Литературное чтение. 4 класс

Урок 64. Образы главных героев в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 64 «Образы главных героев в произведении М. Твена

«Приключения Тома Сойера»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Урок посвящён работе над содержанием текста произведения М. Твена «Приключения Тома Сойера».

Цель:

совершенствование навыков чтения.

Задачи:

познакомиться со спецификой данного произведения;

выявить авторское отношение к герою на основе анализа текста.

Тезаурус

Роман – повествовательное произведение с описанием большого числа всевозможных историй и событий. В романе много действующих лиц.

Пародия состоит в “передразнивании” сведении серьёзного в смешное.

Ключевые слова

Роман, пародия, первая любовь,

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 - 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы вводим понятие роман – пародия.

Научимся анализировать произведение, создавая образ главного героя.

Сможем определить литературный жанр.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведением Марка Твена происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Паши и Наташи.

Н: Паша, нас сегодня на уроке литературного чтения познакомили с очень интересным героем, нашим сверстником. Его звали Том Сойер.

П: Из какого он произведения?

Н: Его придумал американский писатель Марк Твен, а книга называется «Приключения Тома Сойера». Мы познакомились только с 6 главой.

Но знаещь. Марк Твен – это псевдоним, а настоящнее имя писателя Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.

Н: А еще мы узнали про американскую школу 19 века. (бревенчатый школьный домик, вещи вешают на гвоздь. дети сидят на сосновых скамьях, девочки сидят отдельно от мальчиков, пишут на грифельных дощечках).

Главных героев этого отрывка зовут Том и Бекки. Учитель нам предложила дать название этому отрывку. У меня было много вариантов, это и «Первая любовь», «Признание», «Я вас люблю», «Том и Бекки». Мне кажется, что больше подходит «Первая любовь»,

потому что любовь Тома – настоящее большое чувство. Он забывал рядом с Бекки обо всем на свете! Это не такая любовь, которая бывает у взрослых,. Но у Тома было очень трепетное чувство к этой девочке.

П: А что тебя еще заинтересовало?

Н: Что все обычные ситуации взрослой жизни писатель переносит в мир детей и делает это весело, с юмором.

Вот послушай: “Учитель, восседавший на кафедре в большом плетеном кресле, дремал, убаюканный сонным гудением класса. Появление Тома разбудило его”.

“Учителя чуть не хватил удар, он растерянно взирал на Тома. Гудение в классе прекратилось. Ученики подумывали, уж не рехнулся ли отчаянный малый”.

“Когда же она опять осторожно обернулась, перед ней очутился персик. Она его отодвинула. Том тихонько подвинул персик обратно. Она его опять отодвинула, но уже не так враждебно. Том, не теряя терпения, положил персик на старое место. Она его не тронула. Том нацарапал на грифельной доске: “Пожалуйста, возьмите, у меня есть еще”.

“Художник изобразил перед домом человечка, похожего на подъемный кран. Он мог бы перешагнуть через дом, но девочка судила не слишком строго – она осталась очень довольна этим страшилищем и прошептала:- Какой красивый! А теперь нарисуйте меня.

Том нарисовал песочные часы, увенчанные полной луной. Приделал к ним ручки и ножки в виде соломинок и вооружил растопыренные пальцы огромным веером. Девочка сказала: - Ах, как хорошо!»

П: А как ты поняла, что Том любит Бекки?

Н: Отличительная черта Марка Твена от других писателей состоит в том, что он переносит в детский мир взрослые отношения. Сейчас я тебе докажу!

(“…но тут увидел две длинные золотистые косы и спину, которую он узнал мгновенно, благодаря притягательной силе любви”.

- “… на самом же деле это было не смущение, а почтительная робость перед новым божеством”.

- “… сначала девочка не хотела ничего замечать, потом женское любопытство взяло верх”.)

Н: Особенность этого произведения состоит в том, что оно написано в форме пародии.

Это роман-пародия.

П: А что такое пародия?

Н: Пародия состоит в “передразнивании” сведении серьёзного в смешное.

П: А почему это произведение называют романом?

Н: Давайте разберемся! Роман – повествовательное произведение с описанием большого числа всевозможных историй и событий. В романе много действующих лиц.

Н: Хочешь, мы прочитаем в лицах разговор Тома и Бекки.

П: А как надо читать за Тома?

Н: Иногда с задором, шаловливо, с робостью, иногда уверенно.

П: А как ты будешь читать за Бекки?

Н: Тихо, спокойно, с достоинством, ведь она послушная девочка. С любопытством, потому, что ей было интересно разговаривать с Томом.

(Дети читают диалог“Ах, как хорошо! Жалко, что я не умею рисовать” до слов “… то я сама посмотрю”).

Н: Ты обратил внимание на речь героев?

П: Я могу сказать, что она серьёзная, смешная, то взрослая, то детская. (Речь детская: “Честное-пречестное”, “когда меня хотят выдрать”, “вот это здорово!”)

Н: Речь героев – это тоже художественное средство. С его помощью Марку Твену удается рассмешить читателя. Если обратиться к началу фрагмента романа (Том опаздывает в школу.), где мальчик мог избежать наказания (если бы что-нибудь соврал), но он этого не сделал. (Ему хотелось сесть с Бекки).

П: А как все таки Том привлек внимание Бекки?

Н: Он сначала дал Бекки персик, потом он нарисовал смешной рисунок, и признался ей в любви.

Давай дочитаем до конца.

П: Мне очень понравился Том. Он весёлый, умеет хитрить, может привлечь внимание. Он так увлекся Бекки, что больше ни о чем другом и думать не мог.

Спасибо тебе, Наташа, за знакомство с Томом Сойером. Я обязательно расскажу про него в своем классе. Мне захотелось прочитать всю книгу Марка Твена.

Н: Давай прочитаем вместе!

Примеры тренировочных заданий

1.Выберите верное утверждение.

Том Сойер – это …

Варианты ответа:

Наш современник

Мальчик из прошлого

Интересуется всем

Не любит ходить в школу

Попадает в разные ситуации

Ответ:

Мальчик из прошлого

Интересуется всем

Попадает в разные ситуации.

2. Дайте словесную характеристику Тому.

Варианты ответа:

Том весёлый

Он умеет хитрить

Он может заинтересовать собой

Том очень увлекался всем

Ему так понравилась Бекки, что Том больше ни о чём другом и думать не мог

Том мог во всём видеть смешное, интересное

Ответ:

Том весёлый

Он умеет хитрить

Он может заинтересовать собой

Том очень увлекался всем

Ему так понравилась Бекки, что Том больше ни о чём другом и думать не мог

Том мог во всём видеть смешное, интересное

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6