Литература. 10 класс

Урок 33. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Двойники и оппоненты Раскольникова

Конспект урока

Литература, 10 класс. Урок № 33.

Тема - «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Двойники и оппоненты Раскольникова.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

  1. Продолжение знакомства с романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание.
  2. Определение социальных и философских источников преступления Раскольникова и его места в системе образов романа.
  3. Рассмотрение двойников и оппонентов Раскольникова.

Глоссарий по теме

Двойник — это не просто человек, имеющий сходство с героем, но и тот, в ком герой узнаёт самого себя.

Конфликт — разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.

Оппонент — противник в споре, тот, кто выступает с возражениями в беседе.

Психологизм — способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, её динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Основная литература по теме урока

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.

Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Цитаты из произведений. 9-11 классы. Р.-на-Д.: Феникс, 2017.

Русская виртуальная библиотека // rvb.ru: Федор Михайлович Достоевский URL: https://rvb.ru/dostoevski/. Дата обращения 22.07.2018

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В романе «Преступление и наказание» автор обращается к вечным философским вопросам о смысле и цене человеческой жизни, истине и её поиске. В одном из своих писем Достоевский объясняет: «Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным “недоконченным” идеям, которые носятся в воздухе … решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты... “Она никуда не годна”, “Для чего она живёт?”, “Полезна ли она хоть кому-нибудь?”. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить её, обобрать; с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков… докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении “гуманного долга к человечеству”…».

Раскольников постоянно спрашивает себя, кто же он — тварь дрожащая или право имеющий. Он совершает убийство. Но может ли герой объяснить причину содеянного? Молодой человек создаёт нечёткую, противоречивую теорию, согласно которой люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. «Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные».

Чтобы понять предпосылки его мыслей и действий, нужно представить Петербург того времени. Каморка, в которой живёт герой, описана так: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Там он вынашивает свою страшную идею преступления: «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела, и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения».

В семье Раскольникова теплые отношения, он дружит с Разумихиным, но ненавидит свою квартирную хозяйку, он испытывает отвращение к «мерзкой старушонке». Герой сочувствует Мармеладову, он раздражён тем, что вокруг нищета и страдания, нет социальной справедливости. И, наконец, он влюбляется в Соню.

После преступления герой впадает в душевное расстройство, теряет жизненные ориентиры, пребывает в мучительном и страшном состоянии. По задумке автора, совершая убийство, он перешагивает через себя. Он верит в правое дело, но его преследует кошмар содеянного, его жизнь наполняется тоской, смятением. «Я себя убил, а не старушонку». «Старушонка — вздор... я не человека убил, я принцип убил!». Фамилия Раскольников выбрана для героя не случайно, она указывает на внутренний раскол судьбы.

Достоевский вводит в произведение двойников главного героя, чтобы более детально раскрыть образ Родиона и показать несостоятельность созданной им теории. Вот что об этом пишет культуролог Михаил Бахтин: «В каждом из них (то есть из двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над сами собою) ...». Качества Раскольникова — безверие, своеволие, нигилизм, разумный эгоизм — встречаются и у его двойников.

Например, самодур Свидригайлов думает, что ради цели можно переступить через многое, таким образом оправдывая преступление. Лужин верит, что всё в мире строится на личном интересе, и ради него можно пойти на что угодно. Лебезятников слепо принимает разные иди и пропагандирует их. При этом герои совершают аморальные поступки, движимые верой в свои теории, которые, по сути, являются видоизмененными версиями теории самого Раскольникова.

Другая группа персонажей романа — это оппоненты Родиона, к ним относятся Разумихин, Порфирий Петрович и Соня. Они отражают разные положительные стороны главного героя. Альтруист Разумихин ценит в своём друге доброту, трудолюбие, талант. Порфирий Петрович — человек разумный, размышляет логически, как и Раскольников. Соня совершает преступление против морали — против себя, своей души. Она раскаивается и молит Бога простить её.

Двойники и оппоненты в романе отражают противоречия характера главного героя и в то же время детально описывают основные его черты.

Достоевский показывает, что осуществление своих целей за счёт ущемления интересов других безнравственно, а преступление ведёт к неминуемому разрушению личности.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Пример 1.

Множественный выбор.

Кого можно отнести к «антиподам» Раскольникова?

Тип вариантов ответов:

Д. Разумихин

Порфирий Петрович

П. П. Лужин

А. И. Свидригайлов

Правильный вариант/варианты:

Д. Разумихин

Порфирий Петрович

Подсказка: к Д. Разумихин: «Впрочем, под этою простотой таилась и глубина, и достоинство. Лучшие из его товарищей понимали это, все любили его». Подсказка к Порфирий Петрович: «Я честный человек, Родион Романыч, и своё слово сдержу».

Оппоненты Родиона в романе отражают разные положительные стороны главного героя. Альтруист Разумихин ценит в своём друге доброту, трудолюбие, талант. Порфирий Петрович — человек разумный, размышляет логически, как и Раскольников. Соня совершает преступление против морали — против себя, своей души. Она раскаивается и молит Бога простить её. Двойники и оппоненты отражают противоречия характера главного героя и в то же время детально описывают основные его черты.

Пример 2

Ребус – соответствие.

Соотнесите героя и его фразу.

Правильный вариант/варианты:

Мармеладов

«За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Раскольников

«Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же...».

Автор

«Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Подсказка: к Раскольникову: «Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет?».

Разбор решения: Раскольников постоянно спрашивает себя, кто же он — тварь дрожащая или право имеющий. Он совершает убийство. Но может ли герой объяснить причину содеянного? Молодой человек создаёт нечёткую, противоречивую теорию, согласно которой люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. «Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6