История. 10 класс

Урок 19. Культура периода нэпа

Культура периода НЭПа
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

После Гражданской войны большевики приняли решение поставить под свой контроль духовную жизнь в стране. В августе 1921 г. состоялся процесс по делу Петроградской боевой организации. Её активными участниками были объявлены известные российские учёные и деятели культуры. Некоторые из них были расстреляны, в том числе учёный-химик М. М. Тихвинский и поэт Н. С. Гумилёв.

В конце августа 1922 г. советское правительство выслало из страны 160 учёных и деятелей культуры.

В 1922 г. был учреждён специальный цензурный комитет — Главлит, через год - Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

В 1925 г. было принято постановление Политбюро ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы». Началось упразднение художественного разномыслия. Утверждался партийный диктат.

Основные термины периода НЭПа

Вспомните кому принадлежат портреты и что означает понятие, проверьте себя, перевернув карточки.

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

Политика большевиков в области культуры в целом была направлена на решение двух главных взаимосвязанных задач.

Первой главной задачей стало установление идеолого-партийного контроля над культурно-духовной сферой с целью формирования социалистической культуры.

Большевики провозгласили себя атеистами и вели наступление на религию, говоря военной терминологией, по всему фронту с использованием административно-репрессивных мер. В 1918 г. был издан декрет об отделении церкви от государства и школы. Начались массовое закрытие храмов, аресты священнослужителей. Под предлогом борьбы с голодом по декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г. были изъяты значительные церковные ценности и организованы судебные процессы против иерархов Русской православной церкви. Патриарх Тихон также подвергся аресту. Усилилась антирелигиозная пропаганда. В 1925 г. был создан Союз воинствующих безбожников.

Коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества. В 1922 г. был создан Главлит как специальный цензурный орган по контролю за печатными публикациями. В августе 1922 г. из страны были высланы 160 крупных учёных, которые не приняли Советскую власть, в частности Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Е. Н. Трубецкой, П. А. Сорокин, А. А. Кизеветтер, С. Л. Франк, Н. О. Лосский и др. Эта акция вошла в историю как «философский пароход».

Руководство большинством отраслей культуры осуществлялось Народным комиссариатом просвещения (далее — Наркомпрос) во главе с А. В. Луначарским под общим контролем ЦК большевистской партии.

Второй главной задачей большевиков был подъём общего культурного (прежде всего образовательного) уровня населения.

Народное образование. В первые годы Советской власти большое внимание уделялось народному образованию, прежде всего ликвидации неграмотности. Более 60% населения страны к 1917 г. были неграмотными. В декабре 1919 г. СНК принял декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", по которому всё население в возрасте от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте. В 1920 г. при Наркомпросе была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Она занималась созданием сети пунктов по стране, где и осуществлялась эта работа. В 1923 г. было образовано массовое общество "Долой неграмотность", председателем которого стал один из руководителей Советского государства М. И. Калинин.

Основы строительства новой советской школы были заложены декретом ВЦИК от 30 сентября 1918 г., утвердившим "Положение о единой трудовой школе РСФСР". Вводилось обязательное бесплатное девятилетнее обучение по двум ступеням: с 8 до 13 лет (пятилетний курс) и с 13 до 17 лет (четырёхлетний курс). Однако на практике реализовать этот проект не удалось. В 1921 г. школа второй ступени была разделена пополам, и школьный базовый курс в 1920-е гг. составил семь лет (пять лет первой ступени и два года второй).

Серьёзное внимание уделялось профессиональному обучению: существовали фабрично-заводские училища и школы крестьянской молодёжи, тоже в объёме семилетки.

Перестройке подверглась высшая школа. В 1918 г. были введены новые правила поступления в вузы, предусматривавшие максимальную доступность и бесплатность обучения. При поступлении не требовалось сдавать экзамены и предъявлять документы о среднем образовании. Зачислялись преимущественно выходцы из рабочих и крестьян. В 1919 г. при вузах были организованы рабфаки для ликвидации пробелов в школьных знаниях и подготовки к учёбе в учреждениях высшего образования. В 1921 г. новым положением о высших учебных заведениях упразднялась автономия вузов и вводилось управление через структуры Наркомпроса. Ликвидировались историко-филологические и юридические факультеты, заменённые

факультетами общественных наук. Все это предопределило невысокий качественный уровень образования.

Наука. Научный потенциал страны, серьёзно подорванный во время социальных потрясений, начиная с 1920-х гг. стал восстанавливаться. Росла численность научных работников: к 1927 г. их насчитывалось 25 тыс., т.е. в два раза больше, чем до революции.

