Литературное чтение. 4 класс

Урок 54. С.Д. Дрожжин «Родине»

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 54 «Образ Родины в стихотворении С.Д. Дрожжина «Родине»

УМК «Школа «России»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Характеристика лирического произведения С.Д. Дрожжина «Родине», ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова; представление понятия «Родина» в личностном опыте ребенка (мое Отечество, моя школа, мой дом).

Глоссарий по теме

Стихотворение – произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, звукопись, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Ключевые слова

Художественное произведение; стихотворение; художественный образ, искусство слова; литературный прием; художественные средства выразительности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 - 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  4. Воронежский областной литературный музей им. И. С. Никитина [Электронный ресурс]. —2018. —Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы будем отрабатывать способы разбора литературного произведения; способы представления систематизированной информации; на основе работы над образами научимся различать авторский почерк поэта.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями И.С.Никитина происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи.

ЧАСТЬ №1.

Маша и Володя в зале консерватории.

В: спасибо, Марии Ивановне, нашему классному руководителю, что во время школьных каникул мы ходим в консерваторию на концерт молодых исполнителей.

М: а тебе тоже кажется, что здесь, в консерватории, воздух пропитан глубиной и величием?

В: мне хочется выгнуть спину и идти ровно. Хочется соблюдать этикет.

М: давай быстрее, концерт начинается….

В: ты читала, Маша, в программе название концерта? «…Болей Россией, славный человек!». Интересно, что бы это значило?

Занавес открывается:

На экране отрывок из выступления Федора Шаляпина.

На экране отрывок из выступления Федора Шаляпина «Весенняя».

В: вот это голос, вот это силище, звук идет откуда-то изнутри человека!

М: надо запомнить фамилию этого певца – Федор Шаляпин, чтобы рассказать тем, кто с нами не пошел. В: удивительно, прошло почти 100 лет после его жизни, а как много людей в зале знакомы с его творчеством. Настоящее не стареет.

К: Шаляпин много ездил по деревням, собирал фольклор, знакомился с начинающими поэтами.

В одной из таких поездок он познакомился со Спиридоном Дрожжиным.

При встрече на даче Льва Толстого в Ясной Поляне Спиридон читал ему мало тогда известные стихи «Родине».

Послушайте их. Звучит стихотворение «Родине»

М: а стихи! Какие картинные стихи! В: Я почему-то невольно их сравнил с гимном России. Там такая сила же исходит от текста стихов.

М: а мне во многих местах показалось, что стихи напоминают молитву, молитву, когда человек благодарит за что-то, что для него особо значимо в жизни.

В: Прочитай в программе, чьи стихи?

М: стихи СПИРИДОНА ДРОЖЖЖИНА.

В: Какое хлебное имя, правда ведь? Но мне эта фамилия ни о чем не говорит.

Фиксация проблемного вопроса:

М: в антракте надо срочно выяснить, кто такой этот Спиридон Дрожжин, узнать, почему его творчество стало интересным таким людям как Лев Толстой, Федор Шаляпин.

В: да, ведь о Родине писали и Кольцов, и Никитин. Разве они не все написали о Родине? В чем тайна притяжения к творчеству Спиридона Дмитриевича Дрожжина?

М: смотри, здесь в конце программы справочные материалы для молодого поколения. Давай почитаем…

В: как ты мне говорила, имя может влиять на судьбу человека? Не верю, но давай почитаем….

Спиридон Дрожжин. Этот поэт-самоучка, вышедший из крепостной крестьянской семьи, родился в первой половине 19-го века. Учился у деревенского дьяка (его еще называют церковным служителем) грамоте «две неполных зимы».

А в начале своего пути, он мальчиком был отправлен родителями в столицу на заработки. Добравшись до Петербурга, работал половым в трактире, где приохотился к чтению газет и журналов (многие тогдашние закусочные их, представьте, выписывали). У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет впервые будет сочинять стихи. В 1873 году в журнале «Грамотей» впервые появится его публикация.

В двадцатипятилетнем возрасте Спиридон Дрожжин напечатал свою – «Песню про горе добра-молодца». Его заветная книга «Песни крестьянина» и желание навсегда остаться жить в деревне вызвали неподдельный интерес у Льва Толстого, который не раз встречался с даровитым самоучкой.

Прожил восемь десятков лет, и умер в страшном 1930-м году, перед началом массового голода.

В: Это мне особенно интересно, вот прочти здесь: «некоторые сочинения самого известного в те годы русского крестьянского стихослагателя на немецкий язык переводил классик европейского поэтического модернизма – Рейнер Рильке, – который даже и посещал Спиридона Дмитриевича в его родовой тверской деревеньке Низовка».

М: Выходит и правда, само имя сегодняшнего поэта уже сообщает нам многое о его жизненном пути, происхождении и особенностях звучания его рифмы.

В: В РИФМЕ СЛОВА – РИФМЫ ЖИЗНИ! Вот красиво я сформулировал!

ЧАСТЬ 2. МАША И ВОЛОДЯ в антракте выходят в фойе консерватории.

