Тип урока: Урок систематизации знаний.

Цель: овладение учащимися отличительными особенностями русских народных танцев, знакомство с творчеством русских композиторов через народный танец.

Задачи:

Личностные:

- продолжать развивать умение самостоятельно применять ранее полученные знания;

- актуализировать жизненно-музыкальные впечатления учащихся;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- развивать музыкальные способности: интонационный и звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память.

- активизировать и развивать творческие способности учащихся;

- развивать у детей чувство патриотизма.

Познавательные:

- расширить знания и конкретизировать слуховые представления о танцах разных народов;

- формировать знания о танце в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

- формировать музыкально-эстетический словарь;

- формировать эмоционально-целостное восприятие народной музыки в произведениях русских композиторов;

- прививать уважение к культуре русского народа.

Коммуникативные:

- создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учеником и учителем;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать навыки самооценки и рефлексии.

Регулятивные:

- способствовать самовыражению учеников в процессе музыкальной деятельности;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать свое мнение и позицию;

      - формировать умения в самостоятельном поиске необходимой информации.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

Обучающиеся смогут:

- дать определение понятия «танец»;

- определять особенности средств музыкальной выразительности в русских народных танцах;

- знать и различать основные жанры танцевальной музыки;

- знать примеры использования народных танцев в произведениях русских композиторов.

Метапредметные:

- учащиеся получат представление о значении танца в жизни человека и в культуре русского народа;

- учащиеся смогут размышлять о взаимосвязи танца с бытом человека;

- учащиеся смогут применять полученные знания о танце как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

Личностные:

учащиеся будут обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- основами познавательной и информационной культуры;

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:

- русские народные инструменты;

- русский народный танец;

 - жанры русского народного танца: 

барыня; 

камаринская;

трепак;

хоровод;

русская плясовая;

произведения русских композиторов:

М.И. Глинка Симфоническая увертюра «Камаринская»;

П.И. Чайковский «Камаринская» из фортепианного цикла «Детский альбом»;

П.И. Чайковский «Трепак» из Дивертисмента из балета «Щелкунчик»;

П.И. Чайковский Четвертая симфония, тема финала «Во поле береза стояла».

Ресурсы урока: иллюстрации «Русские народные инструменты», иллюстрации «Русские народные танцы», Б. Кустодиев «Деревенский праздник», федоскинская миниатюра «Хоровод»,  портреты композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.В. Андреев.

Музыкальный материал: «Барыня» (народный наигрыш), М.И. Глинка «Камаринская», П.И. Чайковский «Детский альбом» - «Камаринская». П.И. Чайковский балет «Щелкунчик» «Дивертисмент – танец трепак». Р.н.п. – «Во поле береза стояла», П.И. Чайковский Симфония №4 (финал).

ТСО: Компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, нотный материал, русские народные инструменты: домра, ложки, трещотки, рубель, коробочка, бубен.

Дополнительные источники знаний:

 - Сайт «Домрист», режим доступа : http://domrist.ru;

Сайт «Википедия»

  - М.И. Глинка, режим доступа: сайт

  - П.И. Чайковский, режим доступа: сайт

  - В.В. Андреев, режим доступа: сайт

    - русский народный танец, режим доступа: сайт

I.                   Организационный этап. 

Учитель приветствует учащихся движением с элементами русских народных танцев. («ковырялочка», «присядка», «полочка» и др.)

- Здравствуйте, ребята! У меня сегодня хорошее настроение! А какое настроение у вас?

Учащиеся ответно приветствуют учителя, повторяя движения за ним. Игра «Зеркало».

·         Проверка готовности к уроку.

II.                Постановка учебной задачи.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с танцами. Музыка какого народа будет звучать вы назовете сами.

Музыкальный пример: наиграть на домре  р.н.п. «Барыня». (Дети не видят инструмент).

Учащиеся:

Мы услышали интонации русской народной музыки.

Учитель:

Вы правы, а помог нам в этом русский народный музыкальный инструмент – домра.

III.             Актуализация опорных знаний.

Учитель:

Узнайте какой из этих музыкальных инструментов – домра?

