Цели урока: 1) сформировать представление о единстве и разнообразии окружающего мира; 2) развивать представление о веществе как субстанции, из которой состоят тела живой и неживой природы, об агрегатных состояниях вещества; 3) оформить начальное представление о физических и химических явлениях, о простых и сложных веществах; 4) сформировать представление о чистых веществах и смесях, о способах разделения смесей.

Предметные результаты:

– знание и понимание сути химического состава живого мира;

– умение объяснять понятия «вещество», «чистое вещество», «смесь».

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД:

смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение»);

2. Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка и принятие учебных задач урока);

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Познавательные УУД

структурирование знаний;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

моделирование;

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

4. Коммуникативные УУД

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Учебные задачи урока:

1. Используя информацию, полученную на уроке учителем, оформить представление о единстве и разнообразии окружающего мира.

2. Используя информацию, полученную на уроке, оформить представление о веществе.

3. Используя информацию, полученную на уроке, оформить представление об агрегатных состояниях вещества.

4. Используя информацию, полученную на уроке, оформить первичное представление о чистых веществах и смесях, о способах их разделения.

5. Наблюдая демонстрационные опыты, сделать выводы о признаках физических и химических явлений.

6. Используя информацию, полученную на уроке, оформить первичное представление о простых и сложных веществах.

7. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).

8. Используя свой жизненный опыт и сведения, предоставленные учителем, ответить на вопрос: «О чём может свидетельствовать схожий химический состав различных живых организмов?»

9. Применение нового знания в ходе практической деятельности.

10. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.

Тип урока:

Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог).

2. Наглядный (демонстрация опытов).

3. Практический (поиск информации).

4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Оборудование:

Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2013; компьютер; экран; маркерная доска; набор химической посуды и реактивов, демонстрационная коллекция «Тела и вещества», коллекция минералов.

Ход урока:

I. Актуализация знаний, целеполагание

Деятельность учителя

1. Проводит беседу о единстве и разнообразии окружающего мира:

- Ребята, посмотрите вокруг: окружающий мир разнообразен в своём устройстве и проявлениях. На нашей планете есть места, где температура воздуха не подмимается выше -50 градусов Цельсия, а кое-где не опускается ниже +40… Природные явления способны восхищать нас своей красотой и смертельно пугать своей неукротимой энергией!

2. Задает вопросы:

- о том, что известно учащимся по данному вопросу;

- о значении выражения «окружающий мир».

3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:

- Сегодня на уроке речь пойдёт об окружающем мире и веществах вокруг нас.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы. Определяют ключевые слова урока: окружающий мир, вещество.

II. Изучение нового материала. Вещество

Деятельность учителя

1. Рассказывает о веществе как о субстанции, из которой состоят тела живой и неживой природы.

2. Предлагает учащимся самостоятельно определить область применения и значимость данных сведений.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Агрегатные состояния вещества

Деятельность учителя

1. Рассказывает о жидком, твёрдом и газообразном состоянии вещества на примере воды:

- Универсальность свойств воды демонстрируется ещё и достаточно лёгким переходом её из одного состояния в другое, ведь лёд, жидкая вода и водяной пар – это три состояния одного и того же вещества.

2. Выполняет на доске записи по данному вопросу.

3. Демонстрирует опыты по данному вопросу.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

По указанию учителя выполняют записи в тетради.

Чистые вещества и смеси

Деятельность учителя

1. Рассказывает о смесях и способах их разделения:

- Смеси разделяют различными способами: фильтруют, выпаривают, применяют разделение при помощи воды (флотация).

2. Выполняет на доске записи по данному вопросу.

3. Демонстрирует опыты по данному вопросу.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

По указанию учителя выполняют записи в тетради.

Явления физические и химические

Деятельность учителя

1. Проводит простейшие опыты, демонстрирующие физические явления.

2. Проводит простейшие опыты, демонстрирующие химические явления.

3. Демонстрирует и формулирует признаки химических реакций (выделение света, тепла, газа; выпадения осадка, изменение цвета).

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы, делают выводы по результатам демонстрационных опытов.

Простые и сложные вещества

Деятельность учителя

1. Рассказывает о простых и сложных веществах:

- Простые вещества состоят из атомов одного химического элемента, сложные – из атомов нескольких химических элементов. Большая часть веществ в природе – сложные, ведь атомы могут бесконечно комбинироваться в сложных молекулах.

2. Совместно с учащимися отыскивает примеры простых и сложных веществ в окружающем пространстве.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы, делают выводы по результатам своих наблюдений.

Постановка проблемного вопроса, открытие нового знания

Деятельность учителя

1. Задаёт вопрос о том, каким может быть примерное количество веществ / простых веществ/ сложных веществ в природе.

2. Предлагает учащимся сформулировать вопрос, который является логическим продолжением предыдущего («Почему  разных веществ  в природе во много раз больше, чем видов атомов?»)

3. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы. Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку. Отыскивают ответ на поставленный вопрос.

III. Первичное закрепление нового материала

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

1. Рассмотрите схему образования сульфида железа на стр. 41. Ответьте на вопрос: «Какие процессы происходят с атомами простого вещества при его превращении в сложное?»

2. Ответьте на вопросы № 4, 5 на стр. 46.

3. Задает вопрос:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на проблемный вопрос урока вы можете дать?

4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

IV. Рефлексия

Деятельность учителя

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Что нового вы узнали на уроке?

2. Оценивает работу учащихся.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

V. Домашнее задание

Деятельность учителя

1. Параграф № 7.

2. Приведите примеры твёрдых, жидких и газообразных смесей.

3. Назовите самую  распространённую на Земле газообразную смесь.