Тип урока: Расширение и углубление знаний и способов действия.
Цель: овладение учащимися знаниями о жанрах вокальной музыки.
Задачи:
Личностные:
- продолжать развивать умение самостоятельно применять ранее полученные знания;
- актуализировать жизненно-музыкальные впечатления учащихся;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать музыкальные способности: интонационный и звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память.
- активизировать и развивать творческие способности учащихся;
- развивать у учащихся эмоционально – целостное отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества.
Познавательные:
- расширить знания о вокальной музыке, её жанрах, особенностях, характере, конкретизировать слуховые представления;
- формировать знания о музыке с помощью изучения вокальных произведений;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать эмоционально-целостное восприятие вокальной музыки в произведениях русских и западноевропейских композиторов;
- прививать интерес к мировой музыкальной культуре.
Коммуникативные:
- создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учеником и учителем;
- развивать коммуникативные навыки (проявлять активность во взаимодействии, умение участвовать в диалоге, слушать и понимать собеседника, высказывать свою точку зрения);
- формировать навыки самооценки и рефлексии.
Регулятивные:
- формировать умения выполнять учебные действия в качестве слушателя;
- способствовать самовыражению учеников в процессе музыкальной деятельности;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать свое мнение и позицию;
- формировать умения в самостоятельном поиске необходимой информации.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Обучающиеся смогут:
- понимать вокальную музыку;
- знать понятия: песня, вокальная музыка, жанры вокальной музыки: вокализ, романс, серенада, ария;
- определять средства музыкальной выразительности в вокальном жанре;
- знать примеры вокальных произведений русских и зарубежных композиторов;
- учащиеся смогут размышлять о значении вокальных произведений в творчестве русских и зарубежных композиторов;
- учащиеся ознакомятся с элементами музыкального анализа вокальных произведений;
Метапредметные:
- учащиеся получат представление о значении вокальной музыки в жизни человека и общества;
- учащиеся овладеют знаниями об историческом развитии вокальной культуры;
- учащиеся смогут применять полученные знания о вокальной музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.
Личностные:
учащиеся будут:
- обладать ответственным отношением к учебе;
- обладать основами познавательной и информационной культуры;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии
- обладать целостным мировоззрением;
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:
- песня;
- вокальная музыка;
- жанры вокальной музыки:
- вокализ;
- романс;
- серенада;
- ария;
Произведения композиторов:
- И.О. Дунаевский, слова В. Лебедев-Кумач марш из кинофильма «Веселые ребята»,
- русская народная песня «Ой, то не вечер»;
- С.В. Рахманинов «Вокализ»;
- П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»;
- М.И. Глинка романс «Жаворонок»;
- Ф. Шуберт «Вечерняя серенада»;
- Н.А. Римский-Корсаков ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»;
- М.И. Глинка «Рассказ головы» из оперы «Руслан и Людмила»;
- М.И. Глинка каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила».
ТСО: Компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, нотный материал.
Ресурсы урока: иллюстрации народного хора, русской природы, исполнителей романса, изображение Снегурочки, Головы Великана, Людмилы; портреты С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Ф. Шуберта; Н.А. Римского-Корсакова, таблица.
Музыкальный материал: И.О. Дунаевский, слова В. Лебедев-Кумач марш из кинофильма «Веселые ребята», русская народная песня «Ой, то не вечер», С.В. Рахманинов «Вокализ», П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», М.И. Глинка романс «Жаворонок», Ф. Шуберт «Вечерняя серенада», Н.А. Римский-Корсаков ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить», М.И. Глинка «Рассказ головы» из оперы «Руслан и Людмила», М.И. Глинка каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила».
Организационный этап.
