Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цель: овладение учащимися знаниями о духовной музыкальной культуре.
Задачи:
Личностные:
- развивать у учащихся умение самостоятельно применять полученные знания;
- актуализировать жизненно-музыкальные впечатления учащихся в области духовной культуры;
- обогатить эмоциональный опыт;
- развивать музыкальные способности: интонационный и звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память;
- активизировать и развивать творческие способности учащихся;
- развивать у детей многообразие чувств и эмоций;
- развивать у учащихся эмоционально-целостное отношение к искусству, понимание его функций в духовной жизни человека и общества.
Познавательные:
- расширить знания о русской духовной музыке, её значении, особенностях, характере и конкретизировать слуховые представления;
- формировать знания о музыке с помощью изучения духовных произведений;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать умение различать жанры церковной и светской музыки;
- формировать эмоционально-целостное восприятие духовной музыки в творчестве русских композиторов;
- познакомить с жанрами духовной музыки: тропарь, волочебная песня;
- прививать уважение к традициям православной культуры.
Коммуникативные:
- создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учеником и учителем;
- развивать коммуникативные навыки (проявлять активность во взаимодействии, умение участвовать в диалоге, слушать и понимать собеседника, высказывать свою точку зрения);
- формировать навыки самооценки и рефлексии.
Регулятивные:
- формировать умения выполнять учебные действия в качестве слушателя;
- способствовать самовыражению учеников в процессе музыкальной деятельности;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать свое мнение и позицию;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы на примерах произведений разных видов искусства (музыка, литература и живопись);
- формировать умения в самостоятельном поиске необходимой информации.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Обучающиеся смогут:
- отличать духовную музыку от светской;
- знать понятия: тропарь, светлая седмица, трезвон.
- определять средства музыкальной выразительности в духовной музыке;
- размышлять о значении духовных произведений в творчестве русских композиторов;
- владеть элементами музыкального анализа произведений;
Метапредметные:
- учащиеся получат представление о значении духовной музыки в жизни человека и музыкальной культуры;
- учащиеся овладеют знаниями о историческом развитии духовной культуры;
- учащиеся смогут применять полученные знания о духовной музыке для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- учащиеся смогут сравнивать и сопоставлять произведения музыки и изобразительного искусства.
Личностные:
учащиеся будут обладать:
- духовно-нравственными ценностями;
- основами русской художественной культуры;
- умением анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- коммуникативными навыками, навыками самооценки и рефлексии;
- целостным мировоззрением.
Произведения:
Тропарь «Христос Воскресе»,
Народная волочебная песня «Идут-бредут волочебники»,
Произведения композиторов:
С. В. Рахманинов Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».
Ресурсы урока:
Картины художников: Б. Кустодиев «Весна»; Ю.А. Кузнецова «Пасха», В. Маковский «Молебен на Пасху», иконы, фотография патриарха Кирилла, собор Новгородской Софии, портрет С.В. Рахманинова.
Стихотворение - Апполон Майков «Повсюду благовест гудит».
Музыкальный материал:
- И. Кошмина «Христос Воскрес», слова А. Майкова
- Тропарь «Христос Воскресе»,
- Народная волочебная песня «Идут-бредут волочебники»,
- С. В. Рахманинов для двух фортепиано «Светлый праздник».
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:
- Пасха;
- Воскресение Христово;
- Тропарь;
- Страстная неделя;
- Волочебники;
- Светлая седмица;
- Трезвон;
- средства музыкальной выразительности;
- вокальный жанр – тропарь;
- инструментальный жанр–сюита;
- народные волочебные песни.
ТСО: Компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, нотный материал.


Организационный этап.
Учитель:
Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок!
Проверка готовности к уроку.
Постановка учебной задачи.
Фортепиано: И. Кошмина «Христос Воскрес», слова А. Майкова.
Всплывающий текст: на фоне картины Б. Кустодиева «Весна» появляется текст стихотворения.
Повсюду благовест гудит!Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Апполон Майков Б. Кустодиев «Весна».
Учитель:
- О каком светлом празднике сегодня пойдет речь на уроке?
Учащиеся:
- Сегодня речь на уроке пойдет о самом светлом и главном церковном празднике – о Пасхе.
Учитель:
- Вы правы, поэтому его именуют «праздников праздник и торжество из торжеств». Воскресение из мертвых Иисуса Христа – величайшее событие евангельской истории.