В: Смотри, Маша, для нас билетер приготовил таблицу с заданиями…

М: Это кто-то проверяет вдумчиво ли мы читали текст….

Тайна №1 – тайна рода. Знакомство с биографией С. Дрожжина. Работа в парах.

Перед вами листы о творчестве С.Д. Дрожжина (прием «чтение с пометами»).

Задание: прочитайте текст, подчеркните важную информацию, расскажите друг другу о том, кто такой С.Д. Дрожжин. Оцените работы по предложенным критериям. Дополните таблицу еще одним критерием… (умение договариваться, умение выслушивать до конца и т.д.).

Критерии

Баллы

  1. Скорость выполнения задания.

0 1 2

  1. Выделение значимых существенных факторов из текста

0 1 2

  1. Умение рассказать о поэте с отрывом от текста

0 1 2

4.

МАША И ВОВА РАССКАЗЫВАЮТ ДРУГ ДРУГУ.

М: Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но зато много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Дрожжин писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями. Образ Родины - один из главных в поэзии поэта.

М: спасибо, что не перебивал, смог выслушать меня до конца.

В: смотри, Маша, здесь записочка:

Взрослый: Поздравляю, ребята, вы узнали первую тайну жизни русского поэта. 18 декабря 2018 года исполнилось бы170 лет со дня рождения Спиридона Дмитриевича Дрожжина.

В: долго он жил, почти 80 лет…

Взрослый:

2. Справились с первым заданием, принимайтесь за второе задание. Тайна 2 – тайна эпохи.

Задание в конверте: Конец 19 века – начало 20 века. Вспомните, что в этот момент происходило в нашей стране?

В: …что я помню? Власть помещиков и капиталистов, отменили крепостное право.

М: грамотность только среди дворян, лучины для освещения домов и т.д. Это я помню из курса русского языка, ООМ.

- Обратимся к классной ленте времени и найдем место новому имени поэта.

Тайна 3.

М: смотри, 3 конверт с тайным заданием. Мы раскроем 3 тайну – тайну образа только после того, как глубоко поймем каждое слово стихотворения.

В: Нам нужно разобрать стихотворение, выделить главные образы и посмотреть, как связывал их между собой мастер слова.

М: Пока есть время, я сама хочу перечитать стихи.

В: давай вместе…

М: Володя, я правильно поняла:

Молитвенно – когда просят Бога, вскидывают глаза, просят, благодарят за что­то.

Чарующий (простор) – прекрасный, великолепный.

Приветные (деревни) – гостеприимные, рады гостям.

Спасибо, вместе всегда веселее.

М: Смотри, если идти по ходу чтения стихотворения, можно выделить смысловые части:

В 1 четверостишии – признание любви к Родине. (Зачитывает)

В: 2 четверостишье – поэт объясняет, что такое для него Родина, перечисляет все, что ему дорого. (Зачитывает)

3 четверостишье – поэт объясняет, почему он любит Родину. (Зачитывает)

4 четверостишье – содержит вывод: и мощь, и сила его Родины видна всем, надо только человеку быть свободным и стремиться к лучшему. (Зачитывает)

В: а насчет основной мысли стихотворения и думать не надо! Она лежит на поверхности:

  • Вот она - последняя строфа!
  • М: я тоже бы так назвала стихотворение «Родине», может быть еще «Молитва Родине» или «Посвящение Родине». Автор любуется, восторгается, гордится ею.

В: а, смотри, как здесь Дрожжин представляет систему героев (характеры героев).

В: мне кажется, я понимаю, почему автор чередует тишину и яркие проявления в жизни. В первых двух строфах автор находится совершенно один, во второй строфе появляются деревни, в третьей строфе становится еще больше людей: «на поле весь народ», а в пятой и шестой строфах автор вновь остается наедине с собой: «когда хочу я отдохнуть с тобой наедине»). Стихотворение, похоже на песню – это уже свойство стиля Дрожжина.

М: ты хочешь сказать, что поэт испытывает печаль и одиночество?

- Нет, такое восприятие красоты окружающего мира характерно для человека, обладающего большим жизненным опытом, много повидавшего и пережившего, но не одинокого, не уставшего, а верующего в силу добра и справедливости.

В: Как плавно, Маша ты подвела наш разговор к поиску средств художественной выразительности…

Он крайне внимателен к деталям. Красота делает людей более чуткими, более восприимчивыми.

М: мне в какой-то момент очень захотелось зарисовать те картины, которые стали всплывать внутри меня… Смотри, как красиво:

Во второй строфе описывается зрительное восприятие автора: «свой взор бросаю», причем можно проследить за тем, как направляет свой взор автор, а именно сверху вниз: сначала он смотрит на небо, затем окидывает взглядом весь простор и, наконец, вглядывается в леса.

В: зато в третьей строфе описывается чувственное восприятие: «в теплый день».

М: Масса удивительного: запахи, звуки. !!! знаки в конце предложений. Повторяющийся союз «И» вызывает при чтении приподнятое настроение.

В четвертой и пятой строфе

В: участвует обоняние: «дышится».