Учитель приветствует учащихся. (напеть).
Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Проверка готовности к уроку.
Постановка учебной задачи.
Музыкальный пример: И.О. Дунаевский, слова В. Лебедев-Кумач.
Марш из кинофильма «Веселые ребята».
Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать не дает никогда,
И любят песню деревни и села,
И любят песню большие города.
Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Учитель:
- Песня всегда была глубоким отражением настроения человека и души народа. Это самый распространенный демократичный музыкальный жанр. Ребята, когда мы поем?
Учащиеся:
- Мы поем, когда нам весело и когда грустно, в праздники и в будни.
Учитель:
- Верно, такой пример вы сейчас прослушали. Это песня-марш из кинофильма «Веселые ребята», которую написал Исаак Осипович Дунаевский на слова Василия Лебедева-Кумача.
- Вспомните ваши жизненные ситуации, связанные с песней.
Учащиеся приводят примеры.
Картинка радостно поющих людей.
Актуализация опорных знаний.
Учитель:
Песня – душа народа.
- В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, его открытость добру и любви, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов.
Рождается народная песня в тесном сочетании слова и напева. Не случайно в народе бытует такое выражение – «складывать песню». Так из союза слов и мелодии возникает художественный образ песни.
Музыкальный пример: русская народная песня «Ой, то не вечер» в исполнении Пелагеи.
Учитель:
- Как вы считаете, почему современные исполнители обращаются к русской народной песне? О чём мы думаем, слушая народную песню?
Картинка русской природы или народный хор.
Ребята, уверена, что вы знаете много замечательных песен. Но кроме песни существуют и другие жанры вокальной музыки.
Планирование действий.
Повторить понятия:
- вокальная музыка;
- песня композиторская;
- песня народная;
познакомиться с жанрами вокальной музыки:
- вокализ;
- романс;
- серенада;
- ария;
- каватина;
слушать и анализировать произведения:
- И.О. Дунаевский, слова В. Лебедев-Кумач марш из кинофильма «Веселые ребята»,
- русская народная песня «Ой, то не вечер»;
- С.В. Рахманинов «Вокализ»;
- П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»;
- М.И. Глинка романс «Жаворонок»;
- Ф. Шуберт «Вечерняя серенада»;
- Н.А. Римский-Корсаков ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»;
- М.И. Глинка «Рассказ головы» из оперы «Руслан и Людмила»;
- М.И. Глинка каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила».
Выполнить практические и творческие задания.
Усвоение новых знаний.
Учитель:
- Вспомните, что такое вокальная музыка?
Учащиеся:
- Вокальная музыка — это музыка, предназначенная для пения.
Учитель:
- К вокальной музыке относятся произведения для солистов, ансамблей, хорового коллектива без сопровождения или с инструментальным сопровождением (фортепиано, орган, оркестр и др.).
Жанры камерной вокальной музыки:
- песня;
- вокализ;
- романс;
- серенада;
- вокальный цикл;
Кантатно-ораториальный жанр:
- кантата;
- литургия;
- хоровой концерт;
- оратория;
Оперный жанр:
-ария;
- ариозо;
- рассказ;
- каватина.
Учитель:
-Если в песне убрать слова, можно ли будет её исполнить?
Учащиеся:
- Скорее всего можно.
Учитель:
- Каждый из нас иногда напевает мелодию знакомой песни без слов, то есть вокализирует.
В профессиональной музыке композиторы обращаются к жанру – вокализ.
Вокализ (от латинского vocalisзвучащий, поющий) – это произведение для пения без слов на гласный звук. 
Музыкальный или видео пример:
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского
Учитель:
- Вы услышали «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Зачем композитор в балете использует вокальную музыку?
Вспомните, что за жанр балет?
Учащиеся:
Балет – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют в сопровождении оркестра.
В балете композитор использует вокальную музыку для передачи более ярких впечатлений.
Учитель:
- Как звучит мелодия вокализа?
Учащиеся:
- Мелодия выразительная, задумчивая, звучит мягко и нежно.
Вокализ создает совершенно неожиданный образ – это образ кружащихся в хороводе снежинок.
Учитель:
- Кто исполняет вокализ и какова его роль?
Учащиеся:
Исполняет вокализ детский хор. И роль его очень необычна – он звучит, как один из инструментов оркестра.

Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893)
Для самостоятельной работы учащихся: много интересного о П.И. Чайковском ты узнаешь на сайте «Википедия»
Для самостоятельной работы учащихся: Ребята, есть еще один шедевр русской музыки. «Вокализ» С.В. Рахманинова, который он посвятил певице А. Неждановой. С этим концертным произведением, имеющем большое художественное значение, предлагаю вам познакомиться самостоятельно.
Учитель:
Романс.
- Романс – это небольшое вокальное произведение лирического характера. Это слово испанское, и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по-романски, т.е. по-испански.
Сегодня вы услышите романс М.И. Глинки «Жаворонок».
Прослушав его, попробуем сравнить романс с песней.
Музыкальный пример: М.И. Глинка романс «Жаворонок».
Учитель:
- Похож ли романс на песню?
Учащиеся:
- Романс очень похож на песню.
Учитель:
- Но романсы обычно не поют хором, а хоровых песен очень много.
Романс всегда исполняется с музыкальным сопровождением, а песня иногда звучит а капелла, то есть без сопровождения.
В песне мы часто слышим запев и припев, который повторяется. В романсе мелодия часто развивается, от начала до конца видоизменяется.
Многие романсы посвящены описанию природы или чувствам людей.


Учитель:
- Как вы думаете, слово «серенада» русское или западноевропейское?
Учащиеся:
- Западноевропейское.
Учитель:
- В переводе с итальянского серенада – вечер. Это – вокальное сочинение, возникшее в Испании и Италии. Тишина, ушла дневная жара, наступает ясный теплый вечер. «Серено» – так называли теплую вечернюю погоду. Вот в такой вечер и раздавались серенады – вечерние песни влюбленных кавалеров, которые они пели под окнами своих возлюбленных. Исполнялись серенады на открытом воздухе небольшими оркестрами. И хотя серенада возникла на юге, она вскоре распространилась по всей Европе.

Франц Шуберт (1797-1828)
Так, австрийский композитор XIX века Франц Шуберт, сочинивший около шестисот песен, отличался особой любовью к серенадам. Его серенады легки и изящны. Наиболее популярной стала «Вечерняя серенада», написанная на слова Людвига Рельштаба (в переводе Н.П. Огарева.)
Музыкальный пример: Франц Шуберт «Вечерняя серенада».

Песнь моя летит с мольбою тихо в час ночной.
В рощу легкою стопою ты приди, друг мой.
При луне шумят уныло листья в поздний час.
И никто, о, друг мой милый, не услышит нас.
Слышишь, в роще зазвучали песни соловья?
Звуки их полны печали, молят за меня.
В них понятно все томленье, вся тоска любви,
И наводят умиленье на меня они.
Дай же доступ к их призванью,
Ты к душе своей.
И на тайное свиданье
Ты приди скорей.
Учитель:
- Как вы думаете, сочетается музыка с поэтическим текстом?
Учащиеся:
- Да, сочетается.
Учитель:
- В шубертовской «Вечерней серенаде» нерасторжимы нега ночи и тепло души, чистота воздуха и искренность любви. Тихие мерные гармонические созвучия фортепиано сопровождают певучую, полную чувства мелодию. Плавно льется мелодия, создавая светлое, мечтательное настроение.
- Какую вы можете представить картину?
Учащиеся:
- Теплая ночь, светит луна, тишина. В доме светит окно, где живет девушка. И вдруг раздается нежное звучание гитары – это пришел юноша к окну своей возлюбленной.
Учитель:
- Гармонирует ли настроение человека и ночного пейзажа?
Учащиеся:
- Да, романтический пейзаж гармонирует здесь с настроением человека.
Учитель:
- Песня, вокализ, романс, серенада – это самостоятельные камерные жанры. А ария является составляющей частью крупного драматического произведения: оперы или оратории.
Ария в переводе с итальянского означает «воздух». Ария – это музыкальная форма, которая чаще всего встречается в опере и рисует музыкальный портрет героя.
Музыкальный образ, с которым мы сейчас познакомимся, это Снегурочка из одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, которую композитор написал по весенней сказке А. Островского.
Картинка портрет Н.А. Римского-Корсакова и А.Н. Островского.
Учитель:
- Предлагаю вам вспомнить, кто такая Снегурочка.
Учащиеся:
- Снегурочка – персонаж сказочный. Молодая девушка, которая живет с матерью Весной-Красной и отцом Морозом. Ей нравятся песни девушек и игра пастушка Леля на свирели.
Учитель:
- Какой должна быть музыка, передающая её образ?
Учащиеся:
- В музыке должно звучать что-то необычное и сказочное. Музыка будет волшебная, зимняя, в ней могут звенеть хрусталинки, льдинки холода.
Учитель:
- Можно ли это создать голосом или оркестром?
Учащиеся:
Да, в оркестре могут звенеть колокольчики; или высоко и нежно звучать флейта, голос тоже должен быть высоким и звонким…
Учитель:
- Сейчас прозвучит ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» из Пролога оперы.
Музыкальный пример: выходная ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить».
Картинка Снегурочка
Учитель:
- Как называется высокий женский голос?
Учащиеся:
- Высокий женский голос называется сопрано.
Учитель:
- Партия Снегурочки написана для очень высокого голоса, который называется колоратурным сопрано. Колоратурное пение – это пение, украшенное блестящими пассажами.
Зовут Снегурочку, и вот – аукается из леса, выходит из-за деревьев снежная красавица. Она с радостью пойдёт к людям!
- Какое настроение передано в музыке?
Учащиеся:
- Да, лёгкое, беззаботное, игривое.
Учитель:
- В арии Снегурочки вы слышите интонации народной песни?
Учащиеся:
- Музыка арии Снегурочки близка к народным песням, особенно к русским хороводным песням.

