Тип урока: Расширение и углубление знаний и способов действия.

Цель: овладение учащимися знаниями о русской музыкальной хоровой культуре.

Задачи:

Личностные:

- продолжать развивать умение самостоятельно применять ранее полученные знания;

- актуализировать жизненно-музыкальные впечатления учащихся;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать музыкальные способности: интонационный и звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память.

- активизировать и развивать творческие способности учащихся;

- развивать у детей чувство патриотизма;

- развивать у учащихся эмоционально – целостное отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества.

Познавательные:

- расширить знания о хоровой музыке, её особенностях и характере, конкретизировать слуховые представления;

- формировать знания о музыке с помощью изучения хоровых произведений;

- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

- формировать музыкально-эстетический словарь;

- формировать эмоционально-целостное восприятие хоровой музыки в произведениях русских композиторов;

- прививать уважение к культуре и традициям русского народа.

Коммуникативные:

- создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учеником и учителем;

- развивать коммуникативные навыки (проявлять активность во взаимодействии, умение участвовать в диалоге, слушать и понимать собеседника, высказывать свою точку зрения);

- формировать навыки самооценки и рефлексии.

Регулятивные:

- формировать умения выполнять учебные действия в качестве слушателя;

- способствовать самовыражению учеников в процессе музыкальной деятельности;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать свое мнение и позицию;

- формировать умения в самостоятельном поиске необходимой информации.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Обучающиеся смогут:

- отличать вокальную музыку от инструментальной;

- знать понятия: хор, хормейстер, регент, типы и виды хоров:

- знать понятие – хоровая музыка;

- определять средства музыкальной выразительности в хоровом жанре;

- знать примеры хоровых произведений русских композиторов

- учащиеся смогут размышлять о значении хоровых произведений в творчестве русских композиторов;

- учащиеся ознакомятся с элементами музыкального анализа хоровых произведений;

Метапредметные:

- учащиеся получат представление о значении хоровой музыки в жизни человека и русской культуре;

- учащиеся овладеют знаниями об историческом развитии хоровой культуры в России;

- учащиеся смогут применять полученные знания о хоровой музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

Личностные:

учащиеся будут обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- основами познавательной и информационной культуры;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии

- целостным мировоззрением;

Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:

- хор и хоровая культура;

- типы и виды хоров:

- хормейстер и регент;

- хоровая культура в России с конца XV до XX вв.;

- партесное пение (конец XVII в.);

- канты и виваты петровского времени;

- средства музыкальной выразительности;

Произведения русских композиторов:

- Кант «Радуйся, росско земле!»;

- М.И. Глинка «Патриотическая песня»;

- П.И. Чайковский хор «Соловушка» (на собственный текст);

- П.Г. Чесноков «Зеленый шум» слова Н.А. Некрасова.

Ресурсы урока: иллюстрации хоровых коллективов, портрет Петра I, схемы реформ Петра I, портреты композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, П.Г. Чесноков, таблица и кроссворд.

Музыкальный материал: Петровский кант «Радуйся, росско земле!», М.И. Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский хор «Соловушка» (на собственный текст), П.Г. Чесноков «Зеленый шум» слова Н.А. Некрасова.

ТСО: Компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, нотный материал.

Дополнительные источники знаний:

- Кант, режим доступа: сайт;

- М.И. Глинка, режим доступа: сайт;

- П.И. Чайковский, режим доступа: сайт;

- П.Г. Чесноков, режим доступа: сайт

Организационный этап.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Я сегодня предлагаю вам всем поприветствовать друг друга хором. И так вы готовы?

Учащиеся:

- Здравствуйте!

Проверка готовности к уроку.

«Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением души».

П.И. Чайковский

Постановка учебной задачи.

Учитель:

- С древних времен все люди пели от мала до велика.

Значение хорового пения в жизни общества огромно – это средство воспитания человеческих душ. Хоровое пение укрепляет самые лучшие качества в человеке.

- Напомните ребята, что же такое хор?

Учащиеся:

- Это когда поют все вместе. Хор – это совместное звучание человеческих голосов.

Актуализация опорных знаний.

Учитель:

- А как называют руководителя хора?