В шестой строфе участвует слуховое восприятие: «в шелесте», «голос», «пою». Для автора это не просто шелест, а голос его Родины. Автора переполняют чувства от общения с природой родного края. Автор не только зрительно видит просторы своей Родины, но и воспринимает её слухом.

В: сможешь описать ту картину из текста, которая лучше всего тебе представляется? (псих. диагностика). Можешь объяснить, почему именно эта картина представилась тебе ярче других? Случалось, ли тебе испытывать подобное переживание счастьем?

М: смотри, для нас приготовлено еще одно задание, давай раскроем еще одну тайну.

Ребята, заполните таблицу, которая еще глубже позволит вам погрузиться в тайны мастерства автора. Выпишите в таблицу эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения. Заполнив таблицу, вы разгадаете 4 тайну – тайну слова.

М: Эпитеты – «Волгою родной», «чарующий простор», «темные леса», «приветных деревень», «великой и святой».

В: Метафоры (скрытое сравнение) «бросаю взор», «силы отдаёт», «наполняешь грудь восторгом», «в тебе и мощь видна и сила с красотой».)

М: Олицетворение: «в каждом шелесте листов, твой голос узнаю».

Эпитеты

Метафоры

Олицетворения

Восторг от красоты окружающего мира и от возможности испытывать простое счастье. Сравнивая, поэт не просто сопоставляет одно с другим – в его сравнениях пульсирует жизнь.

В: мы разгадали много тайн, что в итоге получили? Что унесем с этого концерта в «КОПИЛКЕ ЗНАНИЙ»? Какая Родина у С.Д. Дрожжина?

В: Давай я начну, я же мужчина…

М: Родина у С.Д. Дрожжина деревенская, приветливая. Дрожжин наслаждается природой, она человеку необходима, так как человек – часть природы.

М: Родина – верующая. На иллюстрации изображена церковь. Россия испокон веку была православной, люди во все времена верили в Бога, просили его о помощи и защите. О здоровье своём и близких, благополучии, душевном равновесии. И по всей Руси можно встретить золотые купола церквей, часовен и храмов, куда приходят люди за помощью.

В: Родина – «великая» – большая территория, могущественная..., «святая» – судьба родины была правильная, много русских воинов стояли за доброе дело.

М: Родина – трудолюбивая. А когда труд приносит радость? Каким поэт называет труд? Как понимаешь? (когда он свободный)

ЧАСТЬ №3.

Маша и Володя снова в зале консерватории.

В: Родина в стихотворении весенняя, цветущая и смотрящая вперед.

«Грудь наполняется восторгом», гордость, радость, восхищение своей родиной – вот основные чувства, которые испытывает автор. Это для него – настоящее жизненное богатство.

Прослушивание аудио фрагмента. https://www.youtube.com/watch?v=VtQ5_qeIh3o

Песня «Весенняя» в подражание Кольцову, так писал С.д. Дрожжин.

Выступают исполнители романсов на стихи С.Д. Дрожжина Ольга Чеснокова - певица, Заслуженная артистка России и Анатолий Кузнецов –гитарист.

(обрезка с 7.17 минуты - до 10.47)

М: мне кажется, я узнала все тайны авторского почерка поэта и готова выскочить на сцену к молодым авторам и прочитать стихотворение в своем исполнении.

В: не торопись, давай разберем еще раз: следует ли увеличивать или уменьшать силу голоса при чтении?

- Читать громко или тихо?

- В каком ритме читать это стихотворение? Быстро или медленно?

- Какое настроение нужно выразить при чтении?

- Какую интонацию выбрать?

- Обрати внимание, как начинается каждое четверостишье.

(Словами как, когда, каким. Это придает тексту дополнительную выразительность). Постарайся передать восхищение, восторг автора.

М: Спасибо, Володя, за дельные советы. Я побежала на сцену.

Выразительно читают со сцены один, потом другой.

В: Володя, смотри, хорошо вгляделись и нашли 5 конверт, в котором - тайна №5 – тайна любви. Много знать о Родине - это одно, а начинать делать добрые дела, пусть даже небольшие, которые нам под силу по возрасту – это уже другое. Это и есть настоящая любовь, любовь к большой и малой родине!

М: Как хочется крикнуть со всем залом (Володя помогает):

это моя Родина! …. - Это мой край! ….. - это мой город!..... – это моя улица!....это мои друзья!

В: пойдем, Маша, впереди нас ждут великие дела! Охранять и беречь любимую Родину – это и значит болеть Россией! Помнишь, ведь так назывался наш концерт. Теперь, Маша, это и наша задача!

Зрители ликуют, шторы задвигаются, концерт подходит к концу.

Разбор типовых тренировочных заданий

Упражнение на развитие логической памяти для долгого запоминания

(30 слов – время для запоминания – 1 минута)

простор – чарующий леса – темные

день – теплый праздник – весны

деревни – приветные сторона – родимая

труд – свободный узнаю – голос

бросаю – в небеса дышится – бодро

над Волгою – родной бросаю – молитвенно

силы – отдает наполняешь – грудь

шелест – листов сила – с красотой

Задание №3.

Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6