Цель: знакомство с музыкальным искусством Древней Греции в контексте его значения в жизни древнегреческого общества; дать понятие о  древнегреческой музыкальной науке и театре.

Задачи:

Познавательная:

Познакомиться с древнегреческими музыкальными инструментами. Провести эксперимент по «изобретению» Пифагорова строя. Изучить понятия «орхестра», «парод». Узнать о значении музыки в воспитании и образовании человека, роли правильной музыки вообще в устройстве государства.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку. Расширять музыкальный кругозор обучающихся, развивать стремление любить и понимать музыкальное искусство в его связи с историей.

Воспитательная: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, музыке, искусству, умение работать в группе.

Тип урока: урок изучения новых знаний, интегрированный.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- у обучающихся будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;

- обучающийся научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

- обучающийся получит возможность научиться  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Метапредметные:

Регулятивные:

Обучающийся:

- научится размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- получит возможность научиться определять и формулировать проблему и задачи урока.

Коммуникативные:

Обучающийся:

- научится организовывать работу в паре, группе;

- получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе работы в группе.

Познавательные:

Обучающийся:

- научится находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;

- получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Предметные:

Обучающийся: 

- получит представление о месте и роли музыкального искусства в жизни гражданина и общества Древней Греции в целом, понимать его значимость;

- научится осознавать ценности музыкальной культуры разных народов мира;

- воспринимать и анализировать идею и особенности художественного образа музыкального произведения;

- описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию.

ТСО: Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, гитара, панфлейта.

Музыкальный материал: видеозаписи звучания лиры, кифары, авлоса, панфлейты, авлоса и тимпана, гуслей,  цимбал, цитры.

Художественный материал: Слайды: лира, Аполлон, Орфей, кифара, авлос, Пан, Пан и Сиринга, Пан с флейтой, тимпан и кимвалы, портрет Пифагора, монохорд, схема театра, древнегреческий театр, портрет Платона, портрет Аристотеля.

Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова: лира, кифара, авлос, панфлейта, тимпан, гусли, цимбалы, цитра, монохорд, пифагоров строй, древнегреческий театр, орхестра, парод. 

Технология изучения темы

I. Организационный (мотивационный) этап.

Деятельность учителя: Добрый день.

Музыка в Древней Греции получила довольно высокое развитие. Она звучала во время праздников и торжественных шествий в честь богов, во время гимнастических состязаний атлетов, Олимпийских игр, поэтических турниров и театральных представлений.

- проверка готовности обучающихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний и умений. 

Деятельность учителя: Обучение музыкальному искусству, его теории и приемам исполнения было обязательной частью образования гражданина. Из музыкальных инструментов греки предпочтение отдавали вот этому инструменту. 

 - Вы, конечно же, узнали его.

Деятельность обучающихся: Это лира.

Деятельность учителя: лира сопровождала танец и пантомиму, театральные представления и декламацию стихов. Не случайно древнегреческих поэтов именовали песнопевцами и изображали с лирой в руках.

К названию этого инструмента, как известно, восходит литературный термин «лирика». Именно поэтому лира стала символом поэзии и музыкального искусства.

- Вспомните с прошлого урока, кто и кому подарил лиру?

Деятельность обучающихся: Да, именно лиру Аполлон подарил Орфею.

Послушайте звучание лиры: видеофрагмент с лирой.

III. Постановка учебной проблемы.

Деятельность учителя: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с искусством Древней Греции и узнаем, какую роль в жизни древних греков играла музыка.

Продолжим знакомство с важными для музыкального искусства и жизни древних греков инструментов.

IV. Формулирование учебной проблемы. Планирование действий.

План: 

1.                  Познакомиться с древнегреческими музыкальными инструментами.

2.                  Провести эксперимент по «изобретению» Пифагорова строя.

3.                  Изучить понятия «орхестра», «парод».

4.                  Узнать о значении музыки в воспитании и образовании человека, роли правильной музыки вообще в устройстве государства.

V. Открытие нового знания.

Задание 1. Познакомиться с древнегреческими музыкальными инструментами.

Деятельность учителя: Одной из разновидностей лиры, на которой играли только мужчины, была кифара.

Авлос обычно сопровождал театральные представления, гимнастические и танцевальные выступления. Считалось, что этот инструмент более других способен волновать душу человека.

Вот так звучит авлос (видеофрагмент с авлосом).

Еще один инструмент – флейта Пана. Согласно мифу её создал страстно влюбленный в наяду Сирингу бог лесов Пан. Наяды – это нимфы рек и ручьев.


Убегая от Пана, Сиринга превратилась в тростник,

Пан же сделал из этого тростника многоствольную флейту, которая стала его любимым инструментом.

(Видеофрагмент с флейтой Пана).

Подобные инструменты появились в разных странах. Вот, например, латиноамериканская панфлейта. (Играю на панфлейте).

Из ударных инструментов в Древней Греции были кимвалы – парный ударный музыкальный инструмент, предшественник современных тарелок и тимпаны – предшественник бубнов и тамбуринов.


(Видеофрагмент с тимпаном и кимвалами).

Задание 2. Провести эксперимент по «изобретению» Пифагорова строя.

Деятельность учителя: Наверное, первым музыкальным ученым был

Пифагор.

Он исследовал звук. Для этого он экспериментировал с монохордом – деревянным инструментом с одной струной.


