Цель урока: развивать умение обучающихся находить взаимодействие между музыкой и литературой и выражать его в размышлениях; воспитывать культуру восприятия  музыкальных произведений.
Задачи:
Познавательная: выяснить, как происходит взаимодействие различных видов искусства на примере повести А.С. Пушкина «Метель» и сюиты «Метель» Г.В. Свиридова, понять, как один вид искусства обогащает другой.
Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку. Расширять музыкальный кругозор обучающихся, развивать стремление любить и понимать музыкальное искусство в его связи с литературой.
Воспитательная: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, музыке, искусству, умение работать в группе.
Тип урока: урок изучения новых знаний, интегрированный.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- у обучающихся будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;
- обучающийся научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;
- обучающийся получит возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающийся:
- научится размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- получит возможность научиться занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументировать свою точку зрения;
Коммуникативные:
Обучающийся:
- научится организовывать работу в паре, группе;
- получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе работы в группе.
Познавательные:
Обучающийся:
- научится находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;
- научится анализировать и находить главные идеи в музыкальном материале, сопоставляя его с литературным сюжетом;
Предметные:
Обучающийся научится:
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- сравнивать особенности воплощения сюжета в различных видах искусства (музыка и литература);
- воспринимать и анализировать идею и особенности художественного образа музыкального произведения;
- выявлять особенности музыкальных фрагментов по их интонации;
- сравнивать различные музыкальные фрагменты между собой.
ТСО: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран, аудиозаписи, фортепиано, свирель.
Музыкальный материал: видеоматериал: Г. В. Свиридов «Метель»: «Тройка», «Вальс», «Весна. Осень». Видеоматериал: фрагменты кинофильма «Метель» (реж. В. Басов).
Художественный материал: Слайды: портреты Г.В. Свиридова и А.С. Пушкина; обложка книги «Метель»; афиша кинофильма «Метель» (реж. В. Басов).
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова: «Метель», сюита, музыка к фильму.
                                                    Технология изучения темы
Организационный (мотивационный) этап.
Деятельность учителя: учитель поет «Добрый день вам всем, ребята». Я не случайно начал урок с такой красивой мелодии.
- проверка готовности обучающихся к уроку.
II. Актуализация опорных знаний и умений.
Деятельность учителя: У меня к вам вопрос: какой страны эта мелодия? Я вам ее сейчас сыграю на свирели (играет мелодию «Тройка» Г. Свиридова).
Те, кто считает, что это русская мелодия – правы! Эта музыка написана русским композитором с желанием передать ощущение России прошлых веков.
Деятельность учителя: Сегодня пойдет разговор о связи литературы и музыки. Эта связь очевидна – самый популярный музыкальный жанр – песня, которая как раз и есть соединение музыки и поэзии. Но есть и более сложные жанры, и в музыке, и в литературе. Невозможно представить, чтобы самые известные литературные сюжеты не вдохновляли композиторов на собственные интерпретации, например: «Ромео и Джульетта», «Война и мир», «Золушка» и т.д.
III. Постановка учебной проблемы.
Деятельность учителя: Если говорить о самых известных русских поэтах, к примеру, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Есенин, Маяковский, Блок, Пастернак, то можно сразу сказать, что есть композитор, произведения которого на стихи этих поэтов уже стали классикой. Это русский советский композитор Георгий Васильевич Свиридов.

Свиридов родился в 1915 году, и в прошлом году наша страна отмечала 100 лет со дня его рождения. Этот композитор принципиально считал, что «Задача композитора совсем не в том, чтобы приписать мелодию, ноты к словам… здесь должно быть создано органичное соединение слова с музыкой». Еще Георгий Свиридов говорил о том, что: «Слово и музыка, литература и музыка, музыкальное произведение может существовать только тогда, когда оно добавляет нечто к стихам или литературному сочинению».
IV. Формулирование учебной проблемы. Планирование действий.
План:
Познакомиться с произведениями «Метель» А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова
Сравнить образы литературного и музыкального произведений.
Анализировать, сравнивать и сопоставлять звучание различных частей сюиты «Метель» Г.В. Свиридова.
V. Открытие нового знания.
Деятельность учителя: Давайте попробуем посмотреть, как эти пожелания Г.В. Свиридова воплощались в его музыкальных произведениях, связанных с литературой.
Задание 1. Сегодня мы возьмем одно из произведений Александра Сергеевича Пушкина.