Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Цель: овладение учащимися особенностями европейских танцев через произведения русских композиторов.
 Задачи:
Личностные:
- актуализировать жизненно музыкальные впечатления учащихся;
- формировать систему новых понятий, знаний;
- развивать музыкальную отзывчивость;
- развивать музыкальные способности: интонационный и звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- активизировать и развивать творческие способности учащихся;
- развивать чувство толерантности;
Познавательные:
- формировать у учащихся умений нахождения знаний новыми способами;
- расширить знания и конкретизировать слуховые представления о танцах разных народов;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать эмоционально-целостное восприятие танцев народов мира через произведения русских композиторов;
- прививать уважение к музыкальной культуре разных народов;
- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Коммуникативные:
- создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учеником и учителем;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки самооценки и самоанализа;
- формирование рефлексии включающую в себя рефлексию учебной деятельности, и рефлексию чувств и эмоций;
Регулятивные:
- способствовать самовыражению учеников в процессе музыкальной деятельности;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать свое мнение и позицию;
- формировать умения в самостоятельном поиске необходимой информации;
- способствовать самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью;
- содействовать приобретению навыков общения с окружающим миром;
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Обучающиеся смогут:
- дать определение понятия «танец»;
- определять особенности средств музыкальной выразительности в танцах народов мира;
- знать и различать основные жанры танцевальной музыки;
- знать примеры использования танцев народов мира в произведениях русских композиторов;
Метапредметные:
- учащиеся получат представление о значении танца в жизни человека и в культуре разных народов;
- учащиеся смогут размышлять о взаимосвязи танца с бытом человека;
- учащиеся смогут применять полученные знания о танце как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
Личностные:
учащиеся будут обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- основами познавательной и информационной культуры;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии;
- целостном мировоззрением;
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:
народный танец;
полька;
полонез;
вальс;
произведения русских композиторов:
С.В. Рахманинов «Итальянская полька»;
М.И. Глинка фрагменты из оперы «Иван Сусанин»:
«Полонез»;
«Мазурка»;
«Вальс»;
П.И. Чайковский «Вальс» из оперы «Евгений Онегин»
П.И. Чайковский «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» (дополнительно).
Ресурсы урока: иллюстрации «Танцы народов мира», иллюстрации «Народные и бальные танцы», портреты русских композиторов: С.В. Рахманинов; М.И. Глинка; П.И. Чайковский, тестовые задания, кроссворд.
Музыкальный материал: народная полька, С.В. Рахманинов «Итальянская полька». М.И. Глинка «Полонез», «Мазурка», «Вальс» из оперы «Иван Сусанин». П.И. Чайковский Вальс из оперы «Евгений Онегин».
ТСО: Компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, нотный материал.
Дополнительные источники знаний:
Сайт «Википедия»
- С.В. Рахманинова, режим доступа: сайт
- М.И. Глинка, режим доступа: сайт
- П.И. Чайковский, режим доступа: сайт
- Фильм – опера «Евгений-Онегин», режим доступа: сайт
- Полька, режим доступа: сайт
- Полонез, режим доступа: сайт
- Мазурка, режим доступа: сайт
- Вальс, режим доступа: сайт
Сайт «You Tube»
- Фильм «Композитор Глинка» , режим доступа: сайт
- Фильм – опера «Евгений-Онегин», режим доступа: сайт
Организационный этап.

Учитель приветствует учащихся реверансом или поклоном (приглашение к танцу)
- Здравствуйте, ребята.
Учащиеся ответно приветствуют учителя - «Приглашение к танцу». (Девочки - реверанс, мальчики - поклон).
Проверка готовности к уроку - балу.
Постановка учебной задачи.
Учитель:
Тему нашего сегодняшнего урока вы назовете сами, внимательно посмотрев на эту картинку.
Учащиеся: На картинках изображены танцующие люди в разных национальных костюмах.
Учитель:
- Правильно. И сегодня мы будем говорить о танцах народов мира.

