Литературное чтение. 4 класс

Урок 55. А.В. Жигулин «О, Родина!..»

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 55. А.В. Жигулин «О, Родина!..»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Урок посвящен изучению творчества поэта А.В. Жигулина. Основная линия проектирования урока – «Поэты разные, любовь к Отечеству – одна».

На уроке рассматриваются такие понятия, как: «жанр произведения», «художественный образ», «сравнительная характеристика образов», «средства художественной выразительности».

Глоссарий по теме

Стихотворение – произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, звукопись, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Ключевые слова

Художественное произведение; стихотворение; художественный образ, искусство слова; литературный прием; художественные средства выразительности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  2. Воронежский областной литературный музей им. И. С. Никитина [Электронный ресурс]. —2018. —Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html
  3. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 - 71
  4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

Поэты разные, любовь к Отечеству – одна

Родина, какая великая сила заключена в этом слове! В каком уголке нашей необъятной родины, где бы мы не жили, мы любим свою Родину, но любим ее по-разному. В России есть удивительные династии, где из рода в род передаются высокие качества беззаветной преданности Отечеству.

Анимация. Диалог между Аней и Володей и дедушкой, ветераном войны.

Д: В Петербурге в Зимнем дворце есть удивительная галерея.

А: Чем же она удивительна? Там алмазы или бриллианты?

Д: Вот послушай, что об этой галерее написал А.С. Пушкин…

«У русского царя в чертогах есть палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Ее разрисовал художник быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,

Ни плясок, ни охот,- а все плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года»

Д: Это «Военная галерея», где помещены портреты свыше трехсот генералов, участников Отечественной войны 1812 года против Наполеона. Картины были написаны английским художником Доу и его помощниками. 

В этой галерее особое почетное место принадлежит генералу от артиллерии Николаю Николаевичу Раевскому - верному другу, правой руке Суворова, который, как и его прямой начальник Багратион - не жалея жизни, боролись за свободу своего Отечества.

Но удивительно колесо истории, судьбу отца, боровшегося до последних дней с несправедливостью и беззаконием, повторил его сын, который погиб, выполняя свой долг в русско-турецкой войне. Дочь, как верная жена, после восстания декабристов, отправилась за мужем в Сибирь…

Д: Так из поколения в поколение передавались высокие идеалы: честь и совесть человека – превыше всяческих наград.

В: Я вырасту и тоже стану генералом…

Д: необязательно быть генералом…вот, послушай, что было дальше….

В 1930 году 1 января в канун Нового года в городе Воронеж в крестьянской семье родился мальчик – будущий поэт - Анатолий Владимирович Жигулин – праправнук Раевского.

М: он тоже стал генералом?

Д: Нет, Машенька, но он прожил очень тяжелую жизнь и видел ВОВ своими глазами. В своих дневниках он писал: “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...

А в 1949 г. Жигулин, студент-первокурсник Воронежского политехнического института, был арестован за свободные взгляды, за участие в подпольной организации. Его отправили в заключение, в Сибирь, где он строил железную дорогу Тайшет-Братск, работал на золотых и урановых рудниках недалеко от Якутска, где сильно подорвал свое здоровье. На протяжении всей жизни Анатолий Жигулин помогал сохранять в сознании современников традиционный облик Святой Руси, выражал чувство горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей.

В: Он писал стихи?

Д: Да, Володя…

Свое стихотворение «О, Родина! В неярком блеске...» поэт написал 1967 г., в годы возвращения после долгих скитаний в родные края из ссылки. Вот, что я читал в его дневниках: «Во время этих скитаний во мне и окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне. Я узнал, увидел и принял в сердце многие дорогие мне обычаи и понятия, картины средней, степной России»

В: так это же почти уже наше время, я много читал про ВОВ.
Д: Если ты много читал, тогда без труда покажешь мне на ленте истории годы жизни поэта, кстати, ты запомнил его ФИО?

В: Анатолий Владимирович Жигулин родился перед ВОВ в 1930 году, а умер в 2000 году…

М: какое-то магическое совпадение…родился 1 января – в первый день года и умер в 2000году - первом году нового - 21века.