 (На экране - домра, балалайка, лютня, гусли, гитара)


Учащиеся: на 1 картинке изображен музыкальный инструмент – домра.

Учитель:

Домра – старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Судьба его удивительна и уникальна в своем роде.

·         Деятельность учащихся.

Несколько учащихся подготовили ранее полученное задание по теме «Домра – русский народный инструмент».

Учащиеся:

Исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. На домрах, подобно гуслям, аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям, а в народных песнях домра поддерживала мелодическую линию. Достоверно известно, что было налажено кустарное производство домр и домерных струн, записи о поставках которых ко двору и в Сибирь сохранились в исторических документах…

Но тут в истории домры наступает самый драматический момент. Обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». В результате в 1648 году одним из русских царей был издан указ о массовом «наказании» ни в чем не повинных инструментов.

Учитель:

·         Деятельность учащихся.

- Найдите в интернете материал:

Какой русский царь в XVII веке и какое «наказание» придумал для домры?

Учащиеся:

История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но… Домре суждено было буквально возродиться из пепла! 

Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева.

Андреев Василий Васильевич (1861 – 1918)

Учитель:

·         Деятельность учащихся.

- Где, когда и какой мастер возродили домру вы найдете на сайте «Домрист».

Этот инструмент будет сегодня нам помогать на уроке.

I.                   Постановка учебной проблемы.

Учитель: вы уже догадались что на уроке мы будем говорить о русских народных танцах. А так же вы познакомитесь с произведениями русских композиторов, в которых звучат мелодии и ритмы русской народной музыки. В конце нашего занятия мы попробуем ответить на вопрос:

- почему композиторы использовали русские народные танцы в своих произведениях, хотя они имели дворянское происхождение и не были крестьянами?

II.                Планирование действий.

·         Узнать о русском народном инструменте – домра

·         Познакомиться с русскими народными танцами:

- барыня; 

- камаринская;

- трепак;

- хоровод;

- русская плясовая;

·         Расширить знания о творчестве русских композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского.

·         Познакомиться с произведениями русских композиторов:

- М.И. Глинка Симфоническая увертюра «Камаринская»;

- П.И. Чайковский «Камаринская» из фортепианного цикла «Детский альбом»;

- П.И. Чайковский «Трепак» из Дивертисмента из балета «Щелкунчик»;

- П.И. Чайковский Четвертая симфония, тема финала «Во поле береза стояла».

·         Применить учащимися практических умений и навыков (игра на ударных народных инструментах).

·         Определить средства музыкальной выразительности различных танцев.

·         Слушать, анализировать, сравнивать различные танцы.

·         Выполнить практические и творческие задания. 

III.             Усвоение новых знаний.

Русские народные танцы.

Учитель:

- В танце мы можем видеть мысли, чувства, настроение людей, словом, всё, что происходило в жизни русского народа. 

Барыня.

Учитель:

- Давайте еще раз послушаем танец «Барыня» и определим характер, настроение. Музыкальный пример: слушание р.н.т. «Барыня» (исполнение на домре фрагмента).

Учащиеся: мы услышали в этой музыке задор, шутку и даже соревнование.

Учитель:

Барыня – это русский народный танец, а также музыка, под которую этот танец исполняется. Общий настрой танца задорно-иронический (шутливый). Его исполняют парно, как бы соревнуясь между собой. В основе танца лежал конфликт между «барыней» (помещицей) и «мужиком» (крестьянином). Барыня была величава, а крестьянин  – ловок и удал. Во время танца рефреном повторяется фраза: «Барыня-барыня, сударыня барыня!»

Совместная деятельность учителя и учеников:

Давайте эту фразу произнесем все вместе ритмично и в характере:

(исполнить на ложках, коробочке и трещотке в малом ансамбле).

« Барыня-барыня, сударыня барыня!»

Б. Кустодиев «Деревенский праздник».

•          Для самостоятельной работы учащихся:

Самостоятельно вы можете исполнять ритм этого танца на элементарных музыкальных инструментах таких, как ложки, бубен, коробочка и многое другое. А может быть кто-то из вас вместе со своими родителями или друзьями создаст маленький оркестр.

