Цель урока: Познакомить учащихся с покрытосеменными растениями, особенностями их строения и жизнедеятельности; дать представление о многообразии покрытосеменных растений, их роли в природе и жизни человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся научатся использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к покрытосеменным; устанавливать черты сходства и различия у представителей покрытосеменных; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки растений; объяснять роль представителей покрытосеменных растений в природе и жизни человека; будут знать существенные признаки строения и жизнедеятельности покрытосеменных; основные признаки представителей покрытосеменных; значение покрытосеменных в природе и жизни человека.

Метапредметные и личностные результаты:

1. Личностные УУД:

будут сформированы ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; ответственное отношение к обучению.

2. Регулятивные УУД:

научатся составлять план работы по выполнению домашнего задания и выполнять его в соответствии с поставленной целью, получат возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

3. Познавательные УУД: 

научатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получат возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

4. Коммуникативные УУД:

научатся: корректному ведению письменной речи, умение строить и аргументировать гипотезы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, микропрепараты водорослей.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Ход урока:

Вступительное слово

Деятельность учителя

Настрой на учебную деятельность

Деятельность учащихся

Вступают в  невербальный контакт с учителем

Постановка учебной темы

Деятельность учителя

На экране таблица.
Ребята, внимательно посмотрите на данную таблицу. На ней не только расположены группы растений последовательно появившихся на нашей планете. Последняя строка – большой отдел, который сегодня занимает господствующее положение на Земле. И не случайно их больше всего по количеству видов сегодня. Как вы думаете – почему?

Группы растений

Примерное число видов

Водоросли

33 000

Мохообразные

26 000

Папоротникообразные

15 000

Голосеменные

800

………..

286

Надеюсь, отметили, что данная группа с самыми сложными признаками строения и эти растения максимально, лучше всех приспособились жить в современных условиях окружающей среды.

Этот отдел называется – покрытосеменные или цветковые растения, о которых сегодня будет идти рассказ.

Деятельность учащихся

Размышляют, высказывают свои предположения

Изучение нового материала

Деятельность учителя

Первый признак покрытосеменных – это наличие цветка.
фото СD покрытосеменные
Значение цветка – это орган размножения, именно в нём формируются половые клетки, а позже семена. Цветки очень различны по форме и окраске, они могут быть одиночными или собраны в группы – соцветия
фото различных цветковых растений
Второй признак - это наличие плода. Плод сформировался из цветка и служит защитой для семян, покрывает их, поэтому этот отдел растений называется – покрытосеменные.
Плоды бывают сочные и сухие, односемянные и многосемянные. Например: плод желудя – сухой, односемянный, а арбуза – сочный многосемянный.
Давайте вместе: плод у огурца, малины,  грецкого ореха,  сливы, плод подсолнечника?
Сравните верные ответы (таблица).

Огурец Малина

Грецкий орех

Слива

Горох

Плод - сочный, многосемянный

Плод - сочный, многосемянный

Плод – сухой, односемянный

Плод - сочный, односемянный

Плод – сухой, многосемянный

У покрытосеменных растений, также есть корень, стебель, листья. Однако, органы имеют более сложное строение.
По внешнему облику покрытосеменные растения можно разделить на группы: деревья, кустарники и травы. Травянистые формы имеют мягкий, сочный и невысокий стебель.
Фото
У кустарников одновременно несколько одревесневших  стеблей высотой от 80 см до 6 метров. Представители: малина, сирень, барбарис.
Фото
Деревья имеют один главный многолетний ствол и множество боковых стеблей. Некоторые виды могут жить 3 – 5 тыс.лет например  дуб и каштан. Известно, ч
самое толстое и массивное дерево в мире это баобаб. Его высота невилика – примерно 18-25 метров, но при этом диаметр ствола может достигать 10 метров. Объяснить такой странный вид этого дерева очень просто. Баобаб имеет очень пористую древесину и в сезон дождей накапливает в ней воду. Затем пользуется этим запасом во время засухи.
Фото

Деятельность учащихся

Ведет краткую, схематическую запись в тетради отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям.

Первичное закрепление материала

Деятельность учителя

Я попрошу вас написать 4 примера хорошо вам знакомых цветущих деревьев, кустарников и трав.

Деятельность учащихся

Ведут запись примеров

Расширение нового материала с опорой на жизненный опыт учащихся, запись и проверка по эталону

Деятельность учителя

Значение покрытосеменных в природе и в жизни человека велико. Среди них много лекарственных, пищевых, декоративных видов. Как и все растения покрытосеменные выделяют в атмосферу кислород, который необходим для дыхания живых организмов.
Попробуем соотнести некоторые виды покрытосеменных растений с их ролью в жизни человека.

Текст

Фото

1. Масличные культуры

2. Лекарственный травы

3. Кормовые растения

4. Пряные растения

5. Строительный материал

6. Пищевые растения

7. Декоративные растения

8. Медоносы

Арахис, миндаль, подсолнечник

Пустырник, зверобой, тысячелистник

Мятлик, тимофеевка

Мята, базилик, петрушка

Бамбук

Морковь, капуста, рожь, рис

Астра, розы, петуния

Липа, акация, клевер

Деятельность учащихся

Сопоставляют названия растений и роль в жизнедеятельности человека.

Завершение урока, домашнее задание, рефлексия.

Деятельность учителя

Посмотрите, вокруг вас мир растений! Они и на подоконнике, и на огородной грядке, и в парке и на территории школьного двора. Давайте познакомимся с ними поближе. Ваше домашнее задание – составить информационный плакат – справочник, на котором одновременно была представлена информация:

  1. Фото или рисунок одного покрытосеменного растения (на ваш выбор, однако, это растение вашей территории);
  2. указать родственные формы для данного растения;
  3. роль данного растения в природе;
  4. роль данного растения в жизни человека;
  5. крупный рисунок цветка;
  6. крупный рисунок и название плода данного растения.

Удачи вам!  И подумайте над словами русского ученого Климента Аркадьевича Тимирязева:
«Солнечный луч не просто греет нас. В той или иной форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Теперь он приводит нас в движение. А быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу"
(Тимирязев К. А. Жизнь растения) 

Деятельность учащихся

Запись домашнего задания