем читать очень известную сказку «Как я ловил человечков»

Написал эту сказку Борис Степанович Житков.

Родился Борис 30 августа 1882 года в Великом Новгороде. После окончания Новороссийского университета, сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий.

Прочитаем сказку и попробуем ответить на вопрос, почему бабушке был так важен пароходик.

Начинает сказка сказываться…

Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке. У Бабушки над столом была полка. А на полке пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба: жёлтая и на ней два чёрных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам верёвочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж совсем на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если бы хоть один у меня такой был! Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть с пароходиком. Бабушка мне всё позволяла . А тут вдруг нахмурилась:

-Дай честное слово, что не прикоснёшься. А то лучше спрячу –ка от греха. –И пошла к полке.

В –Почему бабушка не убрала пароход с полки?

О-Пожалела внука.

Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом:

-Честное, расчестное, бабушка! – и схватил бабушку за юбку.

Бабушка не убрала пароходика.

Я влезал на стул, чтобы лучше видеть. И всё больше и больше он мне казался настоящим.

И непременно должна дверца в будочке отворяться. И наверно, в нём живут человечки. Маленькие как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не на мачты.

А чуть шум-как мыши: юрк в каюту. Вниз – и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я спрятался за дверь и глядел в щелку. А они хитрые, человечки, знают, что я поглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто спугнуть не может. Хитрые.

Я стал быстро-быстро глотать чай. И запросился спать.

Бабушка говорит:

-Что это? То тебя силком в кровать не загонишь, а тут этакую рань спать просишься.

И вот, когда улеглись, бабушка погасила свет. И не видно пароходика. Я ворочался нарочно, так что кровать скрепила.

Бабушка:
Чего ты всё ворочаешься?

-А я без света спать боюсь. Дома всегда ночник зажигают. – Это я наврал: дома ночью темно.

Бабушка ругалась, однако встала. Долго ковырялась и устроила ночник. Он плохо горел. Но все же было видно, как блестел пароходик на полке. Я закрывался одеялом с головой, сделал себе домик маленькую дырочку.

А из дырочки глядел, не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало отлично видно. Я долго глядел. В комнате было совсем тихо. Только часы тикали. Вдруг что-то тихонько зашуршало. Я насторожился - шорох этот на пароходике. И вот будто дверка приоткрылась. У меня дыхание сперло. Я чуть двинулся вперёд. Проклятая кровать скрипнула. Я спугнул человечка!

И вот я тайком от бабушки отрубил от леденца кусочек, как раз теперь уж нечего было ждать, и я заснул.

На другой день я вот что придумал. Человечки, наверно же, едят что-нибудь. Если дать им конфетку, так это для них целый воз. Надо отломить от леденца кусок положить на пароходик, около будочки. Около самых дверей. Но такой кусок, чтобы сразу в их дверцы не пролез. Вот и ночью двери откроют, выглянут в щелочку. Ух ты! Конфетища! Для них это как ящик целый. Сейчас выскочат, скорей конфету тащить к себе. Они её в двери, а она не лезет! Сейчас сбегают, принесут топорики – маленькие-маленькие, но совсем всамделишные – и начнут этими топориками тюкать: тюк-тюк! И скорей проталкивать конфету в дверь. Чтоб не поймали. Вот они завозятся с конфетиной. Тут если я скрипну, всё равно им не поспеть: конфетина в дверях застрянет - ни туда ни сюда. Пусть убегут, а всё равно видно будет, как они конфетину тащили. А может быть, кто-нибудь сперепугу топорик упустит. Где уж им будет подбирать! И я найду на пароходе, на палубе малюсенький настоящий топорик, остренький-преостренький.

В-Как мальчик покормил человечков

О-Дал кусок леденца.

Днём я тайком поглядывал на пароходик. Повела бабушка меня гулять. Я боялся, что за это время человечки утянут леденец и я их не поймаю. Я дорогой нюнил нарочно, что мне холодно, и вернулиссь мы скоро. Я глунул первым делом на пароходик. Леденец как был, - на месте. Ну да! Дураки они днём браться за такое дело! Ночью, когда бабушка заснула, я устроился в домике из одеял и стал глядеть. На этот раз ночник горел очень хорошо, и леденец блестел, как льдинка на солнце, острым огоньком. Я глядел, глядел на этот огонёк и заснул, как назло! Человечки меня перехитрили. Я утром глянул, леденца не было, а встал я раньше всех, в одной рубашке бегал глядеть. Потом со стула глядел топорика, конечно, не было. Да чего же им было бросать, работали не спеша, без помехи, и даже крошечки ни одной не валялось - все подобрали.

