Музыка. 4 класс

Урок 5. Музыкальная культура Республики Коми

Конспект урока

Музыка, 4 класс

Урок 5. Музыкальная культура Коми.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Фольклор, музыкальные традиции республики Коми.
  2. Гимн республики Коми.
  3. Балет Я. С. Перепелицы «Яг-Морт»

Глоссарий по теме

Народ республики Коми всегда жил в гармонии с природой, люди здесь занимались охотой и рыболовством, пасли стада оленей. Поэтому и героями народных легенд становились оленеводы и смелые охотники.

По мотивам народной легенды о Яг-Морте – Лесном человеке – композитор Я. С. Перепелица создал одноимённый балет, а художник В. Г. Игнатов создал к нему декорации и эскизы костюмов.

Ключевые слова

Музыка, фольклор, традиции, Коми, север, народные инструменты, балет, композитор, художник, декорации, костюмы.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Сергеева Г. П. «Музыка» 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2018. – С. 38-41.
  2. «Йиркап» - мультфильм по мотивам Коми легенды. https://www.youtube.com/watch?v=DyX4ELjp4w8
  3. Путешествие в мир диких лесов Коми https://www.youtube.com/watch?v=S03xSaBXlrk
  4. Народные музыкальные инструменты Коми http://foto11.com/komi/art/musicinstruments/

На уроке мы узнаем, как называются музыкальные инструменты народа Коми. Научимся различать их голоса. Сможем совершить музыкальную экскурсию в республику Коми.

.

Основное содержание урока

Республика Коми расположена на севере Европейской части России. Это – суровый северный край с дремучими лесами, переходящими в тундру. Издавна здесь жили охотники и рыболовы. Ремесленники обрабатывали то, что давала природа: древесину, меха и кожу.

Музыкальные инструменты Коми, конечно же, тоже изготавливались из природных материалов.

ЧИПСАНЫ

ШУР-ШАР

ЗИЛЬ-ЗЁЛЬ

Народ Коми всегда жил в гармонии с природой. Даже месяцы года назывались здесь именами белки, лося, медведя. Охотники и рыболовы пользовались таким «звериным» календарём тысячу лет тому назад. Но и сегодня эти мотивы, своеобразный «звериный стиль» сохраняется в художественной культуре республики и даже отражается в её государственных символах.

На гербе Коми изображена золотая хищная птица. На груди у неё - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. Птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины соответствует образу Зарни Ань – солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты.

Государственный гимн Республики Коми

Мелодия Виктора Савина в обработке М. Герцмана (слова В.Савина в редакции В.Тимина на коми языке, в редакции А.Шергиной, А.Суворова на русском языке)

Север, наш родимый край,

Глубоки твои снега,

Холодны твои ветра,

Высока твоя тайга!

Нас несут через века

Соколиные крыла.

Коми край, твоя судьба

Благодатна и светла!

Песенный фольклор Коми

В Коми-пермяцком фольклоре сохранились разнообразные песенные жанры. Это эпические песни и баллады, частушки и причитания, трудовые и лирические песни, игровые, плясовые, застольные – каждый вид песенного творчества народа служил украшением повседневного быта или праздников.

В героическом эпосе коми рассказывается о могучих богатырях. Богатыри освобождают народ от врагов, спасают страну и царя, и затем отказываются от царских даров (золота-серебра) и просят в награду лишь лесные угодья. Богатыри встречаются с лешими, водяными, волшебниками. Коми тунам (колдунам, хозяевам мест) приписывали такие способности, как умение заговаривать деревья, огонь и воду, ходить под водой, вызывать дожди и наводнения, перекидывать людей, дома, вещи на большие расстояния.

Почти в каждом селе рассказывают о своих силачах, от которых отсчитывают родословные местные жители. Йиркап, нашедший своё дерево (ас пу), сделал из него лыжу и стал самым быстрым охотником: в погоне за чудесным оленем он добежал до Урала и вернулся домой с такой скоростью, что хлеб за пазухой, выпеченный матерью утром, ещё не успел остыть. Пера бегал на лыжах, обгоняя тройку лошадей, и за один раз приносил до семи лосей, нанизанных на копьё…

Со старинными охотничьими обрядами связан особый жанр причитаний в песенном фольклоре Коми. У убитого зверя нужно попросить прощения, чтобы отвести от себя его гнев. Похожие обряды существовали и у многих соседних народов – хантов, манси, удмуртов.

