Литературное чтение. 4 класс

Урок 49. Знакомство с разделом. Б. Пастернак «Золотая осень»

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 49. Знакомство с разделом. Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Подумайте о чем это стихотворение?
  2. Что автор хотел сказать?

Глоссарий по теме:

Лирика-род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство или настроение автора.

Ключевые слова:

Лирическое произведение; сон; детская; настроение автора; средства художественной выразительности текста.

Учебник: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017.

Основное содержание урока

Сегодня мы с вами открываем новый раздел. А как выдумаете, как он называется? Раздел называется «Поэтическая тетрадь». Все разделы посвящены детям. Какие произведения мы будем читать в разделе? Так, как это «Поэтическая тетрадь», мы будем читать стихи. Как выдумаете, чем стихи отличаются от прозы? Стихи отличаются краткостью, точностью. В стихах есть ритм, рифма.

На этом уроке мы познакомимся с произведениями русских поэтов – классиков и ответим на вопрос, с помощью чего автору лирического произведения удаётся передать своё настроение читателю и найти отклик в его душе?

Борис Пастернак, фото которого представлено в статье, родился в Москве в 1890 году. Семья поэта была творческой и интеллигентной. Мать – пианистка, отец был известным художником и академиком. Его работы получили высокую оценку, а некоторые были даже приобретены знаменитым меценатом Третьяковым для его музея. Леонид Осипович Пастернак был дружен со Львом Николаевичем Толстым и был одним из любимых его иллюстраторов. Кроме первенца Бориса, в семье впоследствии появилось еще трое детей – младший сын и две дочери. Детские годы Борис Леонидович Пастернак, стихи которого были еще не написаны, с самого рождения находился в удивительной творческой атмосфере. Дом его родителей был всегда гостеприимно распахнут для знаменитых гостей. Кроме Льва Толстого, здесь бывали композиторы Скрябин и Рахманинов, художники Левитан и Иванов, и многие другие творческие личности. Конечно, встречи с ними не могли не сказаться на Пастернаке. Самое большое влияние на него оказал Скрябин, под влиянием которого 13-летний Борис долгое время серьезно занимался музыкой и планировал стать композитором.

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —

Как венец на новобрачной.

Лик березы — под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

Эпитет – это яркое художественное определение, чаще всего эпитеты – это имена прилагательные.

Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета человеческими качествами.

О – Поэт родившись в простой семье, с детства был знаком со сказками благодаря бабушке. Поэт отобразил в стихотворении его счастливые детские воспоминания. Зимой особое удовольствие доставляло катание на санках с горок. Но с наступлением темноты, когда «опостылеют салазки», приходилось возвращаться домой. После нехитрых ужины детей ждало самое главное развлечение — «бабушкины сказки».

Сегодня мы познакомились с замечательным произведениям русской классики. Все произведения прекраснапо-своему, но там тема детства. Автор , Пастернак, согли передать своё настроение читателям, смог ли найти отклик в душах читателей, создавая свои неповторимые образы.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Подпишите портреты.

.

Картинка 1

Картинка 2

Правильный вариант ответа

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

картинка 1 –Б.Л.Пастернак

картинка 2- В.Я.Брюсов.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Соберите картинку.

Название файла с изображением к вопросу: дан пример рисунка, надо отрисовать.

Картинка приведена для примера.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6