Литература. 10 класс

Урок 53. Подготовка к декабрьскому итоговому сочинению

Критерии оценки

Впишите пропущенные слова в фрагмент статьи.

Умозаключение, точное суждение, несоблюдение.

Критерий № 3 «Композиция».

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «Зачёт»).

Использование цитат в итоговом сочинении

По мнению Ф. Шиллера, верная любовь помогает переносить все тяготы.

Из какого произведения можно подобрать аргумент к данному высказыванию?

Герои этого произведения встречаются в период Пугачевского бунта.

«Толстый и тонкий» А. П. Чехова

«Мёртвые души» Н. В. Гоголя

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Структура работы

Выделите цветом основные элементы аргументации в итоговом сочинении.

Помните, что преобладание пересказа является типичной ошибкой аргументации.

Вступление;

Обращение к литературному произведению;

Подробный пересказ текста;

Микровывод; 

Вывод-призыв.

Зеленый
Критерии оценки

Соотнесите критерии итогового сочинения с теми параметрами, соответствие которым они оценивают. 

Вспомните, что жанр итогового сочинения – это сочинение-рассуждение.
Примеры использования цитат в сочинении

Восстановите последовательность элементов в тексте.

Предисловие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики.

Наша публика так ещё молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения.

Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных нападок, и потому они не читают предисловий.

А жаль, что это так, особенно у нас.

Подготовка к сочинению

Разгадайте кроссворд.

Аргументация, умозаключение, краткое описание, три части сочинения, правдивое воспроизведение.
Работа с текстом

Подставьте слова в пропуски в тексте.

«Творчество, в какой бы области человеческой культуры оно ни протекало, всегда содержит в себе преодоление многочисленных . По самому своему существу оно представляет борьбу с , косностью, застоем... Творчество предполагает мучительные переживания, возникающие при первой подыскать явлениям действительности своеобразное выражение. эти не извечны: поэт твёрдо убеждён, что "нет мысли, которую человек не мог бы себя выразить ясно и убедительно для другого". Так утверждал Некрасов… Но одно дело — быть убеждённым в потенциальной мощи этого слова и другое — увидеть, как слово это непроизвольно и свободно передаёт ту , которой оно порождено на свет. Это естественное противоречие между содержанием и формой приводит нас к тому, что в психологической науке условно называется  . (А. Г. Цейтлин «Муки творчества»)

заставить
Затруднения
мысль
инерцией
трудностей
«муками творчества»
попытке
Структура сочинения

Соотнесите темы итоговых сочинений и заключения, написанные учениками (примеры находятся в открытом доступе в сети Интернет)

Вспомните, что заключение сочинения – это итог рассуждений на заданную тему, вывод, к которому приходит выпускник.
Темы сочинения

Юноша всю жизнь лелеял эту мечту в душе, ради свободы он сбежал из монастыря, где вырос, а потом скрывался, сражался с барсом, пытался найти путь домой.

Назовите произведение и его автора.

«И смутно понял я тогда, Что мне на родину следа Не проложить уж никогда»

«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова

«Евгений Онегин» А. С. Пушкина

«Мцыри» М. Ю. Лермонтова

Структура сочинения

Зачеркните лишние понятия.

Всего 2 лишних понятия.

Индивидуум

Пейзаж

Характер

Герой

Композиция

Структура сочинения

Соотнесите термин и его определение.

Выбор темы

Соотнесите понятие и пояснение к нему.

Использование цитат в итоговом сочинении

Какое литературное произведение следует привлечь для аргументации на сочинения на тему «Как вы понимаете слова Андре Моруа: «Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими»?

«Знаешь, что я вспомнил, брат? Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать… Я наконец сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька — а проглотить её нужно»

А. С. Пушкин «Метель»

А. И. Островский «Гроза»

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Структура сочинения

В элементах вступления к сочинению рассуждению выберите лишний.

Вспомните, что привлечение литературного материала – необходимый элемент аргументации.

Ответ-тезис на главный вопрос темы

Общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека

Пример из литературного произведения

Объяснение ключевых слов темы или цитаты

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6