В- Поверил ли мальчик, что леденец унесли человечуки

О-Да, поверил. После этого опять положил хлеб для них.

Другой раз я положил хлеб. Я ночью даже слышал какую-то возню. Проклятый ночник еле коптел, я ничего не смог рассмотреть. Но на утро хлеба не было. Чуть только крошек осталось. Ну, понятно, им хлеба то не особенно жалко, не конфеты: там каждая крошка для них леденец

Я решил, что у них там на пароходике с обеих сторон идут лавки. Во всю длину. И они днем там сидят рядком и тихо шепчутся. Про свои дела. А ночью, когда все-все заснут, тут у них дела. Я все время думал о человечках. Я хотел взять тряпочку, вроде маленького коврика, и положить около дверей. Намочить тряпочку чернилами. Они выбегут, не заметят сразу, ножки запачкают и наследят по всему пароходику. Я хоть увижу, какие у них ножки. Может быть, некоторые босиком, чтобы тише ступать. Да не, они страшно хитрые и только смеяться будут над моими шутками.

Я не мог больше терпеть.

И вот – я решил непременно взять пароходик и посмотреть и поймать человечков. Хоть одного.

Надо только устроить так, чтобы остаться одному дома. Бабушка всюду меня собой в гости таскала. Всё к каким-то старухам. Сиди - и ничего нельзя трогать. Можно только кошку гладить. И шушукает бабушка с ними полдня. Вот я вижу - бабушка собирается: стала собирать печенье для этих старух - чай там пить. Я побежал в сени, взял свои варежки и натёр себе лоб и щеки- всё лицо, одним словом. Не жалея. И тихонько прилёг на кровать.

Бабушка вдруг хватилась:

Боря, Борюшка, где ты?

Я молчу и глаза закрыл. Бабушка ко мне:

-Что это ты лёг?

-Голова болит.

Она тронула лоб.

-Погляди-ка сиди дома, назад пойду малины возьму в аптеке. Скоро вернусь. Долго сидеть не буду. А ты раздевайся-ка и ложись. Ложись, ложись без разговору!

Стало помогать мне, уложила, увернула одеялом и всё приговаривала: « Я сейчас вернусь живым духом».

Бабушка заперла меня на ключ. Я выждал пять минут: а вдруг вернётся? Вдруг забыла там что-нибудь?

А потом я вскочил с постели как был в рубахе. Я вскочил на стол взял с полки пароходик. Сразу руками понял, что он железный, совсем настоящий. Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелится ли? Но они, конечно, же примолкли. Поняли, что я схватил их пароход. Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши. Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они болтаются. Но внутри было тихо. Я понял: они сидят на лавках ноги поджали и руками, что есть сил, уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные.

Ага! Так погодите же. Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою. Я стал доставать из буфета столовый нож, но глаз не спускал с парохода, чтобы не выскочили человечки. Я стал подковыривать палубу. Ух, как плотно все заделано! Наконец удалось немножко подсунуть нож. Но мачты поднимались вместе с палубой. А мачтам не давали подниматься эти верёвочные лестницы, что шли от мачт к бортам. Их надо было отрезать, иначе никак. Я на миг остановился. Всего только на миг. Но сейчас же торопливо стал резать эти лесенки. Пилил их тупым ножом. Готово, все они повисли. Я стал ножом приподнимать палубу. Я боялся сразу сделать большую щель. Они бросятся все сразу и разбегутся. Я оставил щёлку, чтобы пролезть одному. Он пролезет, а я его-хлоп!- и захлопну, как жука в ладони.

Я ждал и держал руку наготове - схватить. Не лезет ни один! Я тогда решил сразу отвернуть палубу, туда в серёдку рукой - прихлопнуть. Хоть один да попадётся. Только надо сразу: они уж там небось приготовились - откроешь а человечки прыск в стороны. Я быстро откинул палубу и прихлопнул внутри рукой. Ничего. Совсем ничего! Даже скамеек этих не было. Голые борта.

У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу. Всё криво становилось. И лесенки никак не приделать. Они болтались, как попало.

Я кое-как приткнул палубу на место и поставил пароходик на место. Теперь всё пропало.

Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой. Слышу ключ в дверях.

-Бабушка!-под одеялом шептал я. –Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то!

А бабушка стояло надо мной и по голове гладила:

-Да чего ты ревёшь, да плачешь-то чего? Родной ты мой, Борюшка! Видишь, как я скоро?

Она ещё не видела пароходика.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Подпишите изображения.

Картинка 1

Картинка 2

Картинка 3

Правильный вариант ответа

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

картинка 1 –Спрятался от бабушки

картинка 2- Ждет человечков;

картинка 3-Разбирает пароход

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: Раскрасьте картинку.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6