Литература. 10 класс

Урок 43. Своеобразие психологизма Толстого. «Диалектика души»

Конспект урока

Литература, 10 класс. Урок № 47

Своеобразие психологизма Толстого. «Диалектика души»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Изучение понятия «диалектика души» и форм её проявления в романе Толстого.
  2. Рассмотрение средств психологического анализа на примере отдельных эпизодов.
  3. Сравнение приёмов психологического анализа Толстого с приёмами, используемыми в творчестве Тургенева и Достоевского.

Глоссарий по теме.

Внутренний монолог важнейший приём психологизма, заключающийся в прямом, полном и глубоком воспроизведении мыслей и отчасти переживаний литературного персонажа. 

Диалектика душидетальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм.

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Монолог – речь действующего лица в произведении, обращённая к собеседнику или к себе самому.

Пейзаж — изображение природного окружения человека и образ любого незамкнутого пространства, выражающее эстетическое отношение к воспроизводимому.

Портрет — описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа.

Основная литература:

  1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 368 с.
  2. Толстой Л. Н. «Война и мир». Собрание сочинений в двенадцати томах. Сост. Опульская Л. Д. Тт. III-VI. М.: Правда, 1984.

Дополнительная:

  1. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. – СПб.: Глагол, 2000. — 271 с.
  2. Курляндская Б. Г. Нравственный идеал героев Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. М.: Просвещение, 1988. — 214 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Люди как реки», — пишет Лев Толстой, подчёркивая этим сравнением сложность и многогранность человеческой натуры. В романе «Война и мир» писатель демонстрирует динамизм внутренней жизни, путь духовного развития личности.

Глубину психологического анализа ещё в ранних произведениях Льва Николаевича отмечает Чернышевский: «Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс, — и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайною быстротою и неистощимым разнообразием». 

По мнению Чернышевского, Толстого интересует «диалектика души», он выделяет такие принципы: изображение внутреннего мира человека в постоянном движении и развитии; изображение героя в переломные, кризисные моменты; событийность (влияние внешнего мира на душевное состояние).

Эти особенности нашли продолжение и в романе-эпопее «Война и мир». Первый принцип легко проиллюстрировать на примере духовных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Они ищут смысл жизни, любят, страдают, заблуждаются. В отличие от них, никто из нравственно чуждых автору персонажей (Элен, Анатоль, Берг) существенно не меняются на протяжении романа.

Вторая характерная черта «диалектики души» — изображение героя в кризисный момент жизни. Например, Князь Андрей под небом Аустерлица, Наташа, разорвавшая помолвку с Болконским ради негодяя Курагина, Пьер после дуэли с Долоховым, Николай Ростов, проигравший огромную сумму в карты… И во всех этих случаях Толстой передаёт сам процесс мысли, построенный на сложных ассоциациях.

Вот как автор описывает состояние Пьера после дуэли, когда он едет в Петербург и останавливается на станции в Торжке. «О чём бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь… Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?». Масон Баздеев, осуждает образ мыслей Пьера как «печальное заблуждение», «однообразный плод гордости, лени и невежества». 

В этом примере прослеживается и событийность. Для иллюстрации этого принципа «диалектики души» можно вспомнить некоторые сцены из жизни Андрея Болконского, которые влияют на изменение его взглядов: ранение и близость смерти на поле Аустерлица, рождение ребёнка и смерть жены, любовь к Наташе и её мимолётное увлечение другим. 

В разговорах с близкими по духу людьми герои Толстого делятся своими сокровенными мыслями.  Обратимся к эпизоду «Богучаровский спор». Исследователи  называют его «идейным, философским сражением» не только Пьера и князя Андрея на определённом этапе их пути, но и сражением ценностных систем (жить для себя — жить для других), сражением религии и её отрицания. Во время родов умирает жена Болконского Лиза, перед которой князь считает себя виноватым. Он ведёт замкнутый образ жизни, думая, что его мир ограничивается только заботой о сыне. Но Пьеру постепенно удаётся победить «мёртвый, потухший» взгляд друга, заставить говорить и даже спорить. Свидание с Пьером становится для князя Андрея «эпохой», поворачивает его жизнь в новое русло. 

Ещё один способ раскрытия внутреннего мира персонажей — их письма. Вспомним переписку княжны Марьи с её подругой Жюли Карагиной. Письма Жюли пусты и манерны, в то время как Марья пишет о своей искренней вере в Бога, христианском смирении и любви к ближнему. Мы видим её душевную чистоту, спокойствие и ум. 

Средством психологической характеристики является также портрет персонажа. Развёрнутых образов у Толстого нет, он ставит акцент на одной детали внешности. При этом автор показывает изменение облика героев в той или иной ситуации, делая портрет более динамичным. Например, лицо хорошенькой маленькой княгини в минуту гнева приобретает «зверское, беличье выражение», а некрасивая Марья Болконская при встрече с Николаем Ростовым преображается до неузнаваемости. 

