Цель урока: Ознакомить учащихся с особенностями мхов, их строением, жизнедеятельностью, средой обитания, представителями, ролью в природе и жизни человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека.

Метапредметные и личностные результаты:

1. Личностные УУД:

сформированный познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждени;

2. Регулятивные УУД:

осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;

самостоятельное видение учебной проблемы;

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

оценивание своих учебных достижений.

3. Познавательные УУД:

самостоятельно проводят исследования , анализирует, делают выводы;

владеют поиском и способностью выделять необходимую информацию;

ученики могут структурировать найденную информацию;

сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника;

получают возможность  классифицировать, умеют устанавливать причинно - следственные связи.

4. Коммуникативные УУД:

используют для решения задач различные источники информации;

умеют выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные: у учащихся продолжает формироваться научное мировоззрение; могут использовать приобретенные знания  для ориентации в хвойном и лиственном лесах.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, живой объект мхов.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Ход урока:

Вступают в  невербальный контакт с учителем.

Актуализация знаний

Деятельность учителя

Чтобы не заблудиться в лесу есть различные природные ориентиры. Самый распространенный – посмотреть на ствол дерева, если растет мох, то это сереная сторона.

Но я хочу вас спросить: «Почему мох растёт не только на северной стороне деревьев?» «И кто они такие – мхи?»

Растения про которые мы будем говорить – одни из самых древних на нашей планете. Это растения в отличие от водорослей – маленькие наземные, травянистые, у них нет одноклеточных форм. Эти растения подушкообразно, сообща, подобно ковру растут они практически повсюду: на стволах, камнях, заборах, крышах фото Главное – чтобы в этом месте было достаточно влаги. Догадались?

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям.

Постановка учебной задачи.

Деятельность учителя

Это мхи или отдел растений мохообразные.фото.

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? Наша задача сегодня – познакомиться с этими удивительными растениями и уметь отличать их от других представителей растительного царства.

Деятельность учащихся

Высказывают свои предположения.

Введение нового материала

Деятельность учителя

Начнём с характерных признаков: мхи это невысокие, листостебельные растения, у которых нет корней, нет цветков, размножаются при помощи спор. запись признаков учителем на маркерной доске.

Невысокие? От нескольких сантиметров, до 60 см. фото.

Листостебельные? В отличие от водорослей у мхов есть прямостоячий стебель, окруженный маленьким, чешуйчатыми, сидячими листьями фото.

Корень? Настоящего корня у мхов нет, но его роль выполняют отходящие от стебля нитевидные выросты – ризоиды фото диск, при помощи которых мхи крепятся к земле, а также поглощают из неё воду с минеральными веществами. Не у всех мхов есть ризоиды, например у мхов болот – нет.

Очень интересно происходит размножение мхов, мы посмотрим его на примере одного из листостебельных мхов – Кукушкина льна.

Деятельность учащихся

Сопоставляют новую информацию с материалом изученным раннее; повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на научную информативность  названия строения водорослей.

Изучение нового материала, через организацию исследовательской деятельности

Деятельность учителя

Лабораторная работа с диска.

На верхушке стебли кукушкина льна на длинной ножке вырастает коробочка, внутри которой созревают споры. Вначале она плотно закрыта крышечкой фото с диска, но когда споры сформировались, крышечка слетает и раскачиваюсь на высокой ножке коробочка рассеивает споры. Споры мха легкие и при помощи ветра разносятся на сотни метром от материнского организмы, что бы дать начало новому моховидному растению.

Деятельность учащихся

Делают зарисовку клетки водоросли, подписывают составные части.

Расширение нового материала: знакомство с многообразием мхов

Деятельность учителя

Большинство мхов это многолетние растения фото ковров мхов.

Своими стебельками мхи плотно прижаты друг к другу и образуют на земле густые дерновины.

