Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цель: овладение учащимися знаниями о духовной музыкальной культуре.
Задачи:
Личностные:
- развивать у учащихся умение самостоятельно применять полученные знания;
- актуализировать жизненно-музыкальные впечатления учащихся в области духовной культуры;
- обогатить эмоциональный опыт;
- развивать музыкальные способности: интонационный и звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память;
- активизировать и развивать творческие способности учащихся;
- развивать у детей многообразие чувств и эмоций;
- развивать у учащихся эмоционально-целостное отношение к искусству, понимание его функций в духовной жизни человека и общества.
Познавательные:
- расширить знания о духовной музыке, её значении, особенностях, характере и конкретизировать слуховые представления;
- формировать знания о музыке с помощью изучения духовных произведений;
- формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- формировать музыкально-эстетический словарь;
- формировать умение различать жанры церковной и светской музыки;
- формировать эмоционально-целостное восприятие духовной музыки в творчестве русских и западноевропейских композиторов;
- углубить понимание жанра молитвы на примерах инструментальной музыки П.И. Чайковского;
- углубить понимание особенностей западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров: кантата, реквием, оратория;
- прививать уважение к культуре и традициям разных народов.
Коммуникативные:
- создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества между учеником и учителем;
- развивать коммуникативные навыки (проявлять активность во взаимодействии, умение участвовать в диалоге, слушать и понимать собеседника, высказывать свою точку зрения);
- формировать навыки самооценки и рефлексии.
Регулятивные:
- формировать умения выполнять учебные действия в качестве слушателя;
- способствовать самовыражению учеников в процессе музыкальной деятельности;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать свое мнение и позицию;
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы на примерах произведений разных видов искусства (музыка, литература и живопись);
- формировать умения в самостоятельном поиске необходимой информации.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Обучающиеся смогут:
- отличать духовную музыку от светской;
- знать понятия: Евангелие, молитва, реквием, кантата, оратория.
- определять средства музыкальной выразительности в духовной музыке;
- размышлять о значении духовных произведений в творчестве западноевропейских и русских композиторов;
- учащиеся ознакомятся с элементами музыкального анализа произведений;
Метапредметные:
- учащиеся получат представление о значении духовной музыки в жизни человека и музыкальной культуры;
- учащиеся овладеют знаниями об историческом развитии духовной культуры;
- учащиеся смогут применять полученные знания о духовной музыке для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- учащиеся смогут сравнивать и сопоставлять произведения музыки и изобразительного искусства.
Личностные:
учащиеся будут обладать:
- духовно-нравственными ценностями;
- основами мировой художественной культуры;
- умением анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- способностями развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии
- целостным мировоззрением;
Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова:
- Евангелие;
- Великий Пост и Страстная неделя;
- страдания Христа в изобразительном искусстве;
- Библейские сюжеты в музыкальной культуре;
- средства музыкальной выразительности;
- жанр молитвы в инструментальной музыке;
- вокально-инструментальные жанры – кантата, реквием, оратория.
Музыкальный материал:
- П.И. Чайковский «В церкви» из «Детского альбома»;
- В.А. Моцарта «Lacrimosa»;
- Д.Б. Перголези кантата «Stabat mater» №1;
- И.С. Бах «Ария альта» из оратории «Страсти по Матфею».
Ресурсы урока: картины западноевропейских художников:
Портреты композиторов: П.И. Чайковский, И.С. Бах, Д. Б. Перголези, В. А. Моцарт.
Стихотворение А. Ахматовой «Распятие».
Дополнительные источники знаний:
- фильм - Amadeus di Milos Forman. Funerale di Mozart.
- рок-опера Л. Уэббер «Иисус Христоссуперзвезда».
ТСО: Компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, нотный материал.
Организационный этап.
Учитель:
- Вы можете преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошими мыслями.
- Давайте послушаем сами себя, и преодолеем все трудности на нашем уроке!
Проверка готовности к уроку.
Постановка учебной задачи.
Учитель:
- Ребята, сегодняшний наш урок будет посвящен очень важной и непростой теме. Сейчас вы сейчас услышите пьесу П.И. Чайковского из фортепианного цикла «Детский альбом». Попробуйте определить, какая музыка звучит: светская или духовная?
Фортепиано: Исполнение П.И. Чайковский «Детский альбом» «В церкви».