Учащиеся:

- Хором руководит дирижер или хормейстер.

Учитель:

Руководителя церковного хора называют регентом. Для вас это новое понятие.

- А какие вы знаете хоры?

Деятельность учащихся.

Учащиеся называют типы хоров по изображениям на экране.

Детский хор Юношеский хор

      Мужской хор                           Женский хор                        Смешанный хор

Учащиеся:

- Хоры бывают детские, юношеские, женские, мужские, смешанные.

Учитель:

Чаще всего хор включает в себя 4 хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы.

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них (а сареllа).

Постановка учебной проблемы.

На сегодняшнем уроке мы с вами ответим на следующие вопросы:

1. Какие чувства выражает хоровая музыка?

2. Что может изображать хоровая музыка?

3. Какими средствами музыкальной выразительности русские композиторы в своих произведениях выражают любовь к Родине?

Планирование действий.

Познакомиться:

- с историей развития хорового искусства в Античности;

- типами и видами хоров;

- с хоровой культурой в России с конца XV до XX вв.;

- партесное пение; (конец XVII в.);

Узнать:

- канты и виваты петровского времени

- средства музыкальной выразительности в хоровой музыке;

Слушать, анализировать, сравнивать произведения русских композиторов:

- Кант «Радуйся, росско земле!»;

- М.И. Глинка «Патриотическая песня»;

- П.И. Чайковский хор «Соловушка» (на собственный текст);

- П.Г. Чесноков «Зеленый шум» слова Н.А. Некрасова.

Расширить знания о творчестве русских композиторов: П.И. Чайковский, М.И. Глинка, П.Г. Чесноков.

Выполнить практические и творческие задания. 

Усвоение новых знаний.

Учитель:

Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под китару, также игравшую в унисон с хором

Хоровое пение в России развивалось в разных направлениях. Хоровая культура древней Руси было тесно связано с церковью. Но даже самые ранние формы культовой музыки развивались под влиянием народно-песенного творчества.

Развитию русской хоровой культуры способствовало создание первых профессиональных хоров:

- хора государевых певчих дьяков (конец XV века);

- хора патриарших певчих дьяков (конец XVI века).

Во второй половине XVII века на Руси стал утверждаться новый хоровой стиль – партесное пение, хор делится на четыре партии: дискант, альт, тенор бас.

Вам хорошо известно из истории имя Петра 1.

- Вспомните, что нового для России перенял из европейской жизни русский император?

Деятельность учащихся: (с использованием наглядного материала).

- Очень много: реформа в области государственного устройства, военные реформы, экономические реформы, переход к другому летоисчислению, календарь, реформа в области культуры и быта.

Изменения коснулись изобразительного искусства, архитектуры, а так же и музыки.

Учитель:

В 1713 году в Петербурге была создана Придворная певческая капелла.

А в 1721 году в Москве был создан Синодальный хор.

Во времена Петра I очень популярны были приветственные, хвалебные канты и виваты.

Петр I (1672 – 1725)

Музыкальный пример: Петровский кант «Радуйся, русско земле!»

(исполнение на фортепиано).

Учитель:

- Ребята, как звучит эта музыка?

Учащиеся:

- Хвалебно, торжественно, радостно, мужественно.

Учитель:

Кант (в переводе с латинского – пение, песня) – многоголосная песня в России была распространена с середины XVII до середины XVIII вв.

- Как вы считаете, а кого прославлял кант «Радуйся, росско земле!»?

Музыкальный пример: исполнение мужским хором канта «Радуйся, росско земле!»

Учащиеся:

- Прославление Петра I, России и победы русского войска.

«Среди имен, что дороги нам с детства,

В чьих гордость Родины слышна,

Есть два особых дорогих для сердца –

То Пушкина и Глинки имена».

Н. Рыленков.

Учитель:

- Вам хорошо известно имя великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)

Для самостоятельной работы учащихся:

Много интересного ты узнаешь о М.И. Глинки на сайте «Википедия»

Учитель:

В творчестве М.И. Глинки произведения для хора занимают видное место.

Музыкальный пример: исполнение партитуры на фортепиано.

М.И. Глинка «Патриотическая песня» («Москва»).