Д: Давай, Володя, не подведи, докажи, что знаешь историю.

(см. конспект).

Д: молодец, внучок!

В: а ты можешь прочитать стихотворение поэта? Как оно называется?

Д: Стихотворение называется «О, Родина!»

М: Судя по названию, стихотворение будет напоминать торжественный гимн, восхвалять что-то. Но что может восхвалять человек, который прошел через такие испытания?

В: Очень хочется понять, что согревало душу этого человека в трудные минуты жизни.

Д: Ребятки, в ваших учебниках есть удивительная запись в аудио книге. Прослушайте ее.

(Раскрывается книга, читает голос за кадром).

Д: Ну, что, детишки, оправдались ваши впечатления от прочитанного?

- Такую ли картинку вы рисовали вначале, опираясь на называние стихотворения?

М: нет, совсем другие образы…

Неяркие, блеклые…

Д: Красивая земля для вас какая?

М: Это красота в южных экзотических странах, где ослепительные краски, интенсивные ароматы, резкие звуки, которые издают животные и птицы, шум водопада и т.д

В: но удивительно, после чтения стихотворения, я начал рисовать в воображении картины, и они такие реальные…

Д: Обращали ли вы внимание раньше на красоту, которая убегает от взора?

Д: да, ребятки, это очень сложно, не смотреть, а всматриваться, не слушать, а вслушиваться?

М: Это и есть любовь?

Д: для Жигулина – да…любовь к родному краю бывает разной…

Д: для того, чтобы раскрыть все тайные пути поэта, я всегда беру карандаш, вдумчиво читаю, вслушиваюсь в каждое слово, обдумываю, почему именно это слово употребил автор, а потом обязательно по словарю проверяю значение тех слов, которые остаются после чтения непонятными для меня.

Д: Свой прием я так и называю «разведка текста».

Дети читают стихотворение про себя и водят карандашиком по тексту.

М: Вова, давай все-таки сверим со словарем те слова, которые я пока не совсем понимаю…

Открывается словарь.

Трепетный – взволнованный, волнующий, дрожащий, выражающий трепет. Как называются эти слова в русском языке? (синонимы).

Просёлок – грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.

Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.

Жнивьё – солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые.

Взор – взгляд.

Любить без памяти – любить очень сильно.

Исцеление – душевное излечение.

Утешение – успокоение.

Д: Образ России – один из главных в поэзии А. В. Жигулина. Давайте разберем вместе, что открывалось взору поэта, когда он всматривался и вслушивался в ритм своей неяркой родины?

Помните, совсем недавно, мы с вами учились давать характеристику литературному произведению...

  1. Жанр – 2. Сюжет – 3. Основные пространства – 4. Основная мысль стихотворения – 5. Главный герой – 6. Средства выразительности

Давайте сегодня все новое знание мы представим в виде обобщенной схемы:

М:

Давайте, я начну…мы сегодня познакомились со стихотворением, об этом говорит особый ритм, рифма, средства художественной выразительности.

В: я продолжаю:

В первом четверостишии поэт признается в любви к родине.

Вот послушайте: …

О, Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои пролески, перелески -

Все, что

без памяти люблю

Читая вторую строчку, я могу заменить слово «взором» синонимом «взглядом»

М: а слово «трепетным» - волнующим

Во втором четверостишии А.В. Жигулин перечисляет всё, что ему дорого, что он вкладывает в смысл “Родина”.

И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой...

М: я понимаю, что для поэта значит «Любить без памяти»? - любить очень сильно: и белоствольную березовую рощу, и шорох листьев, в тихую спокойную погоду листья как будто переговариваются, шепчут друг другу.

Но появляется на горизонте холодный туман, он как неизвестность, как дым, скрывающий родные просторы…

В: А какой сильный образ Ржавого креста над колокольней.

М: Почему ржавый крест? И Церковь старая, заброшенная?

Д: Ребята, образ «синего тумана» и ржавый крест в лирике Жигулина ассоциируется с пространством пугающей несвободы.