«В церкви» – покаянный (50-й) псалом Давида
«Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей»







П.И. Чайковский
Учащиеся:
- Это произведение может звучать в церкви и оно духовное.
Актуализация опорных знаний.
Учитель:
- Да, вы правы, если подумали, что это духовная музыка. Прозвучала последняя, 24 пьеса из «Детского альбома». Если вы помните его начало, то первая и последняя пьесы из «24 часов из жизни маленького человека» – это молитвы.
Ребята, кто из вас помнит название первой пьесы «Детского альбома» П.И. Чайковского?
Учитель исполняет несколько тактов на фортепиано.
Учащиеся:
- Начинается цикл с «Утренней молитвы»,
Учитель:
- Как звучит музыка этой пьесы?
Учащиеся:
- Она звучит спокойно и светло.
Учитель:
- Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький человек к Богу.
- А как звучит последняя пьеса?
Учащиеся:
- Музыка пьесы звучит торжественно, величественно, красиво.
Учитель:
- В ней передана возвышенная чистота помыслов, сосредоточенность на молитве. Мелодия повторяет церковную молитву – покаянный (50-й) псалом Давида «Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей», который исполняется на вечерней службе.
- Ребята, какие средства музыкальной выразительности вы услышали?
Учащиеся:
- Низкий регистр, медленный темп, размеренное движение.
Учитель:
- А кто мог исполнять в церкви эту музыку?
Учащиеся:
- Строго звучит мужской хор, и тяжелые удары большого церковного колокола.
Учитель:
Расставаясь со своим маленьким героем, композитор словно говорит ему: «Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого. Люби. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Постановка учебной проблемы.
Учитель:
- В уникальных художественных произведениях музыки, живописи, литературы, с которыми вы сегодня познакомитесь на уроке, какие выражены мысли о человеческой жизни? Какие чувства и эмоции они передают?
(Показ видео ряда на фоне звучания «Лакримозы» из Реквиема В.А. Моцарта).

Леонардо да Винчи Джотто Себастьяно Лучиани
«Тайная вечеря» «Поцелуй Ииуды» «Несение креста»

Джотто Бацци
«Распятие Христа» «Пьета»
- Ребята, что объединяет все эти картины?
- Правильно, на них мы видим изображение Иисуса Христа.
- Как вы считаете, какое время из его земной жизни изобразили художники?
- Да, это последние дни его жизни, и все события происходят на Страстной неделе, о которой рассказывается в Евангелии.
Планирование действий.
Познакомиться с понятиями:
- Евангелие;
- Великий Пост и Страстная неделя;
Сравнивать произведения изобразительного и музыкального искусства на Библейские сюжеты.
Познакомиться:
- с жанром молитвы в инструментальной музыке;
- с вокально-инструментальными жанрами – кантата, реквием, оратория.
Слушать и анализировать музыкальные произведения:
- П.И. Чайковский «В церкви» из «Детского альбома»;
- В.А. Моцарта «Lacrimosa»;
- Д.Б. Перголези кантата «Stabat mater» №1;
- И.С. Бах «Ария альта» из оратории «Страсти по Матфею».
Выполнить практические и творческие задания.
Усвоение новых знаний.