В 1925 г. состоялось празднование 200-летия Академии наук, которая в итоге была признана высшим научным учреждением страны и переименована в Академию наук СССР.

Для развития аграрной науки в 1928 г. была создана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил выдающийся учёный H. И. Вавилов.

Заметные достижения в 1920-е гг. имело авиа- и автостроение. В 1923 г. началось серийное производство первых отечественных тракторов. В конструкторском бюро Л. Н. Туполева был разработан самолёт-моноплан

ЛНТ-I. Появился первый советский истребитель И-1 конструктора Н. Н. Поликарпова. В 1927 г. был испытан первый легковой автомобиль НАМИ-1.

В СССР продолжали трудиться выдающиеся учёные с мировыми именами. И. П. Павлов в 1925 г. стал руководителем Физиологического института Академии наук, В. И. Вернадский в 1926 г. теоретически обосновал своё учение о биосфере.

Литература. Большевики рассматривали художественную культуру как средство идеологического воздействия на массы и поэтому стремились установить контроль над художественным творчеством. Однако в 1920-е гг. ещё сохранялся определённый художественный плюрализм в рамках революционного романтизма и коммунистических идеалов.

В литературу вступили более 150 писателей, наиболее известными из которых стали В. А. Каверин, А. А. Фадеев, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов и др.

Создаются литературные объединения: "Серапионовы братья" (1920-1928) с участием М. Зощенко, В. Иванова, М. Слонимского, В. Каверина; "Левый фронт искусства", или ЛЕФ (1922), куда входили, в частности, В. Маяковский, Н. Асеев; "Российская ассоциация пролетарских писателей" (1925—1928), в которую вошли большинство писателей. Шли литературные поиски отражения революционной действительности.

Театр. Театральное искусство интенсивно развивалось. Появилось большое количество новых театров: первый в мире детский театр (1921) под руководством Н. Сац; 3-я студия МХАТ (с 1926 г. Театр имени Вахтангова); Театр революции (1922), ныне имени В. Маяковского; Центральный театр рабочей молодежи (1927), ныне Ленком.

В 1920-е гг. появились первые советские пьесы, написанные в реалистической традиции: "Шторм" В. Белоцерковского, "Любовь Яровая" К. Тренёва, "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова. Прочное место в репертуаре занимала также отечественная классика (А. Островский, Н. Гоголь, А. Чехов, М. Горький).

Кинематограф. Кинематограф осваивал, прежде всего, историко-революционные темы в жанре немого кино. Выдающимся режиссерам С. М. Эйзенштейном были сняты "Броненосец “Потемкин”" (1925), "Октябрь" (1927); В. Пудовкиным — "Мать" (1926), "Потомок Чингисхана" (1929).

Живопись. В изобразительном искусстве в этот период наблюдается рассвет плаката, который являлся агитационно-изобразительной формой. Наиболее известным стал плакат Д. С. Моора "Ты записался добровольцем?" (1920).

Бывшие художники-передвижники объединились в Ассоциацию художников революционной России. Они стремились подать своё искусство в формах, доступных широким массам. Наиболее известны картины Б. В. Иогансона "Рабфак идёт" (1928) и М. Б. Грекова "Тачанка" (1923).

Общество станковистов ставило своей задачей воплощение в образах взаимоотношений человека и производства. Новаторство художников данной группы выразилось в произведениях А. Дейнеки "На стройке новых цехов" (1926); Пименова "Даёшь тяжёлую индустрию" (1927). Группы "Четыре искусства" и Общество московских художников объединяли мастеров старшего поколения, отличных друг от друга по творческой манере: это К. Петров-Водкин, В. Фаворский, Л. Лентулов, Р. Фальк, П. Кончаловский и др., стремившиеся в рамках своих прежних авангардистских представлений осмыслить революционную действительность.

Архитектура. В архитектуре 1920-х гг. зародился новый стиль — советский конструктивизм, в основе которого лежала не художественная композиция, а конструкция, состоящая из разных форм. В этом жанре работали братья Веснины, осуществлявшие коллективные проекты, например, здание универмага в Москве на Красной Пресне (1927). Свой расцвет конструктивизм получил в 1930-е гг.

Скульптура. Скульптура в значительной степени отражала план монументальной пропаганды большевиков. Были заложены и открыты десятки памятников К. Марксу, Ф. Энгельсу, В. И. Ленину, французским революционерам. Большое количество скульптурных работ было приручено к 10-летию Октябрьской революции: "Булыжник — оружие пролетариата" (1927) скульптора Н. Шадра; "Октябрь" (1927) скульптора А. Матвеева; "Крестьянка" (1927) скульптора В. Мухиной.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6