Д: а как разворачивается сюжет дальше, прочитайте

М: В третьем четверостишии он поясняет, почему любит родимый край.

В: я сразу понял, что это за

“И низкий холмик со звездой...”. Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше.

М: меня радует, что автор находит и ощущает в родном краю утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение.

В: А обиды и прощения пройдут, потому что он вернулся на родину, в отчий дом.

Д: я, надеюсь, вы поняли, в каких словах заключена главная мысль стихотворения?

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивье.

В тебе одной - и утешенье

И исцеление мое

В: Конечно… «В тебе одной – и утешенье, //И исцеление моё». Д: Эти строки проникнуты ощущением человеческого счастья. Д: Да, ребята. Такая красота вызывает к жизни такое же неспешное, несуетливое, осторожное отношение к себе и к миру, окружающему человека.

В: Да, дедушка, такая мудрость, молодому поколению еще не доступна…

М: осталось разобрать языковые средства выразительности.

Д: Удивительно, как поэту удаётся подчеркнуть, что он любит свою родину без громких слов.

М: я нашла эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.

В: тогда я отыщу сравнения: “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”. Так автор показывает, как быстро проходят чувства обиды и прощенья

Д: А.В. Жигулин любит Родину без громких слов. Подобная любовь медленно проникает в душу, не захватывает порывом сильного чувства, но постепенно наполняет сердце. Тот, кто умеет всматриваться и вслушиваться станет богатым сердцем и душой. И даже может услышать музыку.

М: я тоже уже научилась выделять оттенки неяркой (красоты). Я подобрала такие синонимы к слову – проникновенная, застенчивая, жалостливая красота. А вот слова-антонимы - Обиды и прощенье. Правильно, дедушка?

В: а я могу подытожить все, о чем мы говорили:

Мы сегодня говорили о том, что самый главный образ в стихотворении – образ Родины, который представляется в четырех пространствах – мирах образов (фиксация на схеме):

пространство несвободы – образ «синего тумана»;

пространство природы в лирике поэта – «твои пролески, перелески», «сгустки» энергии белизны ствола автор связывает с представлением о чистоте и святости.

пространство полета, которое начинается с пространства детства. Д:

В этом пространстве человек обретает новый смысл бытия: труд дает ему возможность раздвинуть границы пространства несвободы, мысленно уничтожить их. Труд позволяет организовать окружающее пространство, противостоит хаосу. Особый ритм, которым обусловлено пространство полета. Представляется звук как носитель памяти во времени, а свет и ветер создают ощущение пространства. Гармония между уровнями пространства и есть ощущение человеческого счастья.

Д: Засиделся я с вами, ребята…

М: устал? тогда вместе с нами давай проведем физминутку.

ФИЗМИНУТКА:

Широка моя страна – развели руки в стороны; люблю ее – сжались в комочек;

Широки реки – развели ноги в стороны; высоки горы – поднялись на носочки – руки вверх в замок.

Д: Помните, ребята, какой проблемный вопрос мы ставили в начале нашего разговора?

М: Все ли поэты выражают свои чувства к большой и малой Родине одинаково?

В: Могу повторить тему сегодняшнего урока: Поэты разные, любовь к Отечеству – одна. Точнее не скажешь.

Д: самое трудное для человека найти в этой жизни себя, понять, что на самом деле нравится тебе, очертить мир свих интересов.

Д: вот представьте, иностранная делегация приехала к вам в город и именно вас гости просят провести показать самое интересные места вашей малой родины. Вопрос мой звучит так:

«Какой пейзаж своего города вы бы показали иностранцу, желающему познакомиться с нашей страной: будничную красоту родного края или его торжественно-величественный образ»?

В: я покажу вечерний город, новые высотные дома, то, чем горжусь…

М: а я вывезу за город и покажу тихий рассвет на берегу реки, пусть отдохнут от хлопотных будней.

