Русский язык. 10 класс

Урок 10. Морфемика и орфография

Гласные в корнях

Распределите слова на группы: 

С безударной проверяемой гласной в корне слова

С чередующейся гласной в корне слова

С безударной непроверяемой гласной в корне слова

зал..зать на дерево
укр..тить зверя
прим..рять друзей
благосл..вить
пос..деть на скамейке
зав..зировать
просв..щение
ум..лять о пощаде
г..ристая местность
ув..дать чудо
сп..шите задание
предпол..гать
водор..сли
вл..жение
подр..сти
тв..рение
г..реть
недоро..сль
опт..мизм
прив..легия
впеч..тление
Безударная проверяемая гласная корня

В каждой группе слов подчеркните слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

  1. Д..ректор, прик..саться, заг..реться, препод..вать, фил..рмония;
  2. Р..стение, предпол..жение, разд..лить, с..реневый, ар..матный;
  3.  Зап..рать, р..скошный, тр..мплин, д..сциплина, кор..дор;
  4. П..ровать, заг..релый, переб..рать, р..сточек, оз..рить;
  5. К..снуться, расст..лать, г..ристый, зар..сли, эл..ментарный;
  6. Эл..гантный, бл..стать, г..рячий, прил..гаться, к..согор.
Пропущенные гласные

Вставьте пропущенные буквы.

Вз браться н верх, з лезть высоко, под греть ужин,

пр бежаться трусцой, помнить пр дедушку, хорошо пр жарить,

пр ломить стену, н весной шкаф, от мстить за обиду,

пр неприятный, пр морский, пр кратить, пр дложение,

пр одолеть, пр брежный, пр крепить, пр возносить,

пр дназначенный, пр тормозить, пр милый, пр лечь,

пр сечь, пр ободрить, пр образовать, пр влечь,

пр усадебный, пр забавный.

Орфографические правила

Укажите случаи неправильного объяснения орфографического правила.

Правописание «е» и «и»

Какую букву (е, и) нужно писать в приставке?

Пр небрегать советами, вступать в пр рекания, пр вратности судьбы,

камень пр ткновения, пр оритет, пр вилегии, сломанный пр ёмник, назначить пр емником, непр менное условие, беспр мерное восхождение на вершину, пр ходящее явление, пр ходящая няня, пр льститься, пр сяга, пр зреть сироту, пр дел терпения, пр дел к зданию.

Гласные в корне

Выделите зелёным цветом слова с безударной проверяемой гласной в корне, оранжевым – с безударной непроверяемой гласной в корне, малиновым – с чередующейся гласной в корне.

1Перо, пиротехника, пирушка, перина, перила, опираясь, пируэт, перуанец.

2Чета супругов, читать балладу, сочетаться браком, причитается по счетам, почитать старших.

3) Скачать информацию, подскочить на месте, скачу напролом.

4) Возраст, Ростов, подрастать на глазах.

5) Ложкарь, обложить, полог, полагать.

Зеленый
Оранжевый
Малиновый
Окончания имён существительных

Какую букву нужно написать в окончании имён существительных? Установите соответствие. Запишите ответы в таблицу.

о басн.. об отношени.. к насып.. по географи..
-и, 2-е скл.
-е, 1-е скл.
-и, 3-е скл.
-и, 1-е скл.
Значение слов

Определите толкование значений слов. Установите соответствия.

Суффиксы причастий

Какую букву нужно писать в суффиксах причастий?

Тяжело дыш щий человек, мел щий муку работник, пил щие дерево рабочие, плещ щиеся в воде ребятишки, кле щий коробку мальчик, знач щееся по списку количество, бор щийся со стихией экипаж, храбро сража щийся солдат, хлопоч щая у печки хозяйка, расстила щаяся степь, стро щееся здание, кол щий дрова человек, пряч щийся ребёнок, трепещ щая рыба, готов щийся к экзаменам ученик, дремл щий старик, слыш щийся издали свист, ла щая собака, спе щий виноград.

Словообразование

От глаголов неопределённой формы образуйте страдательное причастие прошедшего времени мужского рода.

Зажечь – зажжённый

Пишите строчными буквами.

Осветить –  ;

Посвятить – ;

Обидеть – ;

Застрелить – ;

Расстрелять – ;

Замешать – ;

Замесить – ;

Развесить – ;

Развешать – ;

Посеять – ;

Склеить – ;

Обвесить – ;

Обвешать – .

Суффиксация

Распределите слова в соответствии со схемами:

Приставка + корень + суффикс -чик-

корень + суффикс -щик-

корень + суффикс -чик-

приставка + корень + суффикс -щик-

переводчик
налётчик
перебежчик
гонщик
каменщик
стекольщик
грузчик
резчик
ракетчик
прогульщик
заговорщик
выдумщик
Суффиксация

В каждом ряду слов найдите лишнее слово, зачеркните его.

1Дожд..к, хлебуш..к, кусоч..к, человеч..к;

2) Калач..к, осл..к, васелёч..к, кирпич..к;

3Мяч..к, ковш..к, замоч..к, козл..к;

4Платоч..к, солдат..к, горош..к, цветоч..к;

5Зайч..к, ёж..к, чиж..к, утюж..к.

Суффиксация

Образуйте от данных существительных прилагательные с суффиксами -к- и -ск-, запишите их.

Печатайте строчными буквами.

Генерал – ;

Университет – ;

Ноябрь – ;

Царь – ;

Казах – ;

Пират – ;

Якутия – ;

Кавказ – ;

Астрахань – ;

Кубань – ;

Бурлак – ;

Горняк – .

Суффиксация

Соотнесите глаголы и суффиксы, образовавшие их:

-ова-

-ва-

-ева-

-ыва-

совет..ваться
команд..вать
рад..ваться
затоск..вать
зап..вать
под..вать
застр..вать
затм..вать
раз..вать
танц..вать
ноч..вать
обдум..вать
испыт..вать
огляд..ваться
воспиты..вать

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6