Цели урока: 1) сформировать представление о историческом аспекте биологии; 2) оценит вклад конкретных учёных в развитие биологии; 3) воспитывать чувство национальной гордости за российских учёных, прославившихся великими биологическими открытиями.

Предметные результаты:

– знание и понимание сути исторического развития биологии;

– умение объяснять понятие «естествоиспытатель».

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД:

смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение»);

2. Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка и принятие учебных задач урока);

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

3. Познавательные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

4. Коммуникативные УУД

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Учебные задачи урока:

1. Используя информацию, полученную на уроке, оформить представление о понятии «естествоиспытатель».

2. Используя информацию, полученную на уроке, сделать выводы о роли трудов Аристотеля для развития биологической науки.

3. Используя информацию, предоставленную учителем, сделать выводы о роли трудов Карла Линнея для развития биологической науки.

4. Используя информацию, предоставленную учителем, сделать выводы о роли трудов Чарльза Дарвина для развития биологической науки.

5. Используя информацию, предоставленную учителем, сделать выводы о роли трудов Владимира Вернадского.

6. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).

7. Применение нового знания в ходе практической деятельности.

8. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.

Тип урока:

Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог).

2. Практический (поиск информации).

3. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Оборудование:

Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2013; компьютер; экран; маркерная доска;

Ход урока:

I. Актуализация знаний, целеполагание

Деятельность учителя

1. Проводит беседу о значении слова «естествоиспытатель»:

- Это не совсем обычное слово означает именно то, что мы слышим: естествоиспытателем называют учёного, который испытывает, изучает, естественный, природный мир. Естествоиспытатель изучает природу.

2. Задает вопросы:

- о том, что известно учащимся о данном термине;

- о словах-синонимах к слову «естествоиспытатель».

3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:

- Сегодня мы не только запомним, кто такой естествоиспытатель, но и познакомимся с работами наиболее известных из них.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Определяют ключевые слова урока: естествоиспытатель.

II. Изучение нового материала. Аристотель: очерк жизни и вклад в науку

Деятельность учителя

1. Рассказывает о жизни Аристотеля:

- Труды Аристотеля примечательны тем, что изучая растения и животных, Аристотель определил человека как «общественное животное, наделённое разумом».

2. Предлагает учащимся самостоятельно определить ценность вклада Аристотеля в биологию с позиции сегодняшней науки и жизни.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Карл Линней: очерк жизни и вклад в науку

Деятельность учителя

1. Рассказывает о жизни Карла Линнея:

- Карл Линней избавил биологов от многовековой путаницы, когда один и тот же вид животных назывался по-разному, дублировался. Линней ввёл двойные латинские названия, которыми мы пользуемся и сейчас.

2. Предлагает учащимся самостоятельно определить ценность вклада Карла Линнея в биологию с позиции сегодняшней науки и жизни.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Чарльз Дарвин: очерк жизни и вклад в науку

Деятельность учителя

1. Рассказывает о жизни Чарльза Дарвина:

- Чарльз Дарвин много путешествовал и наблюдал живую природу в разных частях света. Обобщив увиденное, он смог описать и объяснить механизм эволюции – процесса постепенного и постоянного изменения живой природы под воздействием меняющихся внешних обстоятельств.

2. Предлагает учащимся самостоятельно определить ценность вклада Чарльза Дарвина в биологию с позиции сегодняшней науки и жизни.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Владимир Вернадский: очерк жизни и вклад в науку

Деятельность учителя

1. Рассказывает о жизни Владимира Вернадского:

- Этот российский учёный ввёл в науку понятие «биосфера», определив ключевые взаимосвязи между живыми существами и неживой природой. А ещё Вернадский впервые предложил задуматься о существовании ноосферы – особой оболочки Земли, на которую воздействует разум человека.

2. Предлагает учащимся самостоятельно определить ценность вклада Владимира Вернадского в биологию с позиции сегодняшней науки и жизни.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Постановка проблемного вопроса, открытие нового знания

Деятельность учителя

1. Задаёт вопрос о том, каким образом можно охарактеризовать вопросы, встававшие перед учёными-биологами может быт различные периоды истории.

2. Предлагает учащимся сформулировать вопрос, который является логическим продолжением предыдущего («Какие вопросы стоят наиболее остро в сегодняшней биологии?»)

3. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку.

Отыскивают ответ на поставленный вопрос.

III. Первичное закрепление нового материала

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

1. Прочитайте текст учебника на стр. 47-48. Ответьте на вопрос: «Почему открытия, сделанные много лет назад, активно используются по сей день?»

2. Задает вопрос:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на проблемный вопрос урока вы можете дать?

3. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

IV. Рефлексия

Деятельность учителя

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Что нового вы узнали на уроке?

2. Оценивает работу учащихся.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

V. Домашнее задание

Деятельность учителя

1. Параграф № 8.

2. Ответьте на вопрос: «Можно ли изучать природу, не являясь учёным?» Приведите ваши примеры.