Россия в мире. 10 класс

Урок 30. Революции XVIII столетия

Конспект урока

Конспект урока № 30

по предмету «Россия в мире» для 10 класса

Тема: Революции XVIII столетия.

Вопросы по теме:

1. События в Северной Америке – первая попытка осуществления идей Просвещения революционным путем.

2. Принятие первой Конституции США.

3. Взятие Бастилии и установления конституционной монархии.

4. Установление республики в Франции.

Тезаурус:

Колониализм – система господства группы развитых стран (метрополий) над остальным миром в XVI–XX веках.

Бостонское чаепитие – акция протеста американских колонистов 16 декабря 1773 года в ответ на действия британского правительства, в результате которой в Бостонской гавани был уничтожен груз чая.

Декларация независимости Соединенных Штатов Америки принята 4 июля 1776 г., в разгар войны североамериканских колоний Англии за независимость от метрополии, 2-м Континентальным конгрессом представителей английских колоний.

Федерализм – основной принцип федерации, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств (стран) в одну федерацию.

Якобинская диктатура – была установлена в результате восстания 31 мая – 2 июня 1793, приведшего к власти якобинцев.

Термидорианский переворот – государственный переворот 27 июля 1794 года во Франции, приведший к свержению якобинской диктатуры и установлению Директории.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

К XVIII веку стихли религиозные войны, расколовшие Европу на католиков и протестантов. Реформацию и Контрреформацию сменило Просвещение, которое основывалось на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека в обществе. Как же отразились идеи Просвещения на историческом развитии XVIII века?

Наиболее активно Северная Америка начала заселяться в XVIII веке. Причинами массовой иммиграции послужило обезземеливание крестьян Англии. Ряды переселенцев пополнили разорившиеся из-за начавшегося промышленного переворота ремесленники, а также жители Ирландии, где голод только 1741 года унес жизни более 400 тысяч человек. На атлантическом побережье Северной Америки возникло 13 английских колоний, жители которых ощущали себя не столько подданными британской короны, сколько гражданами, ответственными за себя и за своих близких. Собственными силами они поддерживали порядок в поселениях и разрешали местные проблемы.

Успешное экономическое развитие колоний вызывало беспокойство у английской буржуазии, боявшейся конкуренции. Поэтому целый ряд законов, принятых парламентом, был направлен на торможение промышленного развития колоний. Налагался запрет на переработку сырья и ввоз машин. Запрещалось вывозить из Америки готовую продукцию. Торговать колонии могли только с Англией. На колонистов все сильнее давил налоговый пресс. В ответ американцы стали активно заниматься контрабандой. Стремясь предотвратить расселение колонистов вглубь материка, где с них сложнее взимать налоги, английское правительство запретило колонизацию земель, расположенных западнее Аллеганских гор. Был также введен дополнительный гербовый сбор, налагавшийся на деловую переписку и печатную продукцию. Колонисты оказались перед лицом угрозы потери тех прав, которыми они обладали как подданные Великобритании. В 1773 году в ответ на действия британского правительства в Бостонской гавани был уничтожен груз чая, принадлежавший Английской Ост-Индской компании. Эта акция, получившая название «Бостонского чаепития», ознаменовала начало открытого неповиновения властям. События в Северной Америке стали первой попыткой осуществления идей Просвещения революционным путем.

Вооруженные отряды колонистов, организованные вскоре в армию под командованием Дж. Вашингтона, начали действия против английских войск. В 1776 г. Континентальный конгресс от лица всех тринадцати колоний, принял Декларацию независимости Соединенных Штатов Америки. Ее авторами были сторонники идей Просвещения и демократии Томас Джефферсон и будущий президент США Джон Адамс. Это был первый в истории государственно-правовой документ, провозгласивший государственный суверенитет целого народа и защищавший естественные права человека, провозглашенные французскими просветителями. Однако раздел, который осуждал рабство и работорговлю, в ходе обсуждения был изъят.

После ряда военных поражений Англия признала суверенитет Соединенных Штатов Америки. Война за независимость США продолжалась до 1783 г., когда между США и Англией был подписан мирный договор. В 1787 году на Конституционном Конвенте в Филадельфии была принята Конституция США, ставшая первой в истории. Конституция впервые проводила жесткое разграничение между тремя ветвями власти: законодательная принадлежала избираемому населением конгрессу; исполнительная вручалась президенту, а судебная состояла из Верховного суда США и судов штатов. Все три ветви власти осуществляли контроль за деятельностью друг друга. Одним из важнейших принципов американской политики стал федерализм, предполагавший разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов. Важной частью американской конституции стал принятый позднее «Билль о правах». В нем провозглашались основные гражданские свободы: совести, печати, союзов, собраний, неприкосновенности частного жилища, а также право обладания оружием.

Если в Северной Америке в 80-х гг. XVIII в. уже утвердились принципы, провозглашенные просветителями, то во Франции, на родине Просвещения, сохранялся «старый режим» - королевский абсолютизм и феодальные пережитки. До двух третей своего дохода крестьянин вынужден был отдавать в пользу дворян и государства. Французские товары не выдерживали конкуренции с английскими, в результате чего происходило разорение мануфактур. К 80-м годам XVIII в. Франция оказалась на грани банкротства. Для утверждения новых налогов король Людовик XVI вынужден был собрать представителей сословий – Генеральные Штаты. Первое заседание Генеральных штатов открылось в мае 1789 г. На нем сразу обозначились противоречия между представителями верхов и низов сословного общества. Дворянство и духовенство настаивали на том, чтобы каждое сословие заседало отдельно от других. В ответ на это возмущенные их позицией представители третьего сословия собрались в зале заседаний Версальского дворца и «от имени всей нации» объявили себя Национальным собранием. Тогда Людовик XVI приказал закрыть зал заседаний Версальского дворца. Однако депутаты перешли в зал для игры в мяч и поклялись не расходиться, пока не будет выработана конституция.