Актуализация опорных знаний.
Учитель:
Давайте вместе вспомним, что же такое танец?
Учащиеся: вспоминают и формулируют понятие «Танец» на основе своих знаний и жизненных представлений.
Учитель:
Танец (от немецкого Tanz) – это вид искусства, в котором образы создаются пластикой человеческого тела; движениями, которые следуют друг за другом в сопровождении определенного ритма. Эти движения выражают конкретное содержание.
Учитель:
Как и когда появился танец?
Учащиеся с помощью учителя формулируют ответ на поставленный вопрос:
- Люди начали танцевать еще в глубокой древности. Танец при этом был обрядовым действием, которое необходимо было совершать для того, чтобы задобрить богов, чтобы рос урожай, рождались дети, прибавлялось здоровье.

Учитель:
Танцем также выражали благодарность богам. Позже танцы утратили обрядовый смысл и стали исполняться преимущественно с целью увеселения и развлечения. В период Средневековья танцы исполняли скоморохи и ряженые на ярмарках.

Они поднимали настроение продавцам и покупателям. В это же время в разных странах из обрядовых и плясовых танцев происходит выделение народных танцев.
Учитель:
Что такое народный танец?
Учащиеся:
Народный танец – танец определенного народа, определенной национальности.
Учитель:
Народный танец возник на основе движений и жестов человека, которые он совершал в процессе трудовой деятельности. Народный танец весьма индивидуален, как и любой народ. Он имеет собственную индивидуальную хореографию, пластику и манеру исполнения.
Учитель:
Вы сами танцевали народные танцы?
Учащиеся: да, танцевали.
Учитель:
Перечислите знакомые вам народные танцы.
Учащиеся: народными танцами являются полька, хоровод, лезгинка, русская пляска, молдавский танец и многие другие.
Постановка учебной проблемы.
Учитель:
Вы правильно назвали народные танцы, но есть еще много других.
А сегодня на нашем уроке мы познакомимся со следующими танцами:
- полька
- мазурка
- полонез
- вальс.
Могут ли эти танцы быть народными?
Польку, мазурку, полонез и вальс со временем стали исполнять на балах. И многие композиторы использовали метр и ритм этих танцев в своих произведениях.









На иллюстрациях танцы разных народов. Вы видите одни из них танцуют на народном празднике, а другие – на балу. В конце нашего урока вы определите как называются эти танцы и где они исполняются.
Планирование действий.
Познакомиться с народными танцами:
- полька;
- полонез;
-мазурка;
-вальс.
Познакомиться с бальными танцами:
- полька;
- полонез;
-мазурка;
-вальс.
Определить средства музыкальной выразительности различных танцев.
Слушать, анализировать, сравнивать различные танцы.
Расширить знания о творчестве русских композиторов: С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский, М.И. Глинка.
Выполнить практические и творческие задания.
Усвоение новых знаний.
Учитель исполняет на фортепиано народную польку.
Учитель:
- Ребята вы конечно узнали этот танец, который все танцевали в детстве?
Учащиеся: это ПОЛЬКА.
Учитель:
Мы танцуем польку,
Не устав нисколько,
Мы танцуем вместе,
Не стоим на месте.
Ах, этот танец такой заводной,
Дружно его мы станцуем с тобой.

Учитель:
По́лька – танец чешского происхождения.
- Какой темп музыки?
Учащиеся:
Быстрый и живой.
Учитель:
- Полька в переводе с чешского языка – половина (в значении полшага) и размер этого танца - двухдольный.
- Польку исполняют сольно или парами?
Учащиеся:
Это парный танец.
Видео фрагмент: народная полька в исполнении детей.
Учитель:
- Мог ли этот веселый, быстрый танец исполняться на балах?
Учащиеся: различные варианты ответов.
Учитель:
Оказывается, мог и танец стал бальным в середине XIX века.
Музыкальный фрагмент: звучит 1 часть «Итальянской польки» С.В. Рахманинова.
Учитель:
- А как вы думаете, эту польку написал русский композитор или зарубежный?
Учащиеся:
Звучит музыка русского композитора.
Учитель:
- Правильно, эту музыку написал С.В. Рахманинов и назвал ее «Итальянская полька». А почему, вы узнаете чуть позже.
Как звучит музыка «Итальянской польки»?
Учащиеся: легко, танцевально, игриво…
Учитель:
А что в своем произведении хотел нам рассказать Сергей Васильевич Рахманинов мы с вами сейчас и услышим. Итак в нашем концертном зале звучит «Итальянская полька» С.В. Рахманинова.
Видео фрагмент: С.В. Рахманинов «Итальянская полька» в исполнении Д. Мацуева.

