Тип: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Вид: урок закрепления умений и навыков.

Цель урока: продолжать выявлять на конкретных примерах общность и своеобразие в произведениях музыки, литературы, изобразительного искусства, связанных с темой осени; содействовать развитию эмоционального восприятия произведений различных видов искусства.

Задачи урока:

Познавательная: выявить общие черты и индивидуальные особенности в произведениях музыки, литературы, изобразительного искусства, связанных с темой осени; закрепить понятия «вокализ», «элегия», изучить понятия «кульминация», «блюз».

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить вести диалог, рассуждать, чувствовать музыку. Развивать стремление любить и понимать музыкальное искусство в его связи с изобразительным искусством и литературой.

Воспитательная: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, музыке, искусству, умение работать в группе.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

обучающиеся будут обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- основами познавательной и информационной культуры;

- умением анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- коммуникативными навыками, навыками самооценки и рефлексии.

Метапредметные:

Регулятивные:

Обучающийся:

- научится анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать свое мнение и позицию;

- получит возможность научиться занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументировать свою точку зрения;

Коммуникативные:

Обучающийся:

- научится сотрудничать со сверстниками в процессе работы в группе;

- получит возможность научиться слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке и других видах искусства;

Познавательные:

Обучающийся:

- научится осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной и специальной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), а также на информационных порталах Интернета (для выполнения домашнего задания);

- получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Предметные:

Обучающиеся смогут:

- дать определение понятия «вокализ», «элегия», «кульминация», «блюз»;

- определять особенности средств музыкальной и художественной выразительности в произведениях различных видов искусства;

- назвать имена русских композиторов, художников, поэтов, исполнителей, представленных на уроке;

- проявлять музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности,  в т.ч. хорового и инструментального музицирования.

Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова: вокальная музыка; вокализ; элегия; блюз; импровизация; инструментальная музыка;

Ресурсы урока:

Дополнительные источники знаний:

Сайт учителя: https://infourok.ru/user/baydina-natalya-vladimirovna

http://tmaudiofm.ru/playing/a-ermolov_osennij-bluz

https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкальная_импровизация

Средства обучения:

Художественный ряд:

И. Левитан «Осенний день. Сокольники», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», Витольд Бялыницкий-Бируля. «Задумчивые дни осени»; портреты композиторов, художников, поэтов, исполнителей вокальных и инструментальных произведений, рисунки учащихся.

Музыкальный материал: Ж. Косма «Опавшие листья» (вокализ, на два голоса); П.Чайковский, стихи А. Плещеева «Осень»; А. Варламов «Горные вершины» (мелодия); Ц. Кюи, ст. А. Плещеева «Осень» («Осень наступила, высохли цветы…»); «Октябрь. Осенняя песнь». Из фортепианного цикла «Времена года (аудиозапись, Михаил Плетнёв); А. Ермолов, сл. Анны Бочковской «Осенний блюз».

Лирическая поэзия: А. Плещеев «Осень» («Скучная картина…»), стихи учеников.

ТСО: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, аудио записи, фортепиано (или цифровое пианино), блокфлейта, презентация к уроку.

Видеофрагменты: мультипликационный фильм «Времена года»  (Союзмультфильм, 1969 г.  Режиссёр: Иван Иванов-Вано, Юрий Норштейн). В изобразительном решении использованы кружева и вятская игрушка; видеоклип песни А. Ермолова «Осенний блюз» 

 

Технология изучения темы

I. Организационный (мотивационный) момент: 

1. Музыкальное приветствие Е. Попляновой «Пора начать урок» /Поплянова Е.М. А мы на уроке  - играем! Музыкальные игры, игровые песни. - М.: Новая школа, 1994/

2. Проверка домашнего задания

Выступление учащихся, которые зачитывают свои варианты ответов о подборе репродукций к музыке Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь», объясняя свой выбор.

Лучшие авторские работы отбираются для выставки в кабинете (призы – альбомы для рисования).

  

    

 3.  

 Просмотр кадров и фрагмента м/ф «Времена года» (Союзмультфильм, 1969 г.  Режиссёр: Иван Иванов-Вано, Юрий Норштейн).

Деятельность учителя: Обратите внимание на то, как художник Юрий Норштейн в изобразительном решении использовал кружева и вятскую игрушку.

4. Распевание.

1.                  Исполнение мелодии «Вокализа»  на мелодию Ж. Косма «Опавшие листья» по руке (сольмизация от ноты «до»)

2.                  Исполнение «Вокализа» (Хоровой вокализ №2. Автор мелодии французский композитор Жозеф Косма, партия фортепиано написана Ю. Алиевым. На этом уроке исполняется на два голоса (партия нижнего голоса исполняет основную мелодию с подголоском в исполнении высоких голосов. Один из вариантов исполнения  2 голоса – подголоски исполняет часть детей на блокфлейтах).

