Литература. 10 класс

Урок 36. Христианские мотивы в романе

Конспект урока

Литература

10 класс

Урок № 36

Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Знакомство с библейскими мотивами в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Рассмотрение особенностей раскрытия тем гордости и смирения.

3. Определение жанрового своеобразия философско-религиозной направленности.

Тезаурус

Конфликт — столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Контраст — резкая противоположность.

Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Нравственный идеал представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.
Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Список литературы

Основная литература:

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. С. 67-116

Дополнительная литература:

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 «классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. С. 72-83

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сложный путь исканий Раскольникова приводит его от безбожия к вере. Поиск Бога и нравственное очищение — это главные темы, которые Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание».

В Омском остроге писателю разрешают читать только одну книгу, Евангелие, которую ему дарит жена ссыльного декабриста Фонвизина. Поэтому роман Достоевского буквально пронизан христианскими образами и символикой. Завязка сюжета построена вокруг страшного греха — убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы.

Достоевский показывает нарастание внутреннего напряжения героя, сопротивление этим чувствам. Раскольников ищет поддержки и понимания. Он задаётся вопросом: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». С этого момента в романе появляется мотив нравственного падения героя, преступившего христианскую заповедь.

Писатель вводит в повествование символичные сны, в которых герой предчувствует нравственные и физические страдания. Это своеобразное предзнаменование событий. «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, ещё в их городке» … «в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка» … «Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…». Или ещё один сон: «... Ему всё грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…».

Основную идею христианства — любовь к ближнему — выражает Соня Мармеладова, которая готова перенести любые страдания ради родных. Её жизнь строится по законам самопожертвования. Но даже встав на путь позора и унижения, она всё-таки сохраняет чистоту души благодаря смирению. В её сострадании к другим заключается огромная сила.

Раскольников, наоборот, в начале романа холоден к окружающим и близким: не отвечает на любовь матери и сестры, на заботу Разумихина. Но после совершения убийства, душевных мук и знакомства с Соней происходит перерождение героя: он начинает более тонко чувствовать мир и людей, а в конце романа и сам влюбляется по-настоящему.

Искренней Соне удаётся вернуть Раскольникову веру, надежду, любовь и укрепить его на пути раскаяния. Дерзкое своеволие переходит в смирение. Неслучайно, что из рук девушки он принимает крестик, символ искупления. Соня, упрашивая Раскольникова взять крестик, говорит: «Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе». Соня как бы приняла жертвенную судьбу Лизаветы. Крест, который она предлагает Раскольникову, символизирует готовность Сони принести себя в жертву: «…вместе и крест понесём!».

Обаяние Сони, как души возвышенной и чуткой, но в то же время сильной и решительной, приводит к тому, что Родион преклоняет перед ней колени, как преклоняют перед святым образом: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

В кульминационной сцене романа, когда Раскольников признаётся в своём преступлении, тоже есть христианские мотивы. За чтением Евангелия сходятся убийца и блудница. Религиозность Сони побеждает неверие Родиона. Она читает притчу о воскрешении Лазаря, чтобы наставить молодого человека на путь истинный.

Но за что же Сонечка Мармеладова любит Раскольникова? Почему заставляет признаться в преступлении, посвящает ему свою жизнь, навещает на каторге? Она чувствует его настоящую, страдающую душу. Христианское сознание выражено и в мотивах страдания и сострадания, раскрытых в отношениях родителей Сони: Мармеладов женился из жалости на несчастной Катерине Ивановне, которая после смерти мужа оказалась в бедственном нищенском состоянии с тремя детьми. Его слова «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» передают нам внутреннюю боль героя, ощущающего собственную греховность и вину за нищенское положение.

Раскольников сильно страдает после убийства. Прозрение героя наступает в эпилоге: «Как это случилось, он и сам не знал... он любит, бесконечно любит её и что настала же наконец эта минута. Их воскресила любовь».

В конце концов, благодаря любви и вере, Родиона, как и Лазаря, ждёт воскрешение. Именно это сам Достоевский прочувствовал за годы своей каторги: «Те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу», а «выход из каторги представлялся как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Какой смысл заключён в названии романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

а) преступление и наказание противопоставлены;

б) несоответствие наказания совершённому преступлению;

в) не всякое преступление влечёт за собой наказание;

г) неотвратимость наказания за совершённое преступление.

Разбор решения: на протяжении всего романа автор пытается показать нам страдания героя за содеянное зло. Раскольников, увлечённый теорией деления людей на «высших» и «низших», хотел проверить её. Но его душа страдает, он понимает, что нужно нести ответственность, признаться. Поэтому из всех предложенных вариантов, верным будет «неотвратимость наказания за совершённое преступление».

Единичный выбор.

Выберете верное утверждение

Жёлтый цвет в романе «Преступление и наказание» – символ болезни, увядания, бедности, страдания, это символ уныния, увядания, страдания, усталости и бедности;

Автор развенчивает теорию Раскольникова в том, что доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступления;

Психологический (Раскольников – Порфирий Петрович) конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».

Разбор задания: в первом случает ответ будет неверным, так как автор заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории. Во втором случае тоже неверный. Так как автор показывает нам главный конфликт – внутренний (происходящий в душе героя)

В третьем случае жёлтый цвет, чаще других цветов, встречается в тексте романа. В романе Достоевский использует жёлтый цвет для описания: внешности героев обоев и мебели в жилище героев. Чаще остальных «говорящих» символов Достоевский использует жёлтые обои. Мы видим жёлтые обои в каморке Раскольникова, в квартире старухи, в комнате Сони, в кабинете Порфирия Петровича.

Правильный ответ:

Жёлтый цвет в романе «Преступление и наказание» – символ болезни, увядания, бедности, страдания, это символ уныния, увядания, страдания, усталости и бедности.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6