Учитель:

«Музыка — душа моя» – ребята, эти слова принадлежат великому русскому композитору XIX века Михаилу Ивановичу Глинке.


«Живет в нем русской песни деревенской.

Простой напев про радость и беду…»

Первые музыкальные впечатления Михаила Глинки связаны с народной песней. Ещё в детстве М.И. Глинка приобщился к народной музыке, слушая концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них, играя на скрипке или флейте.

Для самостоятельной работы учащихся: Найти интересные факты из жизни композитора вам поможет сайт «Википедия» (https://ru.wikipedia.org/wiki).

 

Музыкальный пример: «Камаринская» наигрыш на домре.

Учитель:

Как вы думаете, какие плясовые движения исполнял русский крестьянин под этот наигрыш?

Учащиеся: присядка, притоптывание, руки в боки.

Учитель:

Камаринская или Комаринская (дорога) – русский народный танец (плясовая).

В основе танца лежат шаговые движения. Нога ставится то на пятку, то на носок. Этот элемент имеет различные названия: выкаблучивание, притоптывание (сбивание грязи с сапога). Руки ставятся на пояс («руки в бо́ки»), затем разводятся в стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и по пяткам.

Учащиеся с учителем исполняют элементы танца «Камаринская».

Учитель:

Вот такой крестьянский, народный, земельный танец М.И. Глинка использует в увертюре, которой он дал именно такое название плясовой – «Камаринская». В ней Глинка подражает русскому народному пению. Тема Камаринской проводится сначала только в одном голосе, а потом при каждом новом проведении добавляются новые голоса.

Музыкальный пример: М.И. Глинка Симфоническая увертюра «Камаринская». Тема.

Учитель:

Ребята, давайте вслушаемся в звучание симфонического оркестра и услышим как благородные скрипки, флейты и другие инструменты исполняют русскую плясовую. И подумаем, какие чувства в этом произведение М.И. Глинка испытывал сам и передал слушателям.

Учащиеся: мы услышали любовь композитора к простому русскому человеку его мыслям, чувствам и соответственно к России.

·         Для самостоятельной работы учащихся:

Видео фрагмент: мультфильм «Камаринская» фантазия на музыку М.И. Глинки.

Полностью мультфильм «Камаринская» фантазия на музыку М.И. Глинки вы можете посмотреть в интернете(режим доступа: http://mults.info/mults/?id=611).

Учитель:

Другой великий русский композитор XIX века Петр Ильич Чайковский также обратился к этой пляске в «Детском альбоме». Одна из 24 его фортепианных пьес «Камаринская».

Видео фрагмент: П.И. Чайковский «Камаринская» из «Детского альбома»

П. ЧАЙКОВСКИЙ - КАМАРИНСКАЯ ИЗ ЦИКЛА "ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ" - АЛЕКСАНДРА ДОВГАНЬ(УЧЕНИЦА 1 КЛАССА ЦМШ)

Задание.

Учитель: Ребята, сравните два произведения – «Камаринская»  М.И. Глинки и П.И. Чайковского. Что в них общего, а что их отличает?

Учащиеся:

Оба произведения отражают дух русского народа.

Учитель:

Так же вы услышали танцевальность, задорность, даже хитринку русского человека. Общность мелодии и ритма, подвижность темпа.

Деятельность учащихся: совместное с учителем заполнение таблицы.

М.И. Глинка «Камаринская»

П.И. Чайковский «Камаринская»

Жанр – увертюра (симфоническая картина).

Жанр – фортепианная пьеса.

Исполнители - симфонический оркестр.

Исполнители - пьеса для фортепиано из цикла «Детский альбом».

Жанр - крупное развернутое произведение.

Жанр - фортепианная миниатюра, подражающая наигрышу балалайки.

Стиль изложения – элементы полифонии.

Стиль изложения – гомофонно-гармонический (мелодия с аккомпанементом).

