Русский язык. 10 класс

Урок 14. Речевое общение

Библейская легенда

Вавилонская башня

Вавилонская башня


По библейской легенде, жители Вавилона задумали возвести башню высотой «до неба», чтобы обессмертить свои имена, и приступили к столпотворению, т.е. к постройке столпа — башни.Бог был возмущен такой дерзостью и повелел ангелам «смешать их язык». Строители, говорившие на одном языке, внезапно заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга — началась страшная неразбериха. Строительство башни прекратилось — все побросали работу и разбрелись в разные стороны.

На сегодняшнем уроке мы посмотрим на причину, не позволившую закончить строительство Вавилонской башни, с точки зрения условий речевого общения.

Цели и задачи

Цель:

  • систематизировать знания о видах речевого общения, об основных компонентах речевой ситуации.

Задачи:

  • расширить опыт речевого общения, при котором между общающимися сторонами возникает смысловой и эмоциональный контакт;
  • научить следовать правилам речевого поведения, применять устойчивые формулы общения в ситуациях установления контакта с собеседником, поддержания общения в доброжелательной тональности.
Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • о разных видах речевого общения и об основных компонентах речевой ситуации;

мы научимся:

  • характеризовать речевую ситуацию;
  • распознавать виды речевого общения и выбирать стратегию общения в зависимости от его цели;

мы сможем:

  • анализировать и оценивать различные аспекты речевого высказывания;
  • применять устойчивые формулы общения в ситуациях установления контакта с собеседником, поддержания общения в доброжелательной тональности.
Виды речевого общения

Заполните пустые ячейки таблицы словами, обозначающими виды речевого общения.

Контактное общение: собеседники видят друг друга, могут опираться на ситуацию общения, использовать мимику, интонацию. Дистантное общение: Собеседник отсутствует в поле зрения, нет возможности наблюдать за его жестами, мимикой, слышать интонацию и т. д. (например, общение в письмах, по телефону).
Классификация Виды речевого общения
по положению собеседников в пространстве и во времени
по форме выражения речевого акта
по наличию или отсутствию собеседника
по количеству участников общения
по характеру взаимоотношений
межличностное, групповое и массовое
официальное и неофициальное
контактное и дистантное
непосредственное (диалог, монолог, полилог) и опосредованное (телефонный разговор, письмо, общение с книгой)
устное и письменное

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6