Рахманинов Сергей Васильевич (1873 – 1943)
Для самостоятельной работы учащихся: более подробную информацию о жизни С.В. Рахманинова вы найдете на сайте «Википедия».
Учитель:
С.В. Рахманинов написал Итальянскую польку в 1906 году, будучи с женой и дочкой в Италии. На фортепиано Итальянская полька исполняется в четыре руки.
Информация для любознательных:
Итальянская полька написана в простой трехчастной форме.

I часть

II часть

III часть

Первая часть d-moll . Период - 16 тактов. Он состоит из двух предложений по 8 тактов с серединным и заключительным кадансом.

Вторая часть D-dur . Состоит из двух периодов по 16 тактов. В свою очередь каждый период делится на два предложения по 8 тактов.


Третья часть – реприза. Возвращает нас в начальную тональность. Является точным повторением первой части.


Схема А + В1В2 + А
Полонез.
Видео фрагмент: звучит «Полонез» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Учитель:
- Ребята, а чем отличается танец с названием «Полонез» от «Польки»?
Учащиеся:
Музыка этого танца звучит торжественно, возвышенно и празднично.
Учитель:
Полоне́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais – польский) – торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение.
Мы с вами видели фрагмент бального танца, а изначально его происхождение - народное.
Возникший в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony) сперва полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.
Исполнялся с XVIII века на балах, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца – ¾.
- Как вы определите характер этого танца?
Учащиеся:
Торжественный и величавый характер.
Учитель:
- А в каком темпе звучит музыка?
Учащиеся:
В умеренном темпе.
Учитель:
Танец написан в трехдольном размере, и я предлагаю вам изучить ритм полонеза.
Ритм:
А теперь попробуем вместе со мной прохлопать ритмический рисунок полонеза.
Учащиеся вместе с учителем выполняют практическое задание.
Для самостоятельной работы учащихся: в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») звучит полонез во 2 действии на балу у польского короля Сигизмунда, а в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» так же есть «Полонез».
Ответьте на вопрос: где, когда и в каком действии оперы П.И. Чайковского звучит «Полонез»?
Видео фрагмент: П.И. Чайковский Полонез из оперы «Евгений Онегин» - ссылка.
Мазурка.
Учитель:
Еще один польский народный танец, который обязательно танцевали на балах в XIX веке была мазурка.
Музыкальный пример: исполнить на фортепиано П.И. Чайковский «Детский альбом» «Мазурка».

Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец.
Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец.
Музыкальный размер — 3/4 или 3/8 – это метр какого танца?
Учащиеся: вальс
Учитель: а что отличает мазурку от вальса?
Учащиеся: резкие акценты и напоминает марш.
Учитель:
Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев.
В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Сейчас вы услышите фрагмент оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») «Мазурку» из 2 действия.
Видео фрагмент: М.И. Глинка «Мазурка» из 2 действия оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)
Для самостоятельной работы учащихся: много интересного ты узнаешь о М.И. Глинки на сайте «Википедия»
Учитель: завершит наш урок король танцев – вальс.
Звучит: М.И. Глинка «Вальс» из оперы «Иван Сусанин».
Учитель:
Ребята, сравните два танца - мазурку и вальс. Что в них общего, а что их отличает?
Учащиеся: эти танцы похожи, но мазурка – напоминает марш, а вальс звучит нежно и плавно.
Учитель:
Оба эти танца имеют трехдольный размер. Однако мазурка имеет пунктирный ритм и тем самым немного напоминает марш. А вальс звучит плавно, нежно и передает кружение пар.
Вальс (от нем. walzen – «кружиться») – парный танец, основанный на плавном кружении, сочетающемся с поступательным движением.
Обратите внимание, что этот признанный во всем мире официальный бальный танец происходит от народных крестьянских танцев Южной Германии, Австрии, Чехии.
- Давайте вместе разберемся в особенностях этого танца.
- Какой характер танца?
Учащиеся:
Характер - лирический, нежный.
Учитель:
- Темп вальса?
Учащиеся:
Темп - подвижный или медленный.
Учитель:
Так же вальс имеет трехдольный размер.
Видео фрагмент: П.И. Чайковский Вальс из оперы «Евгений Онегин».