Форма произведения — двойные вариации. Используются две темы:

Первая — «Из-за гор, гор высоких». (фа мажор)

Вторая — «Камаринская» (ре мажор). Бойкая плясовая. В вариациях на эту тему скрипки играют пиццикато, а деревянные духовые подражают русским народным инструментам.

Форма произведения – трехчастная.

 Учитель:

- Следующий танец с необычным названием «Трепак».

Как вы думаете, от какого слова пошло название танца?

Учащиеся:

- От слова – трепать.

Музыкальный пример: исполнение наигрыша на домре.

Учитель:

«Не жалей каблука, валяй трепака!»

Ребята, подходит ли эта поговорка к мелодии танца?

Учащиеся:

- Да, подходит.

Учитель:

Трепа́к (от «трепать») — старинная русская пляска. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги, притоптывания и присядка с выбрасыванием ног. Основное положение рук на поясе. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.


Вот такой задорный и веселый танец П.И. Чайковский включает в дивертисмент в балете «Щелкунчик».

·         Для самостоятельной работы учащихся:

Много интересного и нового вы узнаете о жизни, творчестве П.И. Чайковского на сайте «Википедия».

Видео фрагмент: П.И. Чайковский балет «Щелкунчик» «Дивертисмент – танец трепак». (фрагмент из мультфильма «Фантазия» Дисней).

 Учитель:

- С детства нам хорошо известно слово «хоровод».

Ребята, а как вы  понимаете это слово?

Учащиеся:

- Хоровод – так называется танец, песня, и игра.

Учитель:

- Верно, это танец, песня, игра в которой участники хоровода держатся за руки. Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни.

Музыкальный пример: Песня «Во поле береза стояла» (сыграть на домре)

Деятельность учащихся: учитель предлагает исполнение хором песню «Во поле береза стояла» 2 -3 куплета.

Учитель:

- Ребята, песня «Во поле береза стояла» звучит в финале Симфонии №4 П.И. Чайковского.

Как вы думаете, почему эта простая русская народная, хороводная песня завершает такое сложное сочинение как симфония?

Видео пример: исполнение Четвертой симфонии П.И. Чайковский (тема финала «Во поле береза стояла»).

Ответы учащихся.

Учитель:

Верно, П.И. Чайковский писал: «Четвертая часть. Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам. Картина праздничного народного веселья.».

·         Самостоятельная деятельность учащихся:

- Давайте вспомним, симфония - что это за жанр в музыке, когда он появился, сколько частей в симфонии и какие известные вам композиторы писали симфоническую музыку?

И что композитор этим выражает?

I.                   Проверка и применение новых знаний.

Перечисли музыкальные инструменты.

·         Соедини название танцев, входящих в Дивертисмент из 2 действия балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского:

А) Шоколад               1.   арабский танец

Б) Кофе                      2. китайский танец

В) Чай                        3.  русский танец

Г) Трепак                   4. испанский танец

I.                   Итог урока.

    Учитель:

- Вот и завершается наш очередной урок. Вы узнали новые русские народные танцы, перечислите их.

Учащиеся:

- барыня, камаринская, трепак, хоровод.

Учитель:

- Мы услышали и проанализировали отличительные особенности их звучания. Вы также познакомились с произведениями великих русских композиторов, в которых звучат темы народных танцев. Назовите их имена.

Учащиеся:

- М.И. Глинка и П.И. Чайковский

Учитель:

- Подводя итог нашему уроку, вспомним те вопросы, которые звучали сегодня на уроке и сделаем вывод:

- Почему композиторы использовали темы русских народных танцев в своих произведениях, хотя они имели дворянское происхождение и не были крестьянами?

Учащиеся:

- Мы услышали в музыке любовь композиторов к простому русскому человеку его мыслям, чувствам и, следовательно, к России.

II.                Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Быстро пролетел урок!

Подведем теперь итог:

Чем сегодня занимались?

В чём с охотой упражнялись?

Что узнали и познали?

Почему умней вы стали?

III.             Домашнее задание.

Создай сценарий народного праздника, где прозвучат танцы, песни, игры. Используй музыкальные инструменты, стихи, загадки. Укрась его произведениями декоративно-прикладного искусства и элементами народного костюма.