К ним вскоре присоединилась часть депутатов от дворян и духовенства. Затем Национальное собрание, теперь уже в составе представителей всех сословий, провозгласило себя Учредительным. Его депутаты объявили, что берут на себя ответственность и право учредить конституцию страны. В ответ на военные приготовления правительства население Парижа восстало, захватило арсенал и вооружилось. 14 июля 1789 года восставшие штурмом взяли главную тюрьму королевства – Бастилию.

В августе 1789 г. Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. Ее первая статья гласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Каждому человеку гарантировались «естественные и неотъемлемые права», под которыми понимались «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Источником верховной власти объявлялась нация, а закон - выражением «общей воли». Немаловажное место отводилось в Декларации гарантиям права собственности. Частная собственность провозглашалась священной и неприкосновенной.

В 1791 г. была принята конституция, в основу которой легла Декларация прав человека и гражданина. Таким образом, во Франции была законодательно установлена конституционная монархия.

Попытка побега короля является одним из наиболее важных событий революции. Страна восприняла известие о побеге как шок, как объявление войны, в которой её король находится в стане врага. В Европе побег короля вызвал сильную эмоциональную реакцию. Угрожая революционной Франции вооружённой интервенцией, австрийским императором Леопольдом II и прусским королем Фридрихом Вильгельмом II была подписана декларация. С этого момента война стала неизбежной, которая для французских войск началась неудачно.

10 августа 1792 г. парижане и отряды из других городов пошли на штурм королевского дворца Тюильри. В тот же день Законодательное собрание лишило короля власти. Патриотический порыв позволил французам одержать ряд побед над интервентами. Национальное собрание – Конвент в сентябре 1792 г. принял декреты об упразднении монархии и установлении республики. Людовик XVI был приговорен к смерти и казнен.

Главной чертой следующего этапа революции было противостояние между жирондистами, выступавшими за окончание революции, и якобинцами, стремящихся к ее продолжению. Победа оказалась за последними. Франция объявлялась республикой, но на самом деле в стране сложилась якобинская диктатура. Политика террора настолько поглотила её создателей, что республика, став ненавистной, погибла.

Диктатура, репрессии и политика реквизиции настроили против режима якобинцев всех. В результате, возник заговор, направленный на свержение правительства Робеспьера. Так называемый Термидорианский переворот положил конец правлению якобинцев и привел к власти умеренных республиканцев и буржуазию. Они создали новый орган управления - Директорию.

Теоретический материал для углублённого изучения:

«В монографии рассматриваются проблемы истории США, связанные с развитием реформистского и диссидентского движения в период от Войны за независимость до Гражданской войны Севера и Юга. Во введении особо выделяются цивилизационные, социокультурные, этнокультурные условия возникновения нонконформистских настроений. Особенное внимание уделено антирабовладельческому движению, наиболее ярко выразившему общественный протест против политики государства в вопросе о рабстве».

Алентьева Т.В. Реформаторы, нонконформисты, диссиденты в США: от Войны за независимость до Гражданской войны. Курск: Изд-во КГУ, 2012. 356с.

Тренировочные задания:

1. Прочитайте отрывок из записок деятеля Великой французской революции Коло д’Эрбуа, и определите, взгляды какой политической группировки он разделял.

«Нас воодушевляет идея республиканского правосудия – быстрого и грозного, как воля народа. Оно должно поражать как молния и оставлять лишь пепел», – писал Коло д’Эрбуа как истинный _______.

Правильный ответ:

Якобинец

Разбор задания:

Ориентироваться в политических группировка Великой французской революции и их требованиях достаточно сложно. Но якобинцы выделяются радикальностью своих взглядов. Воодушевление республиканской формой правления, о которой писал Коло д’Эрбуа, явно указывает на его принадлежность якобинцам.

2. Расположите следующие события на ленте времени:

Провозглашение Учредительного собрания

Созыв собрания нотаблей (знати) королем

Государственный переворот Наполеона Бонапарта

Вступление на престол Франции Людовика XVI

Свержение монархии

1774 г.

1787 г.

1789 г.

1792 г.

1799 г.

Правильный ответ:

1774 г.

1787 г.

1789 г.

1792 г.

1799 г.

Вступление на престол Франции Людовика XVI

Созыв собрания нотаблей (знати) королем

Провозглашение Учредительного собрания

Свержение монархии

Государственный переворот Наполеона Бонапарта

Разбор задания:

Представленные в перечне события относятся к истории Франции, что упрощает выполнение задания. Для начала можно установить два «крайних» события, на них нам указывают личности. Таким образом, отсчетом данной ленты времени является вступление на престол Франции Людовика XVI, а окончанием – государственный переворот Наполеона Бонапарта. Оставшиеся три даты связаны с Великой французской революцией. В 1787 г. для решения финансовых проблем король созвал представителей знати и только после него Генеральные штаты. В 1789 г. депутаты от третьего сословия объявили себя Национальным собранием, а после присоединения к ним представителей дворянства и духовенства – Учредительным. Остается последняя в задании дата, которая соответствует ликвидации монархии во Франции и провозглашению республики – 1792 г.

Основная литература по теме урока:

  1. История. Россия в мире. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. (2018, 400с.), Дрофа, 2018.
  2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

  1. Добанова Е. Н., Максимов Ю. И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 320с.
  2. Уткина Э. В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.
  3. История. Универсальный справочник. Издательство «ЭКСМО», 201

Интернет-ресурсы:

1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3. http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6