Постановка учебной проблемы.
Учитель:
Многие художники, композиторы и писатели отразили Радость этого праздника в своих произведениях. В конце урока мы ответим с вами на вопрос: какие чувства и эмоции отражены в произведениях искусства.
Актуализация опорных знаний.
Учащиеся читают стихотворение расположенное на экране.
Христос Воскрес! Скворцы поют,
И, пробудясь, ликуют степи.
В снегах, журча, ручьи бегут
И с звонким смехом быстро рвут
Зимою скованные цепи.
Еще задумчив темный лес,
Не веря счастью пробужденья.
Проснись! Пой песню Воскресенья
Христос Воскрес!
В. Ладыженский

Учитель:
- Ребята, назовите символы Светлого Христова Воскресения, изображенные на картине.
Учащиеся:
- Храм.
- Икона.
- Кулич.
- Горящая свеча.
- Крашеные яйца.
- Веточки вербы…
Учитель:
и каждый символ имеет свое значение.
Пасха – Воскресение Христово – самый важный и светлый христианский праздник. По христианскому учению Иисус Христос умер и на третий день воскрес, и своим воскресением победил смерть и принес живущим надежду на спасение. В идее воскресения заключено преодоление смерти, вера в вечную жизнь, которую и открыл людям Христос. Непременный символ Пасхи – яйцо. Оно имеет мифологический смысл – рождение и воскресение. Пасха по времени совпадает с весенним возрождением, началом нового годового круга.

Ю.А. Кузнецова «Пасха».
Планирование действий.
Познакомиться с понятиями:
- Пасха;
- Воскресение Христово;
- Светлая седмица;
Сравнивать произведения изобразительного и музыкального искусства.
Познакомиться:
- c вокальным жанром – тропарь;
- c инструментальным жанром–сюита;
- с народными волочебными песнями.
Слушать и анализировать музыкальные произведения:
Тропарь «Христос Воскресе»,
Народная волочебная песня «Идут-бредут волочебники»,
С. В. Рахманинов Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».
Выполнить практические и творческие задания.
Усвоение новых знаний.
Учитель:
- После своего воскресения Господь приветствовал всех словами «Радуйтесь». И апостолы (ближайшие ученики Христа) возвестили эту радость по всему миру. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос воскресе!» и отзывается в его душе какими словами?
Учащиеся:
- «Воистину воскресе!».
Видео (аудио) пример: Тропарь «Христос Воскресе».
Учитель:
Начинается праздник в церкви с Пасхального богослужения - Всенощной службы и во время богослужения звучит тропарь.
- Ребята, может быть кто-то из вас знает, что такое тропарь, и кто его исполняет?
Учащиеся:
- Солист, церковный хор или все прихожане находящиеся в храме.
Учитель:
- Тропарь – это краткое песнопение, посвященное празднику. Его поют прихожане вместе с церковным хором. В пасхальном тропаре всего три звука. У всех получится исполнить тропарь?
Учащиеся:
- Да, тропарь может исполнить каждый.
Учитель:
- А какое вы испытывали состояние души, слушая тропарь «Христос Воскресе!»?
Учащиеся:
- Он звучит радостно, ликующе, призывно.
Христос воскресе из мертвых,Смертию смерть поправ
И сущим во гробех
Живот даровав
(Христос воскрес из мертвых,
победив своею смертью смерть
и уже умершим подарив жизнь вечную).

Учитель предлагает учащимся подпеть тропарь во время звучания.

Учитель:
Во время церковного богослужения люди испытывают одинаковые чувства, которые их объединяют. Какие они?
Учащиеся:
- Чувства радости, ликования, торжества.
Учитель:
До этой великой Радости был тяжелый, трудный путь Иисуса Христа.

Учитель:
- Напомните, какие события происходили с Иисусом Христом в последние дни его земной жизни?
Учащиеся:
- Его страданиям на Кресте, смерти и погребению верующие посвящают последнюю – неделю Великого поста.