II. Актуализация опорных знаний и умений.

Деятельность учителя: Назовите произведение, которое мы сейчас исполняли?

Деятельность обучающихся: Вокализ на мелодию  песни «Опавшие листья» Жозефа Косма

Деятельность учителя: На прошлом уроке я попросила вас попробовать сочинить текст на этот мотив, дав начальные строчки: «Листья кружат, сад облетают. Низко к земле клонится дуб». Какие у вас  есть поэтические варианты?

Деятельность обучающихся (зачитывают свои варианты):

Листья кружат, парк облетают.

Ветер шумит, дождик всё льёт.

Только любовь не умирает,

Сердце моё волнуется вновь!

(Саша Радушинская)

Листья кружат, парк облетают.

В сердце тоска и нет ей конца.

Наша любовь вдаль улетает…

Тише стучат наши сердца.

(Галиуллина Аделя)


Снова октябрь плачет дождями.                           

Парк опустел, листья шуршат.                                    

Серое небо в тучах над нами –

Так от разлуки плачет душа.

(Мухин Никита)

Листья кружат, сад облетают.

Осень пришла с грустью своей.

Слёзы её с неба слетают,

Видно, как мне, грустно и ей.

(Халиуллина Диляра)

Деятельность учителя: Что общего во всех придуманных текстах?

Деятельность обучающихся: Минорное настроение, тема осени, грусти, любви, разлуки.

Деятельность учителя: Сколько интересных эпитетов, сравнений, аллегорий (т.е. иносказаний) использовано в ваших поэтических строчках! Молодцы, ребята!  

Предлагаю исполнить вокализ с  текстами наших «поэтов».

Деятельность обучающихся: Исполнение  мелодии Ж. Косма с новыми текстами.

Деятельность учителя: Вспомните, с какой картиной русского художника мы сравнивали на прошлом занятии эту прекрасную мелодию?

Деятельность обучающихся:  И. Бродский «Опавшие листья». (Показ Слайда презентации).

   

III. Формулирование учебной проблемы. Планирование действий.

Деятельность учителя: Сегодня мы продолжим выявлять общие черты и индивидуальные особенности в произведениях музыки, литературы, изобразительного искусства.

Деятельность учителя: Исполнение учителем на блокфлейте 8 тактов песни П.Чайковского «Осень».

Вы догадались, из какого произведения эта музыкальная цитата?

Деятельность обучающихся:  Песня П.И. Чайковского «Осень».

Деятельность учителя: На чьи стихи написана музыка Чайковским?

Деятельность обучающихся:  На стихи А.Н. Плещеева

Какого русского художника называли «мастером пейзажа настроения»?

Деятельность обучающихся:  И. Левитана.

Деятельность учителя: Какой художественный пейзаж вы могли бы предложить в качестве иллюстрации к песне Чайковского? 

Деятельность обучающихся: И. Левитан «Осенний день. Сокольники» (показ).

 Деятельность учителя: Какая общая палитра на этой картине, в стихотворении Плещеева и музыке Чайковского?

Деятельность обучающихся: Унылая, печальная, грустная, одинокая, серая, жухлая, мокрая и др.

Деятельность обучающихся:  Исполнение песни П. И. Чайковского на стихи А.Н. Плещеева «Осень» (ученики поют, учитель аккомпанирует на фортепиано).

IV. Открытие нового знания.

Слушание романса Ц. А. Кюи на стихи А. Плещеева (исполняет учитель или в записи детский хор).

Деятельность учителя: Сравните песню Чайковского с вокальным произведением, сочинённым русским композитором Цезарем Антоновичем Кюи на стихи поэта А. Плещеева (показ портрета композитора). 

Деятельность обучающихся:  слушание.

Деятельность учителя: Чем похожи эти произведения? 

Деятельность обучающихся:  Оба грустные, печальные, жалобные, одно название, у них один автор стихов.

Деятельность учителя: Да, в обоих произведениях выражено чувство сожаления, грусти, вызванное картиной увядающей, унылой осени. Какой пейзаж более подходит к  содержанию музыки Кюи и стихотворению Плещеева? Объясните выбор (слайд презентации).

1.      2.  

1. Витольд Бялыницкий-Бируля. «Задумчивые дни осени».

2. Исаак Левитан «Золотая осень».

Деятельность обучающихся:  Выбирают, аргументируют.

Деятельность учителя: В этой песне слова очень тесно связаны с музыкой, мелодия откликается на каждое слово. В стихах и в музыке чувствуется уныние, грусть:

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Аккомпанемент, как и мелодия, почти не движется, лишь нижние звуки (басы) сползают вниз (исполнение  фрагмента аккомпанемента).

На слова «Вянет и желтеет травка на лугах» мелодия поднимается вверх и грустно поникает, словно и впрямь изображает вянущую травку. (Исполнение 13-16-й тактов). 

