Литературное чтение. 4 класс

Урок 53. И.С. Никитин «Русь»

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 53. И.С. Никитин. «Русь».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Анализ произведений И.С. Никитина «Русь».

Глоссарий по теме

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны: мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Метафора - переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Риторический вопроспредставляет собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; олицетворение; сравнение; эпитет; метафора; ритм.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл.,

в 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014

2. Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

3. Электронное аудиоприложение к учебнику. Л.Ф.Климановой «Литературное чтение. 4 класс». М.: Просвещение , 2014 г (АП)

4. Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения; познакомимся с историческими событиями, которые описаны в стихотворении; литературными терминами.

Научимся работать со стихотворным текстом; узнавать и находить средства выразительности речи.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями И.С.Никитина происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Жени и её папы.

П: Женечка, а какая картина тебе понравилась больше всего?

Ж: Очень понравилась картина «Православная Русь» Она такая живая!!! Я слышала, как бегают дети, как гогочут гуси, как козочки блеют: «Мееее» Папа, а еще на картине был воздушный змей! Самый настоящий воздушный змей! Вот бы мне так побегать и поиграть.

П: Эту картину написал Сергей Панин, мне она тоже понравилась.

Ж: Папа, а этот художник, наверное, жил давно? Представляю, как стоит на возвышенности и рисует все, что видит.

П: Нет, он наш современник.

Ж: А откуда тогда он все так хорошо знает, как было раньше?

П: Он изучал историю нашей страны. Много читал. Историю можно узнать не только из учебника истории, а так же читая стихи и рассказы, слушая песни.

Ж: Папа, а есть стихотворение про Русь православную?

П: Конечно есть!

Иван Саввич Никитин начинает стихотворение описанием России, тем, как он ее видит — даль степей, цепи гор, пути, которые лежат во все стороны, - этими словами поэт подчеркивает необъятность своей родины. Говорит он и о богатой плодородной земле, и о богатстве Руси в целом.

П: Иван Саввич использует метафоры: небо называет «шатром», горы- «цепями», небеса горят «пожар».

Ж: А я вижу сравнения! Горы Никитин сравнивает с «великанами», нивы с «камышом», мураву с «ковром», а снег, как «белый пух»

П: Молодец, а ты сможешь найти олицетворения?

Ж: Конечно, нивы «движутся», лед «ходит», пожар «освещает», а море «поднимает грудь». Словно они живые.

П: В этом отрывке поэт использует эпитеты: «море синее», «мгла непроглядная», «Русь державная».

П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?

Ж: Русь необъятная.

П: Давай продолжим читать стихотворение.

Ж: А кто должен ответить на эти вопросы?

П: А как ты думаешь, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы?

Аннимация. Женечка пожимает плечами…

П: Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют риторическими.

Ж: Здесь тоже есть эпитеты: «поля чистого», «воля смелая» и «Старины святой». А еще есть олицетворение – воля «разгул нашла».

П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?

Ж: Риторические вопросы

П: Давай почитаем следующий отрывок. Чтение отрывка:

Ж: Поэт вспоминает ратные подвиги русского народа, свершившиеся, когда над Русью нависала угроза?

П: Три важнейших вехи в русской военной истории нашли отражение в стихе: монголо-татарское иго, русско-литовские войны, продолжавшиеся в течение XV-XVI веков, и, наконец, Отечественная война. Благодаря именно народной силе и единству, благодаря тому, что не только мужчины-воины, но даже жены, дети и старики выступали за свободу, удавалось победить врагов и оставить Русь неприкосновенной. Как можно озаглавить эту часть стихотворения?

Ж: Русь непобедимая

Ж: В этой части много олицетворения: «леса падали», «дым вставал», «Русь поднялась, собрала, приняла», «вьюги хоронили», а «бури плакали».

П: А я заметил эпитеты: «туча темная». «мать сыра-земля», «зловещий дым», «черным облаком», «глухие степи».

Ж: Если все это представить, то очень страшная картина получается, а Русь выстояла.

П: Давай читать последнюю часть и рассуждать.

П: В этом отрывке поэт использует метафору: «назвать матерью». Картина дополняется эпитетами «седым морям», «света белого», «слава громкая», «Русь могучая».

Ж: Корабли ведут себя как живые «на поклон идут», а православный люд поэт сравнивает с муравьями.

П: Как можно озаглавить эту часть стихотворения?

Ж: Объяснение в любви Родине.

Ж: Это стихотворение такое мелодичное.

П: Чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, используя приемы, присущие народной поэзии.

Стихотворение «Русь» положено на музыку, оно стало поистине народной песней.

Разбор типового тренировочного задания

Вставь в текст стихотворения «Русь» Ивана Саввича Никитина пропущенные слова

Под большим __________

Голубых небес —

Вижу — даль __________

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

_______ гор стоят

Великанами.

По _______ в моря

Реки катятся,

И лежат ________

Во все стороны.

Слова для вставки: шатром, степей, цепи, степям, пути.

Ответ:

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Разбор типового контрольного задания

Тест «Внимательный читатель» Выбирай правильный ответ.

Вариант 1

Кто написал стихотворение «Русь»

А) И.С.Никитин

Б) Ф.И.Тютчев

В) М.Ю.Лермонтов

С кем сравнивает поэт горы?

А) с айсбергом

Б) с великанами

В) с пирамидами

Какой является Русь по религии?

А) православие

Б) иудейской

В) мусульманской

Полчища какого народа положила под курганами Русь?

А) монголов

Б) татар

В) немцев

Какую страну- противника упоминает поэт в стихотворении?

А) латвия

Б) литва

В) франция

Вариант 2

Кто написал стихотворение «Русь»

А) И.С.Никитин

Б) Ф.И.Тютчев

В) М.Ю.Лермонтов

Кто хоронил врагов на Руси?

А) метели

Б) вьюги

В) бури

Именно они идут на поклон из далеких стран

А) купцы

Б) корабли

В) караваны верблюдов с поклажей

И лежат в земле груды …

А) мечей и шлемов

Б) золота

В) тел врагов

Что следует сделать за Родину?

А) принять смертный бой

Б) встать за Родину горой

В) сложить голову

Ответ:

Вариант 1

Кто написал стихотворение «Русь»

А) И.С.Никитин

Б) Ф.И.Тютчев

В) М.Ю.Лермонтов

С кем сравнивает поэт горы?

А) с айсбергом

Б) с великанами

В) с пирамидами

Какой является Русь по религии?

А) православной

Б) иудейской

В) мусульманской

Полчища какого народа положила под курганами Русь?

А) монголов

Б) татар

В) немцев

Какую страну- противника упоминает поэт в стихотворении?

А) латвия

Б) литва

В) франция

Вариант 2

Кто написал стихотворение «Русь»

А) И.С.Никитин

Б) Ф.И.Тютчев

В) М.Ю.Лермонтов

Кто хоронил врагов на Руси?

А) метели

Б) вьюги

В) бури

Именно они идут на поклон из далеких стран

А) купцы

Б) корабли

В) караваны верблюдов с поклажей

И лежат в земле груды …

А) мечей и шлемов

Б) золота

В) тел врагов

Что следует сделать за Родину?

А) принять смертный бой

Б) встать за Родину горой

В) сложить голову

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6