Совместная деятельность учителя и обучающихся: Давайте и мы повторим этот эксперимент. У нас нет монохорда. Мы возьмем гитару и на одной струне проведем тот же эксперимент. Для начала измерим длину струны от одного зажатого места до другого. Получилось … см. Послушаем звук. Если пережать струну посередине – делим пополам … см. и получаем … см. Как вы думаете, какой получится звук – выше или ниже? Будет он связан с первым звуком или нет? Давайте послушаем. Мы слышим гармоничное созвучие. Звук вроде тот же, но выше. Еще раз слушаем звук открытой струны и пережатой посередине – этот звук называется октава по отношению к первому звуку.

Попробуем теперь пережать на 1/3 части струны. … см. делим на 3 получаем … см. Слушаем. Опять звук стал выше. Этот звук называется квинта по отношение к первому звуку.

Пережмем теперь на ¼ части струны. … см. делим на 4 получаем … см. Слушаем. Опять звук стал выше. Этот звук называется кварта по отношение к первому звуку.

Экспериментируя подобным образом, открыли Пифагоров строй музыки. Сейчас у нас другой строй – темперированный. Но он появился, как усовершенствование пифагорова строя.

А к монохорду стали добавлять струны. И, впоследствии, в разных странах появились деревянные инструменты с натянутыми на них струнами. В Древней Греции кифара.

В России – гусли. (Видеофрагмент).

В Восточной Европе – цимбалы. (Видеофрагмент).

В Западной Европе – цитра. (Видеофрагмент).

Задание 3. Изучить понятия «орхестра», «парод».

Музыка также была неотъемлемой частью театральных представлений. Трагедия сочетала в себе драму, танец и музыку. Авторы трагедий — Эсхил, Софокл, Еврипид подобно древнегреческим лирическим поэтам, были одновременно и создателями музыки.

Вот схема древнегреческого театра:


Орхе́стра (др.-греч. ὀρχήστρα, от др.-греч. ὀρχέομαι танцевать) в античном театре – круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений актёров, хора и отдельных музыкантов.

Первая орхестра появилась в VI веке до н. э. в Афинах и предназначалась для представления дифирамбов – сценических гимнов в честь бога Диониса. В середине орхестры возвышалась обязательная фимела – алтарь. На ступенях алтаря во время исполнения трагедии стоял авлет, игравший на флейте-авлосе, а также – первоначально – актёр-протагонист (исполнитель главной роли в пьесе).

Паро́д (др.-греч. πάροδος) – в древнегреческом театре (трагедии и комедии) хоровая песня, которая исполнялась хором во время выхода на сцену, при движении в орхестру. Слово «парод» также относится к самому проходу (открытому коридору), конструктивному элементу античного театра.

За орхестрой, напротив театрона находится задняя палатка-скена для переодевания актёров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию. С V века скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшающими акустику амфитеатра.

Со времен Александра Македонского чуть ли не каждый греческий город, сколько-нибудь значительный, имел свой театр. 

VI. Первичная проверка понимания темы.

Деятельность учителя: Самые выдающиеся философы Древней Греции обязательно говорили о роли музыки в воспитании и образовании человека, роли правильной музыки вообще в устройстве государства. Музыка сопровождала древних греков во время праздников и торжественных шествий в честь богов, звучала во время гимнастических состязаний атлетов, Олимпийских игр, поэтических турниров и театральных представлений. Обучение музыкальному искусству, его теории и приемам исполнения было обязательной частью образования гражданина и считалось важнейшим средством воздействия на нравственный мир человека.

Например, Платон

говорил следующее: «Музыка воодушевляет мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения».

А Пифагор вообще считал, что музыкальная гармония отражает гармонию Вселенной, а музыкальные интервалы соответствуют интервалам между Землей, планетами и «неподвижным» звёздным небом. Эта философская концепция была известна под названием «гармония сфер» (или лат.  Musica universalis).


– один из четырех основных предметов античного образования, наряду с грамматикой, гимнастикой и рисованием. 

- Как вы думаете, что означают эти высказывания?

Деятельность обучающихся: это означает, что музыка играла важную роль в жизни древних греков. Она влияла на его человеческие качества и мышление. Об этом тема нашего урока.

VII. Применение новых знаний.

Деятельность учителя: прослушайте звучание разных инструментов и попробуйте узнать их.

Записи лиры, панфлейта, тимпаны.

Деятельность обучающихся: дети определяют по звучанию инструмент.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока:

Деятельность учителя: Таким образом, в Древней Греции человек в искусстве был воплощен как прекрасное и совершенное творение природы, как мера всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились не только в музыке, но и во всех сферах жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.

- Что вы можете сказать об отношении древних греков к музыкальному искусству? - В чем они видели главное предназначение музыки? - В чем состоит приращение знаний по данной теме?

Деятельность обучающихся: различные ответы, отражающие понимание целей, задач и содержания урока.

Домашнее задание:

1.                  Прочитайте какое-нибудь произведение древнегреческого автора: Гомер, Софокл, Эврипид, Эсхил.

2.                  Подумайте, какие инструменты произошли от авлоса, тимпана.

3.                  Найдите стихотворение русского поэта, где бы упоминались древнегреческие музыкальные инструменты.

Самооценка.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (самооценка, взаимооценка).