Особенно в хвойных лесах и на болотах фото. В осинниках, дубниках сплошного покрова не бывает, они встречаются на стволах деревьев, однако, не поднимаются высоко, оставаясь лишь в нижней части ствола фото. Все мхи нуждаются в влаге. Конечно, на солнечной стороне её бывает меньше, однако, в тенистой зоне леса мхи опоясывают весь ствол дерева фото, и не будем забывать, что дерево может иметь уклон и вода в этой части скапливается больше, а значит? Верно и расти здесь будут мхи плотнее! Вы уже сможете ответить на вопрос: «Почему мох растёт не только на северной стороне деревьев?»

На болотах растёт мох сфагнум фото. Его без труда можно пучком достать из воды, так ка ризоидов он не имеет. Как и у всех мхов у сфагнума есть листья и стебли. Интересно, что листья сфагнума состоят из живых и мертвых клеток фото диск. . Эти мертвые клетки заполнены воздухом и способны поглощать и удерживать в себе очень большое количество воды. В годы Великой отечественной войны мох сфагнум использовался вместо ваты вместо ваты и нередко спасал жизни раненым бойцам.

(Можно вставить отрывок из произведения Н.М. Верзилина  «По следам Робинзона».

Описанные им события происходили в Олонецкой губернии в далёком 1919 году. В госпитале, находившемся в северной деревне, работал военный врач С.А. Новотельнов. Красноармейцы ожидали помощи, но у него не было ни йода, ни ваты, ни бинтов, чтобы перевязывать бойцов. Кончились даже старые, которые приходилось много раз стирать. Однажды врач вышел из избы, куда свозили всех раненых.

«…С раздражением он топнул сапогом по кочке и вдруг замер: под ногой был белый чистый мох сфагнум.

Он вспомнил, что в студенческие годы видел под микроскопом препарат листа сфагнума с большими пустыми клетками. Сейчас в этих клетках замёрзла вода. Сухой мох кладут на скотных дворах, и он прекрасно впитывает навозную жижу. Но с таким же успехом он может впитывать кровь и гной.

На следующее утро, несмотря на мороз и выпавший глубокий снег, партия санитаров и сестёр отправилась за сфагнумом. Разрыхляя снег, выдёргивали мёрзлые пласты мха. За два — три часа собрали триста килограммов мха, которых хватило госпиталю на всю зиму. Когда мох оттаял, его крепко выжали и разложили по простыням на полу в хорошо натопленной перевязочной. Через сутки он высох и был использован вместо ваты. Более того, сфагнум отчасти заменил и йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол — такое же дезинфицирующее средство, как карболовая кислота.»

Сфагнум постоянно растёт вверх, а нижние листья и стебли отмирают и образуют торф. Торф это горючее полезное ископаемое, его добывают при осушении болот фото диск.

Деятельность учащихся

Рассказ с перечислением представителей отдела Водоросли. Ученики делают краткие записи по ходу рассказа.

Закрепление нового материала (первичное)

Деятельность учителя

Воспользуйтесь информацией в учебнике и выпишите значение мхов в природе и в жизни человека.

Деятельность учащихся

Работают с текстом учебника, со своими конспектами, заполняют таблицу.

Закрепление нового материала

Деятельность учителя

Проверить свои знания вам поможет тест. Я думаю, что вы справитесь. Удачи. Тест на диске.

Деятельность учащихся

Предлагают свои ответы, проверят их правильность.

Завершение урока

Деятельность учителя

Ребята, мхами можно любоваться не только в природе, в лесу. Их нетрудно выращивать и дома. Они очень неприхотливы и не требуют ни большого пространства, ни особого ухода. Положите небольшую дернинку мха вместе с верхним слоем почвы на блюдце, слегка полейте водой и закройте сверху тонким стаканом. Мхи будут всегда свежими и живыми. Если у вас под стаканом несколько видов мхов, то получится нечто вроде маленького ботанического сада на чайном блюдце.

А ваше домашнее задание: найти как можно больше отличий и сходств между мхами и водорослями и объяснить: почему сфагнум называют ещё белый мох, а кукушкин лён – мох красный.

Деятельность учащихся

Запись домашнего задания