Часто внутреннее состояние героя передаётся через зарисовки природы. В кризисные, переломные моменты жизни персонажей Толстой нередко вводит описание пейзажа. Для всех положительных героев когда-то открывается их «небо»: князю Андрею под Аустерлицем — высокое и бесконечное, Николаю Ростову в первом бою — спокойное и голубое, Пьеру — тёмное звёздное небо с кометой 1812 года, знаменующей новый этап; засыпающему Пете Ростову перед последним боем — волшебное, чёрное, чистое небо, до которого можно достать рукой.

Окружающий мир может по-разному восприниматься героями в зависимости от их душевного состояния. Так, в момент внутреннего кризиса князь Андрей отождествляет свои переживания с «мыслями» старого дуба, не желающего верить обаянию весны. Позже Болконский видит дерево, уже покрытое листвой, и на него вдруг находит «беспричинное весеннее чувство радости и обновления». С помощью пейзажной зарисовки Толстой показывает его возрождение к жизни.

Ещё одно важнейшее средство психологической характеристики в романе — сны героев, имеющие символическое значение. Пьер Безухов видит их после Бородинского сражения в Можайске и в плену; Андрей Болконский — перед смертью; Петя Ростов — перед последним боем; сын Болконского Николенька — в конце романа.

Сон Пьера о глобусе после смерти Платона Каратаева — важная ступень духовного развития героя. Шар — образ «сопряжения» универсального и личного в гармоническое, вечно движущееся единство. Это проекция человеческой души, способной раствориться в космосе, но не исчезнуть, а впитать в себя мир и восполнить собой мироздание. К таким размышлениям приходит Безухов.

Подведём итоги. В романе «Война и мир» Толстой не только продолжает традиции русской психологической прозы, но и отображает внутренний мир любимых героев в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств, неустанных поисках верного пути, ведущего к правде и добру. В этом, по мнению автора, выражается истинная красота человека.

Теоретический материал для углубленного изучения

«Чернышевский правильно отмечал, что писатель, способный подвергать такому беспощадному анализу поступки, мысли, переживания других людей, должен был пройти огромную школу самонаблюдения и самоанализа. “Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей”.

В отличие от других писателей, по определению Чернышевского, Толстого более всего интересует “сам психический процесс, его формы, его законы, — диалектика души…”. “Другая сила” таланта писателя, придающая ему необычайную свежесть, — это “чистота нравственного чувства” … Чернышевский предвидит, что его талант в дальнейшем своём развитии обнаружит новые грани, но “эти две черты — глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства” — останутся в нем навсегда». (Бычков С. П. «Толстой в оценке русской критики»)

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Пример 1

Единичный выбор

Известно, что новаторство Толстого в области психологического анализа образа определено как «диалектика души». Кому принадлежит этот термин?

Н. А. Добролюбову

В. Г. Белинскому

Н. Г. Чернышевскому

И. С. Тургеневу

Правильный ответ:

Н. Г. Чернышевскому

Подсказка: Статья, в которой автор ввёл определение «диалектика души», называлась «Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого».

Разбор задания:

По мнению Н. Г. Чернышевского, изображение внутреннего мира человека в его противоречиях и развитии подчёркивается толстовским интересом к переломным, кризисным моментам в жизни героя, поэтому персонаж вынужден развиваться – читатель наблюдает все перипетии его становления на фоне исторических событий.

Пример 2

Установление соответствий

Найдите соответствие, соединив фамилию писателя и особенности отображения внутреннего мира героев в его произведениях.

Авторы:

И. С. Тургенев

Ф. М. Достоевский

Л. Н. Толстой

Особенности:

  1. Душевный мир героя целиком захватывает некая идея, которая требует проверки рациональным осмыслением, эмоциональным переживанием, личной практикой и собственной судьбой. 
  2. Предельный лаконизм в изображении чувства, скрытый психологизм, выражение внутреннего состояния героя через мимику, жесты, движения.
  3. В центре внимания – не начало или итог психологического процесса, а его течение, тонкий и сложный ход мысли, зарождение и развитие чувства.

Правильный ответ:

  1. Ф. М. Достоевский
  2. И. С. Тургенев
  3. Л. Н. Толстой

Подсказка: Толстой сосредоточивается на динамике развития героя.

Разбор задания.

Тайный психологизм более всего характерен для произведений И. С. Тургенева, раскрытию образа в случае использовании этого литературного приёма способствует описание жестов и действий героев. Достоевский часто прибегает к способу заточения героя в ловушку собственной навязчивой идеи, страсти, чтобы впоследствии дать ему переродиться. В то время как для Толстого характерно наблюдение за героем в процессе внешних событий, как камерных, семейных, так и исторических.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6