Пётр Ильич Чайковский (1840 – 1893)
Для самостоятельной работы учащихся: много интересного о П.И. Чайковском ты узнаешь на сайте «Википедия»
Первичная проверка понимания темы.
Тестовое задание.
Установите соответствие между понятиями и его определениями: для каждого понятия из первого столбца подберите определение из второго столбца, обозначенное цифрой.
А) Полька 1. Трехдольный размер
Б) Полонез 2. Трехдольный размер
В) Вальс 3. Двухдольный размер
Г) Мазурка 4. Трехдольный размер
Запишите в таблицу выбранные цифры.

АА

ББ

ВВ

ГГ





 

Установите соответствие между понятиями и его определениями: для каждого понятия из первого столбца подберите определение из второго столбца, обозначенное цифрой.
А) Полька 1. Веселый, задорный, лучистый характер. Быстрый темп.
Б) Полонез 2. Лирический и нежный характер. Подвижный или медленный темп.
В) Вальс 3. Торжественный и величавый характер. Танец шествие.
Запишите в таблицу выбранные цифры.

АА

ББ

ВВ




 

Назови имена композиторов?





А Б В
С.В. Рахманинов
П.И. Чайковский
М.И. Глинка
Запишите в таблицу выбранные цифры.

АА

ББ

ВВ




 

Проверка и применение новых знаний.
Учитель:
Язык музыки разных народов понятен каждому человеку. И музыка объединяет людей разных национальностей.
Подводя итог нашему сегодняшнему уроку, заполним с вами таблицу:
- Как называются танцы?
- Где они исполняются: на народном празднике или на балу?
Учащиеся совместно с учителем заполняют таблицу.

Название

Народный праздник

Бал



Полька







Чешский народный танец




Полонез







Польский народный танец




Мазурка







Польский народный танец




Вальс







Австрийский народный танец


Учитель: с
какими народными танцами вы познакомились на уроке?
Учащиеся: полька, полонез, мазурка, вальс.
Учитель: какие бальные танцы мы обсуждали на уроке?
Учащиеся: полька, полонез, мазурка, вальс.
Учитель: Мы услышали и проанализировали отличительные особенности их звучания, а так же и увидели как их танцуют.
А еще вы познакомились с произведениями великих русских композиторов. Назовите их имена?
Учащиеся: на уроке прозвучали произведения М.И. Глинки, П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова.
Учитель: В которых использованы музыкальные особенности этих танцев.
Итог урока.
Учитель совместно с учащимися:
Завершая наш урок можно сделать следующий вывод: независимо от стран возникновения народных танцев они становятся популярны и исполняемы людьми разных государств.
Для танцев нет разницы в возрасте людей, в их социальном происхождении в их национальности и вероисповедовании.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Продолжите фразу:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задание…
Я понял что…
Домашнее задание.
Для любознательных: на сегодняшнем уроке мы разобрали 4 танца. Но из гораздо больше. Решив предложенный кроссворд, вы узнаете названия других танцев. Желаю удачи!
«В ритме танца».
По горизонтали:
Чешский танец 2. Испанский танец. 3. Австрийский танец. 4. Польский танец.
5. Латино-американский танец. 6. Старинный немецкий танец.
7. Польский танец.
По вертикали в выделенном ряду вы сможете прочесть название польского танца-шествия.

Ответы:
По горизонтали.
Полька 2. Хота 3. Вальс 4. Краковяк 5. Танго 6. Аллеманда 7. Мазурка
По вертикали:
Полонез