Русский язык. 10 класс

Урок 8. Фразеологизмы в речи

Фразеологизмы в речи

Вы ленитесь или бьёте баклуши? Вы мечтаете или витаете в облаках? Вас обманывают, или вам вешают лапшу на уши?

Употребляете ли вы эти выражения в речи?

Цели и задачи

Цель:

  • систематизация знаний по лексикологии.

Задачи:

  • повторение и углубление знаний о фразеологизмах, пословицах, поговорках, крылатых словах;
  • расширение словарного запаса учащихся.
Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • новые пословицы, поговорки и крылатые слова,

мы научимся:

  • опознавать фразеологизмы в тексте;
  • употреблять эти лексические единицы в соответствии с их значением, стилистической окраской, нормативной сочетаемостью,

мы сможем:

  • вспомнить уже знакомые фразеологизмы, пословицы, поговорки и крылатые слова.
Фразеологизмы в литературе

Найдите в тексте фразеологизмы. Отметьте оранжевым цветом фразеологизмы со значением ‘бездельничать’, розовым цветом подчеркните фразеологизмы со значением ‘наказать’, остальные фразеологизмы выделите зелёным цветом.

И мы, взрослые, были когда-то малышами, играли в классики, гоняли мяч, нянчили кукол.

В каждом дворе, в каждой компании водились свои ата­маны и задиры. Не обходилось без плакс и капризуль. Не все мы радовали сердца родителей хорошими отметками, не всегда помогали взрослым в домашних хлопотах.

В разное время и по разным поводам нас то хвалили и баловали, то бранили и наказывали.

И отзывались о нас по-разному. Чего и как только не говорили о своих и соседских детях наши мамы и папы, дедушки и бабушки. Одни раздавали характеристики, как подзатыльники, коротко и ясно: лентяй, озорник, негодник. Другие... О, другие выражались куда замысловатей.

Мой самый близкий друг, Шурик, любил, оказывается, считать ворон, слонять слоны, бить баклуши и гонять ло­дыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, как ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы от стыда сквозь землю провалились <…> А этому что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка да под стол пешком ходил, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода и об стенку горох.

 – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всы­пать по первое число, задать баню, снять стружку и, в конце концов, показать кузькину мать, а заодно и где раки зимуют...

По правде говоря, дело редко доходило до ремня <…> Но эти выражения зачаровывали нас своей колдовской непостижимостью. (Э. Вартаньян. Эти мудрёные слова)

Зеленый
Оранжевый
Малиновый

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6