М.И. Глинка (1804-1857)
Для самостоятельной работы учащихся: много интересного ты узнаешь о М.И. Глинке на сайте «Википедия»
Учитель:
- А сейчас совершим путешествие в другую сказку.
- Все дальше уходит Руслан в поисках Людмилы. Вот он оказывается на поле давней битвы. Все окутано туманом и усыпано костями.

Руслан вопрошает: «О поле, поле, / Кто тебя усеял мертвыми костями?». Среди всех этих следов давней битвы Руслан ищет богатырский меч, который был бы по нему. Но все, что ему попадается, не то.
- О каком произведении идет речь?
Учащиеся:
- Поэма «Руслан и Людмила» которую, написал Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель:
- Продолжим наше путешествие.
Туман рассеивается. Сцена с Головой. Вдали видна громадная Голова. Она обращается к Руслану: «Кто здесь блуждает?». Голова гонит пришельца, чтобы он не тревожил «тлеющих витязей сон непробудный». Но Руслан не думает уходить. Тогда Голова дует навстречу Руслану; поднимается буря. Витязь в гневе поражает голову копьем. Голова отшатывается, и тогда обнаруживается меч, который она хранила. И вот Голова рассказывает историю этого меча.
Рассказ Головы. Когда-то их было два брата – великан и карлик (Черномор), вся сила которого заключена была в его бороде. В чудесном замке хранился волшебный меч-кладенец. Обоим братьям он грозил смертью. Каждый из братьев хотел сохранить меч у себя. Хитростью коварный карлик отрубил голову великану, и она улетела в эту пустыню и погребла под собой меч. Теперь «Меч сей чудесный / Злобе коварной / Положит конец!» - восклицает Руслан, поняв, что злой карлик, Черномор, и есть его оскорбитель, о котором ему рассказал Финн.

М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила».
Музыкальный пример: Рассказ Головы. М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила».
Учитель:
- Вы услышали, что отличает это вокальное произведение?
Учащиеся:
- Исполняет мужской хор.
Учитель:
Это редчайший случай в опере, когда композитор в сольном номере для того, чтобы передать огромные размеры головы, использует целый хор – это хор басов.
Учитель:
- Ещё один из жанров вокальной музыки, используемый в опере, – это каватина.
Каватина – это небольшая оперная ария. Чаще всего она исполняется героем при первом выходе и является его визитной карточкой.
А вот перед нами другая героиня оперы «Руслан и Людмила» – Людмила, невеста славного Руслана, которую он спас из волшебного царства злого чародея Черномора. Послушайте фрагмент каватины Людмилы из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».
- Как вы думаете, какой у нее характер?
Учащиеся:
- Людмила – грациозная, веселая, немного лукавая.

М.И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
Музыкальный пример: каватина Людмилы из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Проверка и применение новых знаний.
Впишите фамилии композиторов.
Укажи номера произведений, написанных ими.