Учитель:

-Ребята, как звучит это произведение?

Учащийся:

- Широкая, торжественная, величественная, распевная мелодия.

Учитель:

- В ней мы слышим характерные черты народной песенности, переменность лада, простоту гармонического языка.

- Как вы думаете, а почему называется «Патриотическая песня»? И кто такой патриот?

Учащийся:

- Патриот это тот человек, который любит свою Родину.

Учитель:

- «Патриоти́ческая пе́сня» была сочинена композитором М.И. Глинкой в 1833 году.

Музыкальный фрагмент: в исполнении смешанного хора - М.Глинка - А.Машистов. Патриотическая песня

Здравствуй, славная столица,

Сердце Родины - Москва!

Вся страна тобой гордится,

Городов родных глава.

Русь великую сплотила

Ты вокруг твердынь Кремля,

И окрепла наша сила

Да прославилась земля.

Ты как воин отражала

Каждый вражеский набег.

Ты Отчизну отстояла от захватчиков навек!

И когда народ встречает

Дни побед и торжества,

Взор и сердце обращает

Он всегда к тебе, Москва!

Учитель:

- Это произведение использовалось в качестве государственного гимна Российской Федерации с 1990 по 2001 год.

Самостоятельная деятельность учащихся:

Учитель:

- Почти каждый русский композитор внес свой вклад в развитие хорового жанра.

Найдите информацию и перечислите имена этих композиторов.

(Ответы: А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, С.В. Танеев, С.В. Рахманинов, В.С. Калинников).

«Когда в конце весны в последний раз срываю

Любимые цветы, - тоска мне давит грудь,

И к будущему я молитвенно взываю:

Хоть раз еще хочу на ландыши взглянуть…»

П.И. Чайковский

Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893)

Для самостоятельной работы учащихся:

Много интересного о П.И. Чайковском ты узнаешь на сайте «Википедия»

Учитель:

- Ребята, эти поэтические строки написал не поэт, а композитор. И его имя вам хорошо известно. Это Петр Ильич Чайковский.

- А какое в этих строках вы слышите настроение?

Учащиеся:

- Композитор показал настроение грусти, печали по уходящей весне.

Учитель:

На протяжении всей своей творческой жизни П.И. Чайковский неоднократно обращался к жанру самостоятельных произведений для хора.

Сегодня мы будем слушать хоровое произведение П.И. Чайковского на собственный текст композитора.

Музыкальный пример: П.И. Чайковский хор «Соловушка» (на собственный текст).

Учитель:

Ответим на несколько вопросов:

- Как вы считаете, всё ли произведение написано для хора или есть сольная партия?

Учащиеся:

- Запев у тенора солиста. Тенор – это высокий мужской голос.

Учитель:

- Услышали вы интонацию народной, протяжной песни?

Учащиеся:

Да, здесь слыша народность, стилизация народной песни.

Учитель:

- Верно, внутрислоговые распевы, переменный размер.

- Услышали вы в этом произведении отношение композитора к Родине?

Учащиеся:

- В этом произведении любовь композитора к России выражена через тоску по Родине и желание вернуться…

Учитель:

- П.И. Чайковский написал в 1889 году вдали от родины, находясь в концертной поездке по странам Европы. Огромную любовь к России, тоска по ней вдохновили композитора на создание глубоко национального, пронизанного духом народности произведения.

Учитель:

Еще один композитор с которым вас хочется познакомить – это Павел Григорьевич Чесноков. Для многих из вас это новое имя, его вы слышите впервые.

Замечательный русский хормейстер, композитор, один из основателей дирижерско-хорового образования о России, П.Г. Чесноков написал много хоровых произведений. Одно из них – сочинение для женского хора с фортепианным сопровождением «Зеленый шум».

Павел Григорьевич Чесноков (1877 – 1944)

Для самостоятельной работы учащихся:

Много интересного о П.Г. Чеснокове ты узнаешь на сайте «Википедия».

Деятельность учащихся.

Учитель:

- Слушая произведение «Зеленый шум» П.Г. Чеснокова сопоставьте свои впечатления с картиной К. Рылова «Зеленый шум».