Учитель:
Евангелие (греч.) – благая, радостная весть. Это книга, в которой раскрываются главные события жизни Иисуса Христа и Его учение.
Четыре канонических, где соблюдены определенные правила, Евангелия написаны апостолами – ближайшими учениками Христа: это Матфей, Иоанн, Марк и Лука.
Четыре евангелиста изображены на царских вратах алтаря в храмах. Когда читается Евангелие, то перед книгой стоит зажжённая свеча – символ света учения Иисуса Христа.
- Вы услышали музыкальное произведение, которое знают и исполняют во многих странах мира. Это один из шедевров мировой музыкальной культуры, написанный великим австрийским композитором 18 века Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Вольфганг Амадей Моцарт «Реквием» «Lacrimosa»
(1756 – 1791)
Для самостоятельной работы учащихся: найти материал о жизни и творчестве В.А. Моцарта.
Учитель:
- Что вы почувствовали, когда слушали музыку Моцарта и смотрели картины, на которых изображены последние дни жизни Иисуса Христа?
Учащиеся:
- Это грусть, скорбь, печаль, переживания и одновременно просветление.
Учитель:
- Прозвучавший музыкальный фрагмент называется «Lacrimosa», что в переводе с латинского означает – « День, исполненный слез».
Может быть, кто-то из вас знает, какие события произошли на последней неделе земной жизни Иисуса Христа, и почему эта неделя называется Страстная?
Учащиеся:
- Страстная неделя называется так, потому что Иисус Христос много страдал и пережил. Его предали, судили, распяли на Кресте.
Учитель:
- Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: предательство Иуды, арест, суд Пилата, бичевание, путь на Голгофу и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых.
Послушайте несколько тактов вступления «Lacrimosa». Что передает музыка?
Фортепиано: «Lacrimosa» - вступление (фрагмент).
Учащиеся:
- Здесь слышны интонации вздоха, печали и стенания.
Учитель:
- Последним произведением В.А. Моцарта был «Реквием».
Реквием (от лат. requies «покой», «упокоение») — заупокойная месса в католической церкви латинского обряда. Реквием — высокий жанр концертной музыки, род траурной оратории.
Музыка 7-й части Реквиема «Lacrimosa» – лирико-драматическая кульминация всего произведения. Полная печали минорная мелодия хора звучит на интонации вздоха, стенаний скрипок. Но скорбно-трагическая музыка этой части вместе с тем полна света, сочувствия к страданиям человека.
- Слушая произведение В.А. Моцарта перечислите исполнителей, и какие чувства и переживания вы слышите в музыке?
Музыкальный пример: В.А. Моцарт «Лакримоза».
Учащиеся:
- Исполняет хор, солисты и симфонический оркестр. В музыке передается
душевное смятение, драматизм, умиротворенный покой, скорбь, горе по утраченным близким, любовь и вера в человека.
На форе изображения скульптуры Микеланджело «Пьета» появляется текст стихотворения «Распятие» А. Ахматовой.
Учитель:
Распятие
Не рыдай Мене, Мати,
Во гробе сущу.
I
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»
II
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
А. Ахматова

Микеланджело «Пьета»
В скульптурной композиции Микеланджело «Пьета» мы видим иконографическую сцену Оплакивания Христа девой Марией (изображение Богоматери с мёртвым Христом, лежащим у неё на коленях).
Еще один жанр вокально-инструментальной музыки – это кантата.
Вспомните что это за жанр?
Учащиеся:
Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Д.Б. Перголези «Stabat mater»
(1710-1736)
Для самостоятельной работы учащихся: найти материал о жизни и творчестве Д. Б. Перголези.
Учитель:
- Кантата «Stabat mater» итальянского композитора Джованни Батиста Перголези исполняется женским или детским хором в сопровождении струнного квартета, контрабаса и органа.
- Сейчас вы услышите вступление к первому номеру. Эта кантата относится к жанру церковной или светской музыки?
- Определите, какой характер передает композитор в произведении, и чей образ рисует музыка?
Фортепиано: Д.Б. Перголези «Stabat mater dolorosa».(фрагмент)
Учащиеся:
- Эта музыка духовная и отличается лиризмом и глубиной чувств. Слышны интонации скорби и печали.
Учитель:
В первой части кантаты – трагический образ Девы Марии (матери Иисуса Христа), стоящей перед телом распятого на кресте сына.
Сейчас прозвучит первый номер. Постарайтесь услышать и обратить внимание на средства музыкальной выразительности.
И перечислите их.
Музыкальный пример: Д.Б. Перголези «Stabat mater dolorosa». (вступление, хоровое пение 1,5-2 мин).
Учащиеся:
- Музыка звучит в низком регистре, интонации вздоха, минорный лад и тянущиеся звуки и движение шага.
Учитель:
- Эти средства выразительности придают музыке сосредоточенно-трагический характер. Особенностью данной части кантаты является и постоянно повторяющийся латинский текст.
Деятельность учащихся.
Учитель:
- Мысленно сопоставьте «Stabat mater dolorosa» Д. Перголези и «Lacrimosa» В.А. Моцарта.
«Цель музыки – трогать сердца»
И.С. Бах.