Учитель:
- Ребята, кто из вас помнит как эта неделя называется?
Учащиеся:
- Страстная неделя.
Учитель:
- Снятое с Креста распятое тело Спасителя его ученики Иосиф и Никодим поместили в пещеру вблизи Голгофы, привалили огромный камень ко входу и удалились.


- По прошествии субботы, ночью на третий день после своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силой Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Но, как гласит церковная история, в субботу Христос спускается в ад, чтобы вывести оттуда праведных людей, живших до его рождения. Первыми он выводит Адама и Еву — первых людей на Земле. Именно им он протягивает руки на иконе «Воскресение».
А что произошло дальше?

Учащиеся: (своими словами)
- Наутро женщины из числа учеников Христовых пришли помазать Его ароматическими маслами. Мария Магдалина, оказавшись первой у гроба Господня, увидела, что он пуст. Тут подоспели и другие женщины. И тогда ангел Господень объявил им, что Христос воскрес, и повелел рассказать об этом всем ученикам.

Учитель:
- К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Верующие соблюдают семинедельный пост – время покаяния и духовного очищения. В Чистый Четверг верующие стараются убраться в домах, а с пятницы начинают печь куличи и красить яйца, которые освещают в храмах в субботу днем.

Традиции празднования.

В. Маковский «Молебен на Пасху».
Учитель:
- Сам праздник начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, очень «легкое» и радостное. В православных храмах, пасхальная служба начинается ровно в полночь. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются».
Волочебники.

Учитель:
- У русских крестьян на Пасху был обычай поздравлять своих соседей. Они обходили дома, пели песни, играли на волынках, поздравляли с праздником хозяина и всю его семью и ждали подарков. Таких людей называли – волочебниками. Слово это означает «поющие под окнами» а обряд носит название «хождение волочебников».
- Ребята, сейчас вы услышите волочебную песню «Идут-бредут волочебники».
- Какие слова повторяются в песне волочебников?
- Какой народный инструмент сопровождает пение волочебников?
Музыкальный пример: «Идут-бредут волочебники» (пасхальная песня под гусли).
Учащиеся:
- Мы услышали повторяющиеся слова «Христос Воскрес! Сыне Божий».
- Песню сопровождает струнный музыкальный инструмент – гусли.
Идут, бредут волочебники,
Христос Воскрес! Сыне Божий!
Волочебники, люди добрые,
Христос Воскрес! Сыне Божий!
Иисуса Христа величают,
Христос Воскрес! Сыне Божий!


Деятельность учащихся: Разучивание и исполнение с инсценировкой волочебной песни.
Учитель:
После службы в домах накрываются праздничные столы, за которыми, как правило, собирается вся семья; в храмах тоже предлагаются угощения – заранее освященные куличи и пасхи. Пасхальные торжества длятся 40 дней, до праздника Вознесения, но особенно радостная и торжественная – первая неделя после Пасхи (Светлая седмица).
Первая неделя после Пасхи называется Светлой. Все семь дней в храмах открыты колокольни, и каждый, особенно ребенок может подняться туда и звонить в колокола.
Когда бьют во множество колоколов, как называется звон?
Учащиеся:
- Он называется трезвоном.
Учитель:
Не только особые церковные песнопения и колокольные звоны звучали в Светлую пасхальную неделю: вечером в концертных залах можно было услышать музыкальные произведения, написанные специально для этого торжественного дня.
Мелодия пасхального тропаря звучит в четвертой части сюиты для двух фортепиано «Светлый праздник» С. Рахманинова.

С.В. Рахманинов (1870-1943) Новгородский Софийский собор
Для самостоятельной работы учащихся: более подробную информацию о жизни С.В. Рахманинова вы найдете на сайте «Википедия».
Учитель:
- Вот как рассказывал об этом сам композитор: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням. Звонари были артистами. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимся аккомпанементом… Несколько лет спустя я сочинил сюиту для двух фортепиано в четырех частях…»

- Ребята, вы услышите 4 часть фортепианной сюиты С.В. Рахманинова, напоминает ли эта музыка звучание колоколов?
Музыкальный пример: С.В. Рахманинов Сюита № 1 для двух фортепиано «Светлый праздник».