Обществознание. 10 класс

Урок 7. Наука и образование

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 7. Наука и образование

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Наука и образование.
  2. Функции образования как социального института.
  3. Общественная значимость и личностный смысл образования.

Глоссарий по теме

Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

«Большая наука» - новая обширная сфера научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок.

Образование – педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества.

Универсальность – всеобщность, разносторонность.

НТП – поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы.

Дифференциация науки – выделение новых научных дисциплин (из биологии выделились генетика, экология, физиология, микробиология).

Интеграция науки – синтез знания, объединения ряда наук, возникновение новых научных дисциплин (физическая химия, химическая биология, кибернетика).

Ключевые слова

Наука, функции науки, «большая наука», образование, функции образования, универсальность, НТП, дифференциация и интеграция науки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017.

С. 28-41; 192-198.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017.

С. 5 – 37.

А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018.

С.139-140

Интернет- ресурсы:

https://soc-ege.sdamgia.ru/test?theme=26

Раздел. Человек и общество. Задания типа 20.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Понятие «наука» имеет несколько значений. Прежде всего, наука – система знаний и способы их добывания. Выделяют несколько направлений в системе наук: естествознание (физика, химия, биология) и обществознание (история, социология, правоведение, политология). Творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию знаний представляет собой процесс приобретения новых знаний.

Наука является элементом духовной культуры вместе с искусством, образованием, религией. Связь у науки с образованием обусловлена тем, что в образовании вырастают будущие учёные и закладываются основы будущих профессий. Но и содержание образования обеспечивается наукой.

Наука является одним из важных социальным институтов и выполняет ряд функций. Познавательно-прогностическая: связана с приобретением людьми объективных знаний об окружающем мире и человеке. Исследования учёных и система научных понятий и выводов дают возможность прогнозировать развитие явлений и исключать риски.

Культурно-мировоззренческая: связана с систематизацией знаний и представление их в определённых картинах мира. Научные представления позволяют различать истинное и ложное, то есть превращаются в часть мировоззрения. Если мировоззрение человека складывается только на личном повседневном опыте, он с трудом может считаться культурной личностью.

Социально-производственная: связана с технологическим прорывом во второй половине XX века. Сначала были открыты и изучены наукой атомные реакции, электромагнитные волны; затем всё это легло в основу технологического развития.

Научные знания и методы служат средством решения проблем общества: преодоление экологического кризиса, обеспечение обороноспособности, создание новых лекарств.

Новую широкую сферу научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок современные учёные назвали термином «большая наука».

Наука охватывает всю деятельность человека, все сферы общественной жизни.

В наука существует дифференциация и интеграция исследований (около 15 тысяч дисциплин).

Основное правило этики – «Не навреди!» В этом заключается социальная ответственность человека науки.

НТП — одна из главных факторов, приведших к экологическому кризису. Учёные стали создавать профессиональные и массовые экологические движения, они первыми подняли проблему гонки вооружений.

Еще одним важным социальным институтом является образование. Образование -это способ становления личности путем получения людьми знаний.

Пути получения образования: обучение, самообразование. Главная функция образования – социализация личности, выступая каналом социальной мобильности. Через образование личность может самореализоваться, раскрыть свои способности и таланты.

Современное образование имеет ряд черт: 1) информационные технологии стали неотъемлимой частью образовательного процесса; 2) образование носит непрерывный характер.

Функции образования: экономическая, социальная, культурная.

В условиях глобализации происходит сближение национальных систем образования. Во многих странах высшая школа имеет два уровня подготовки — бакалавриат и магистратуру. В средней школе на старшей ступени обучение приобретает профильный характер.

Система образования РФ включает дошкольное и школьное образование, а также профессиональное образование.

Тенденции в развитии образования на современном этапе

  • демократизация
  • непрерывность и рост продолжительности образования
  • гуманизация
  • гуманитаризация
  • интернационализация
  • компьютеризация

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о науке

1) Функция науки связана с выработкой и систематизацией объективных знаний о действительности.

2) Отсутствие преемственности в науке обеспечивает её функционирование.

3) Наука даёт возможность объяснить и предсказать протекающие в природе и обществе процессы и явления.

4) Наука представляет собой отрасль духовного производства.

5) Наука создаёт материальные ценности.

Правильный вариант/варианты: 1,3,4

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что _____ (А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ______ (Б) на основе неоспоримых ______ (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ______ (Г) или _______ (Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и _______ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) факты 4) выводы 7) возврат

2) ошибки 5) науки 8) личность

3) психика 6) контакты 9) история

Правильный вариант: науки, выводы, факты, ошибки, возврат, история.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6