И.С. Бах
(1685-1750)
Для самостоятельной работы учащихся: найти материал о жизни и творчестве И.С. Баха.
Учитель:
«Цель музыки – трогать сердца» эти слова принадлежат Иогану Себастьяну Баху, великому немецкому композитору XVIII в.
Музыка может помочь проникнуть в глубинные тайны человеческого сердца и вознестись в космические высоты – всё это воплотилось в звуках, рожденных гением немецкой музыки И.С. Бахом.
Стра́сти Христо́вы (из праслав. *strastь «страдание» *strad- «страдать») — согласно Евангелиям, совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу, в течение которой верующие постепенно готовятся к празднику.
Уже в IV веке сложилась традиция декламировать или разыгрывать в лицах на богослужениях в Страстную неделю евангельских текстов о последних днях жизни Иисуса.
В XVIII веке входит в обиход новый тип Страстей — оратория. Самые знаменитые оратории на тему страстей написал Иоганн Себастьян Бах.
Орато́рия (лат. oratorium, итал. oratorio) —
крупное музыкальное произведение для хора,
солистов и оркестра.
В прошлом оратории писались только на
сюжеты из Священного Писания.
Отличается от кантаты —
бо́льшими размерами и
разветвлённостью сюжета.
И.С. Бах. Оратория «Страсти по Матфею».
«Страсти по Матфею» – музыкальное произведение И. С. Баха для солистов, двух хоров и двух оркестров, созданное в 1727–1729 годах.
Страсти, или пассионы, являются одним из наиболее масштабных вокальных произведений Баха и состоят из 78 музыкальных номеров, в том числе речитативов (включая чтение Евангелия нараспев), арий, хоралов и хоров. Произведение, предназначенное для исполнения за лютеранским богослужением, в наши дни чаще исполняется на концертах. Музыка «Страстей по Матфею» принадлежит к вершинам творчества композитора.
Глубоко выразительная ария альта «Покаяние и раскаяние» (№ 10) проникнута мотивами вздоха (нисходящие секунды).
- Вы сейчас услышите арию альта и можно сделать вывод, основанный на высказывании самого композитора: что музыка «трогает сердца людей».
Видео-фрагмент: И.С. Бах «Ария альта» из «Страсти по Матфею» (в исполнении Тамары Синявской).
                                     Проверка и применение новых знаний.
Впишите фамилии композиторов и укажите номера произведений в квадратике.








_______________ _________________ _______________ ______________
1. П.И. Чайковский «В церкви» из фортепианного цикла «Детский альбом»
2. В.А. Моцарт «Lacrimosa»
3. Д.Б. Перголези «Stabat mater»
4. И.С. Бах «Ария альта» из оратории «Страсти по Матфею»

Поставьте номера картин в последовательности событий Страстной недели.

- Джотто «Распятие Христа»



- Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»




- Джотто «Поцелуй Иуды»






- Себастьяно Лучиани
«Несение креста»





- Бацци «Пьета»



Итог урока.
Учитель:
- На сегодняшнем уроке вы познакомились с шедеврами русской и западноевропейской художественной культуры. Все произведения искусства были посвящены теме нашего занятия, напомните её?
Учащиеся:
- «Во дни печальные Великого поста».
Учитель:
- О чём вели беседу с нами композиторы, художники, поэты?
Учащиеся:
- В музыке, живописи и литературе выражен мир человеческих чувств и эмоций.
Учитель:
В духовной музыке, несмотря на культовый текст и назначение жанров для богослужения композиторы воплощают МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВНИЙ – ДУШЕВНОЕ СМЯТЕНИЕ, ГОРЕ, СТРАДАНИЯ, УМИРОТВОРЕНИЕ И ПОКОЙ. В этих произведениях выражены страдание и терпение, мысли о жизни и смерти, о жизни земной и вечной, о высокой красоте мира и человека.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какая задача стояла перед нами?
- Удалось ли её решить?
- Что вызвало затруднение?
- Чем вам больше всего запомнилось наше занятие?
Домашнее задание.
Прочитайте высказывания двух великих композиторов, сравните их и напишите свои размышления:
«Цель музыки – трогать сердца» И.С. Бах.
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору…». П.И. Чайковский.