Вторая часть песни более взволнованная, трепетная, беспокойная. Музыка очень красива! (Исполнение  фрагмента.) Мелодия снова кружится вокруг одного звука, но теперь она поднимается выше, становится взволнованнее. На слова «Зашумели воды быстрого ручья» мелодия поднимается высоко, а сопровождение становится ярким, бурным, встревоженным (Исполнение  фрагмента). Это самое напряжённое звучание в песне - её кульминация. После неё музыка опять успокаивается, становится унылой, грустной, поникает, звучит с сожалением (исполнение окончания песни).

Прохлопайте ритмический рисунок, изображённый на слайде:

Деятельность обучающихся:  прохлопывание ритмического рисунка.

Слушание фрагмента романса А. Варламова «Горные вершины» (портрет)

Исполнение О. Погудина – ( фото)

Деятельность учителя: Какой характер, настроение музыки?

Деятельность обучающихся:  Мелодия спокойная, плавная, похожа на колыбельную.

Деятельность учителя: Как называется инструмент, который аккомпанировал певцу?

Деятельность обучающихся:  Гитара  (показ изображения).

Деятельность учителя: Посмотрите на известные нам пейзажи. Подходит ли хоть один из них к характеру музыки, стихам Гёте? (Показ слайда).

Деятельность обучающихся:  ни один пейзаж не подходит.

Деятельность учителя: Попробуем  стихи Плещеева исполнить  на мелодию Варламова.

Деятельность учителя и обучающихся: исполнение.

Деятельность учителя: Что вы заметили?

Деятельность обучающихся:  Ритмически слова «уместились» в новой мелодии, но исчезло настроение.

Деятельность учителя: Какой можно сделать вывод?

Деятельность обучающихся:  Необходимо, чтобы слово и музыка сливались как в ритме, так и по сути!

V. Вокально-хоровая работа.

Разучивание песни Александра Ермолова «Осенний блюз»

Деятельность учителя: Природа в искусстве одухотворена: она печальна и радостна, задумчива и величава; она такова, какой видит ее человек. Какой увидел осень современный композитор Александр Ермолов в своей песне на стихи Анны Бочковской «Осенний блюз»!

1. Слушание песни (в исполнении учителя или аудиозаписи)

2. Деятельность обучающихся:  Разучивание и исполнение песни

Блюз (англ. blues от blue devils — меланхолия, уныние) - это жанр музыки, оформившийся в конце 19-го – начале 20-го веков в США на основе ритмов лирических песен афроамериканцев.

Деятельность учителя: Сравните песню Александра Ермолова с музыкой П.И. Чайковского, Кюи. Что было общим, сходным?

Деятельность обучающихся:  Минорная тональность, общая тема осени, грусти.

Деятельность учителя: А что различного?

Деятельность обучающихся:  Музыка Чайковского и Кюи  более сдержанна, академична. Мелодия Ермолова более взволнованная, страстная, ритмичная.

Деятельность учителя: Почему музыка современного композитора Ермолова более бурная, страстная, ведь тема песни тоже об осени, грусти, тоске?

Деятельность обучающихся:  Наверное, другой век, другие нравы, хотя чувства остались те же!

VI. Рефлексия. Итог урока.

Деятельность учителя: Только ли тема осени объединяет представленные произведения, или их смысл более глубок? Как вы думаете, в чем он выражается?

Как вы думаете, почему художники, поэты и композиторы обращались к теме осени?

Деятельность обучающихся:  Словами, звуками, красками выражают свои чувства, любовь к Родине, природе.

Деятельность учителя: Можно сделать ВЫВОД: Искусство - великая сила, способная заставить человека любить, тревожиться, страдать, посмотреть на себя и на дела свои обновленными эстетическими чувствами глазами. Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины и образы осени очень разной, а художники - свои картины, но они очень близки порой по настроению друг к другу. Можно услышать живопись и увидеть музыку.

Домашнее задание.

1.      Выучить слова песни А. Ермолова «Осенний блюз».

2.      Посмотреть полностью м/ф «Времена года». Ответьте: какая ещё пьеса Чайковского была использована в м/ф?

3.      Прослушать (на сайте учителя) произведение Р. Шумана «Последняя утрата». Подберите стихотворение или репродукции картин художников, созвучные музыке. Объясните свой выбор.

Самооценка.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (самооценка, взаимооценка).  

Тест

I вариант

1.Автор картины

(Исаак Левитан)

2. Чей портрет?   

(П.И. Чайковский)

3. Под каким названием Чайковский создает цикл фортепианных пьес? («Времена года»)

4. Момент наивысшего напряжения в развитии художественного произведения  (Кульминация)

5. Автор поэтических строк:

«Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты…» (А. Плещеев)

II вариант

1.                  Автор картины

 

(А.И. Бродский)

2. Чей портрет?

 

 (Ц.А. Кюи)

3. Кого из русских художников называют «мастером пейзажа настроения» (И. Левитана)

4. Произведение задумчивого, печального характера  (элегия)

5. Автор поэтических строк: «Скучная картина! Тучи без конца…» (А. Плещеев)