Специальные трудовые причеты импровизировались, возникали во время пахоты, сева, сенокоса, молотьбы, расчистки лесных делянок под пашни, переправы в лодках на пойменные луга, поездки в тундру.

Относительно недавно – в XIX – начале XX вв. на народных гуляниях коми начали звучать частушки. На частушечные напевы складывались и новые лирические песни. Главными персонажами народной лирики коми являются добрый молодец и красавица-девица. “Мича ныв” (“Красавица-девица”) – это всегда труженица, неутомимая работница в поле и по дому, мастерица на все руки.

Сказание о Яг-Морте

Могучие силы природы отразились в народных легендах и преданиях Коми. Одно из них повествует о страшном Лесном Человеке, обладающем огромной физической и чудодейственной силой. Имя ему - Яг-Морт.

Много горя и бедствий приносит Яг-Морт. Он похищает девушек и молодых жен охотников, рвёт сети рыбаков, убивает людей, уничтожает их жилища.  Одно его имя наводит страх на жителей селений. Женщины пугают им своих детей…

Удивительной красоты иллюстрации к этому сказанию нарисовал художник Василий Георгиевич.Игнатов. Он же создал костюмы и декорации к балету, либретто которого основано на легенде о Яг-Морте.

Главные герои балета – старейшина селения Окса, его дочь Райда и молодой охотник Туган. Много лет назад Яг-Морт похитил мать Райды. И убелённый сединами Окса рассказывает людям о горе, когда-то постигшем их семью. Но сегодня – праздник Весны. Юноши и девушки водят хороводы, вокруг них резвятся дети, и Окса отвлекается от грустных мыслей.

Неожиданно врывается Яг-Моpт и похищает Райду. Терпение людей иссякло. Они полны решимости расправиться с разбойником. Во всеоружии мужчины уходят на борьбу с лесным чудовищем. 

А тем временем в своём страшном логове, полном нечисти, Лесной человек старается прельстить Райду несметными сокровищами. Яг-Морт хочет добиться её любви и предлагает ей стать царицей леса. Райда в оцепенении. И только любовь к Тугану и воспоминания о матери дают ей духовные силы выстоять.

Но тут слышатся трубные звуки. Молодые юноши-воины врываются в логово Яг-Морта. В кровавой борьбе Яг-Морт повержен. Райда спасена. Тревожный лес провожает победителей.

Лучи солнца проникают через чащу деревьев. Наступает счастливый день. Девушки и женщины встречают своих освободителей. Туган и Райда вместе. Движется круг солнцеликий. 

Яков Сергеевич
Перепелица
(1927–1990)

Музыку к балету Яг-Морт написал композитор Яков Сергеевич Перепелица.

Вместе с ансамблем песни и пляски республики Коми он побывал с концертами во многих деревнях и сёлах республики. Интонации народных мелодий коми звучат в его песнях и пьесах для фортепиано, баяна, оркестра народных инструментов, сочинениях для музыкального театра.

Премьера балета «Яг-Морт» по мотивам фольклора Коми стала большим событием в республике. Спектакль долгие годы шёл на сцене Республиканского театра оперы и балета.

Разбор типового тренировочного задания

Ниже перечислены герои нескольких музыкальных спектаклей. Подчеркните только героев балета «Яг-Морт»:

Райда, Окса, Финн, Наина, Туган, Руслан, Шурале, Черномор, Яг-Морт,

Правильный ответ:

Райда, Финн, Наина, Туган, Руслан, Шурале, Окса, Черномор, Яг-Морт,

Разбор типового контрольного задания

Кто является автором музыки к балету «Яг-Морт»?

  1. В. Г. Игнатов
  2. Я. С. Перепелица
  3. Р.К. Щедрин

Правильный ответ:

  1. Я. С. Перепелица

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6