Д: смотрите, ребята, каждый из вас, с любовью, но совсем по-разному захотел представить свою малую Родину. Все мы – разные, но любовь к родному дому, родной улице, родному городу всегда остается с человеком. Как ориентир, оберег, чтобы не сбиться с пути

Д: Хотите знать, как по-разному может звучать музыка в произведениях о Родине

Включает:

Первый отрывок:

«Родина, мои родные края» Александр Ворошило https://get-tune.cc/song/914828-aleksandr-voroshilo/40390827-rodina/

Второй отрывок:

И. Тальков «Родина моя».

Звучит отрывок песни И. Талькова «Родина моя»

Д: Так же по-разному любовь к своей родной земле отражают в картинах художники, посмотрите в моем боевом альбоме

  1. Плакат «Родина мать зовет».
  2. Родина о картине В.П. Фельдмана «Родина».

Д: А чего стоит величественный памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Это одна из самых высоких статуй мира, высочайшая статуя России и Европы, которая воссоздает образ Матери – Родины.

Д: Пойду я, ребята, а для вас еще работа приготовлена «пакет заданий» и простых, и сложных, кто на какие осмелится…

В: я, все-таки, попробую выполнить сложные задания. Давай работать вместе? Тогда, за работу!

Тренировочные задания:

Работа по карточкам. Ребята, перед вами 4 задания, разных по уровню трудности. Ознакомьтесь с ними и выполняйте те, с которыми, как вы считаете, справитесь.

Задание №1 для проверки высокого уровня успешности обучающихся.

– Прочитайте и сравните два стихотворения С.С. Дрожжина «Родине» и стихотворения А.В. Жигулина «О, Родина». Дополните таблицу

Стихотворение

С.Д. Дрожжина «Родине»

Стихотворение

А.В. Жигулина «О, Родина!»

Композиционное построение обоих стихотворений стыкуются

1 часть – цель произведения – «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя»!

2 часть – высказывает свое мнение о свободном труде, об идеалах равенства

3 часть – …..

1 четверостишье - признание любви к Родине.

2 четверостишье – поэт объясняет, что такое для него Родина, перечисляет все, что ему дорого.

3 четверостишье – поэт объясняет, почему он любит Родину.

4 четверостишье - ……

У Дрожжина – гордость, ….., ……

У Жигулина – сожаление, ……,

……,

Образы различные: образ свободы/ несвободы,

образ России – «великая и святая» / Россия ржавых крестов.

Образы одинаковые: образ родного дома – «малой родины», природы.

запахи….,

звуки…..,

свет …

запахи слегка уловимые,

звуки приглушенные,

свет в тумане

Различный стихотворный размер, различные средства выразительности.

В обоих стихотворениях любовь к малой родине перерастает в веру о скором преображении России.

Называют все одинаково – с любовью – край родной, сторонушка, страна, Россия, отечество, Отчизна.

Правильный вариант:

Стихотворение

С.Д. Дрожжина «Родине»

Стихотворение

А.В. Жигулина «О, Родина!»

Композиционное построение обоих стихотворений стыкуются

1 часть – цель произведения – «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя»!

2 часть – высказывает свое мнение о свободном труде, об идеалах равенства

3 часть – содержит вывод: и мощь, и сила.

1 четверостишье - признание любви к Родине.

2 четверостишье – поэт объясняет, что такое для него Родина, перечисляет все, что ему дорого.

3 четверостишье – поэт объясняет, почему он любит Родину.

4 четверостишье - содержит вывод: и мощь, и сила его Родины видна всем, надо только человеку быть свободным и стремиться к лучшему.

У Дрожжина – гордость, радость, восхищение

У Жигулина – сожаление, сострадание, переживание

Есть образы различные: образ свободы/ несвободы, образ России – «великая и святая» / Россия ржавых крестов. Есть образы одинаковые: образ родного дома – «малой родины», природы.

Запахи сочные, звуки отчетливые, свет яркий

Запахи слегка уловимые, звуки приглушенные, свет в тумане

Различный стихотворный размер, различные средства выразительности.

В обоих стихотворениях любовь к малой родине перерастает в веру о скором преображении России Называют все одинаково – с любовью – край родной, сторонушка, страна, Россия, отечество, Отчизна.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6