Музыкальный пример: П.Г. Чесноков «Зеленый шум».

К. Рылов «Зеленый шум».

Учитель:

- Как часто бывает - ждешь какого-то события как чего-то ординарного, обычного, а оно вдруг врывается в твою жизнь бурным потоком, нахлынувшим словно горная лавина. Так описывает приход весны в своем стихотворении Некрасов, называя ее - Зеленый Шум.

Ребята, как вы думаете какая любимая тема поэта?

Учащиеся:

- Тема природы.

Учитель:

- Излюбленная тема для поэтов, тема природы не осталась и без внимания композиторов - поэтому на стихотворение Некрасова "Зеленый шум" П. Чесноков написал свою музыку.

Это произведение исполняется а сареllа или с сопровождением?

Учащиеся:

- Произведение исполняется с сопровождением фортепиано.

Учитель:

- Партия фортепиано поддерживает хор или имеет звукоизобразительную роль?

Учащиеся:

- Она напоминает шум листвы, потоки воды.

Учитель:

А какой характер музыки?

Учащиеся:

- Характер музыки - восторженный, ликующий, наполненный внутренним стремлением, которое вызвано образным содержанием текста, передающий яркий приход весны.

Учитель:

- Начинается "Зеленый шум" фортепианным вступлением, призванные имитировать безудержный поток несущейся весны - "Идет гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!".

Первичная проверка понимания темы.

Тестовое задание.

Определите типы хоров и заполните таблицу.

А Б В Г Д

Юношеский хор

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Женский хор

Детский хор

Смешанный хор

Мужской хор

Впишите фамилии композиторов. Укажи номера хоровых произведений.

 

           

_________________ _____________ ____________

 

                                          

«Соловушка».

«Зеленый шум».

«Патриотическая песня». 

Впиши, какое из произведений было написано во времена Петра I?

Проверка и применение новых знаний. 

Учащиеся совместно с учителем заполняют схему, зачитывают результаты.

Кант «Радуйся, росско земле!»

М.И. Глинка «Патриотическая песня»

П.И. Чайковский «Соловушка»

П.Г. Чесноков «Зеленый шум»

Хвалебная, торжественна, победная, мужественная песнь воспевающая славу России.

Широкая, торжественная распевная мелодия с характерными чертами народной песенности, прославляющая Россию.

Лирическая зарисовка, написанная композитором вдали от Родины и передающая его любовь к России.

Яркие, сочные контрастные картины природы рисующие торжественный приход весны.

 Итог урока.

Учитель:

- Заполнив таблицу мы можем сделать следующие выводы:

Какие чувства выражает хоровая музыка?

Учащиеся:

- Кант «Радуйся, росско земле!» - гордость за ратные подвиги России.

- М.И. Глинка «Патриотическая песня» - прославление России.

- П.И. Чайковский «Соловушка» - печальная лирическая зарисовка.

- П.Г. Чесноков «Зеленый шум» - радость и торжество обновления природы.

Учитель:

- Что может изображать хоровая музыка?

Учащиеся:

- В произведении П.Г. Чеснокова «Зеленый шум», композитор изобразил шум ветра, листвы, потоки несущейся воды, обновление природы.

Учитель:

- Слушая хоровую музыку русских композиторов, вы почувствовали отношение к России?

Учащиеся:

- Да, это огромное чувство любви, выраженное по-разному.

Учитель:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Ф. Тютчев

Значение хорового пения в жизни общества огромно – это средство воспитания человеческих душ. Хоровое пение укрепляет самые лучшие качества в человеке.

Примеры хоровых произведений, прозвучавших на сегодняшнем уроке, передают любовь к родине русских композиторов. 

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задание…

Я понял что…

Домашнее задание.

Реши кроссворд.

« Музыкальные тембры»

По горизонтали:

Высокий женский голос 2. Музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

Характерная окраска, которой обладает звук каждого певческого голоса или музыкального инструмента. 4. Низкий мужской голос. 5. Высокий мужской голос. 6. Часть звукового диапазона.

Ответы:

По горизонтали:

Сопрано 2. Мелодия 3. Тембр 4. Бас 5. Тенор 6. Регистр

По вертикали:

Романс.