Цель: знакомство с музыкальным искусством Древней Греции в его связи с другими видами искусства.

Задачи:

Познавательная: сформировать представление о музыкальном искусстве Древней Греции, мифах о музыке.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку. Расширять музыкальный кругозор обучающихся, развивать стремление любить и понимать музыкальное искусство в его связи с историей.

Воспитательная: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, музыке, искусству, умение работать в группе.

Тип урока: урок изучения новых знаний, интегрированный.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- у обучающихся будет сформирована мотивация к изучению музыки в ее связи с историей, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;

- обучающийся научится проявлять личностное отношение при восприятии музыки в ее взаимосвязи с другими видами искусства;

- обучающийся получит возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Метапредметные:

Регулятивные:

Обучающийся:

- научится размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- получит возможность научиться определять и формулировать проблему и задачи урока.

Коммуникативные:

Обучающийся:

- научится организовывать работу в паре, группе;

- получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе работы в группе.

Познавательные:

Обучающийся:

- научится находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;

- получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Предметные:

Обучающийся:

- получит представление о месте и роли музыкального искусства в жизни гражданина и общества Древней Греции в целом, понимать его значимость;

- научится осознавать ценности музыкальной культуры разных народов мира;

- воспринимать и анализировать идею и особенности художественного образа музыкального произведения.

ТСО: Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, свирель.

Музыкальный материал: Орфический гимн музам.

Художественный материал: Слайды о музыке в Древней Греции: в скульптуре, росписи на чашах, амфорах, барельефах, в древнегреческих мифах. Слайды: квадрига с Аполлоном на Большом театре, на 100 рублях, на Александринском театре. Слайды: Аполлон с лирой, управляет квадригой, Аполлон в окружении муз. Слайды: 9 муз с их именами и за что отвечали. Слайд с камнем с гимном Аполлону. Слайды: Орфей: с лирой, с животными, с Эвридикой, Аид. Слайды: Я. Пери «Эвридика»; К. Монтеверди «Орфей»; статуя К.В. Глюка; СД «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка. Слайды Эрмитажа, Летнего сада, Пушкино, Петергофа, Кусково, Архангельского.

Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова: мелодия, гармония, ритм, хор, оркестр, симфония, Аполлон, музы, квадрига, миф, Орфей.

Технология изучения темы

  1. Организационный (мотивационный) этап.

Деятельность учителя: Добрый день!

Сегодняшний урок я хочу начать с этих слов: мелодия, гармония, ритм, хор, оркестр, симфония.

Как вы думаете, что объединяет эти слова?

Деятельность обучающихся. Вы скажете, музыка и будете правы.

Деятельность учителя. А что еще их объединяет? Общее происхождение. Эти слова родились в Древней Греции, в Элладе.

Мело́дия – др.-греч. μελῳδία – напев, пение, распев.

Гармо́ния – др.-греч. ἁρμονία – согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов.

Ритм –др.-греч. ῥυθμός – «течь».

Хор – др.-греч. χορός –толпа.

Орке́стр – греч. ορχήστρα – большой коллектив музыкантов-инструменталистов.

Симфо́ния – др.-греч. Συμφωνία – «созвучие, стройное звучание, стройность».

- проверка готовности обучающихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний и умений.

О том, что в жизни греков музыка значила очень многое, нам рассказывает античная скульптура,

росписи на чашах, амфорах,

барельефы

древнегреческие мифы.

Вы наверняка много раз видели эту колесницу. Ее по-гречески называют квадрига. Это двухколесная античная колесница, запряженная четверкой лошадей.

Если вы сомневаетесь, что вы ее видели много раз, то я вам покажу следующее фото:

Вы наверняка знаете и это здание –

 

это Большой театр

Кстати, подобная квадрига есть и в Санкт-Петербурге, и стоит она на Александринском театре.