Цель урока: развивать умение обучающихся находить взаимодействие между музыкой и литературой и выражать его в размышлениях; воспитывать культуру восприятия  музыкальных произведений.

Задачи:

Познавательная: выяснить, как происходит взаимодействие музки и литературы  на примере трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира и увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского, понять, как один вид искусства обогащает другой.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку. Расширять музыкальный кругозор обучающихся, развивать стремление любить и понимать музыкальное искусство в его связи с литературой.

Воспитательная: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, музыке, искусству, умение работать в группе.

Тип урока: урок изучения новых знаний, интегрированный.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- у обучающихся будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;

- обучающийся научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

- обучающийся получит возможность научиться  объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Метапредметные:

Регулятивные:

Обучающийся:

- научится размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- получит возможность научиться занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументировать свою точку зрения;

Коммуникативные:

Обучающийся:

- научится организовывать работу в паре, группе;

- получит возможность научиться выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах.

Познавательные:

Обучающийся:

- научится находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;

- научится анализировать и находить главные идеи в музыкальном материале, сопоставляя его с литературным сюжетом;

Предметные:

Обучающийся научится: 

- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

- сравнивать особенности воплощения сюжета в различных видах искусства (музыка и литература);

- объяснять понятия «увертюра», «фантазия»;

- устанавливать связь  между литературными и музыкальными произведениями;

- выявлять особенности музыкальных фрагментов по их интонации,

- сравнивать различные музыкальные фрагменты между собой.

ТСО: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран, аудиозаписи, видеозаписи, фортепиано, синтезатор, свирель.

Музыкальный материал: Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского: тема любви, тема вступления, тема вражды.

Художественный материал: Слайды: портреты П.И. Чайковского, В.А. Гергиева, Г.В. Свиридова, А.С. Пушкина. Титулы: книга «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, Л. ван Бетховен «Эгмонт», П.И. Чайковский «Гамлет», «Ромео и Джульетта», оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», В. Беллини «Капулетти и Монтекки»,  балет С. Прокофьев «Ромео и Джульетта», мюзиклы Л. Бернстайна и Ж. Пресгурвика, фильмы Ф. Дзефирелли и Б. Лурманна.

Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова: увертюра, симфонический оркестр, «Ромео и Джульетта», автопортрет.

Технология изучения темы

I.  Организационный (мотивационный) этап.

Деятельность учителя:  учитель поет «Добрый день, ученики».

Английский поэт Сэмюэл Батлер сказал: «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, — это всегда ….». Каким словом вы бы закончили это высказывание. А какое слово на самом деле – узнаем в конце урока.

II. Актуализация опорных знаний и умений. 

Деятельность учителя: вспомните мелодию, на которую я пропел приветствие (учитель играет мелодию на фортепиано).

Как вам кажется, как лучше бы звучала эта мелодия – на фортепиано или в исполнении симфонического оркестра? Давайте я вам сыграю на фортепиано, а потом послушаем в исполнении симфонического оркестра.

Слушание: учитель играет на фортепиано Тему любви из увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского, затем слушаем в исполнении оркестра 2мин. 30 сек.).

Деятельность учителя: если бы я попросил назвать одно слово, которое характеризует эту музыку, думаю, большинство бы сказало ЛЮБОВЬ. На мой взгляд, это одна из самых лучших тем в классической музыке о любви.

III. Постановка учебной проблемы.

Деятельность учителя: Как вы думаете, это музыка русская или зарубежная?

Деятельность обучающихся: ответы могут быть разнообразными.

Деятельность учителя: мне хочется верить, что большинство из вас посчитало эту музыку русской.

Слушание: тема вступления из увертюры «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского 2 мин.)

Деятельность учителя: Как вам кажется, в какую эпоху мы попали? Мне кажется, что по музыке ясно, что это эпоха Средневековья. Действие происходит в нашей стране или за рубежом? Оставим этот вопрос открытым.

И, наконец, третий фрагмент.

Слушание: тема Вражды из увертюры «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского.

Деятельность учителя: Как теперь одним словом вы назвали бы эту музыку? Наверное, «бой», «битва», «ненависть»? Даже композитора по теме любви определить не очень сложно. Это, конечно же, Петр Ильич Чайковский. 

Большинство его балетов, опер, романсов посвящено именно этой теме. Два других фрагмента сочинил он же.

Кстати, вы обратили внимание на то, что все три фрагмента дирижировал один и тот же человек. Вы его узнали?

Деятельность обучающихся: ответы могут быть различными.

Деятельность учителя: Это один из самых известных  отечественных  музыкантов во всем мире – дирижер Мариинского театра в Санкт-Петербурге Валерий Абисалович Гергиев (род. 1953).

А вот вопрос посложнее: эти три фрагмента из трех произведений, двух или из одного?

Деятельность обучающихся: ответы могут быть различными.

Деятельность учителя: На самом деле, из одного. Такая разная музыка, а произведение одно!

IV. Формулирование учебной проблемы. Планирование действий.

План: 

1.               Познакомиться с произведениями «Ромео и Джульетта» У. Шекспира П.И. Чайковского.

2.               Познакомиться с понятием «увертюра».

3.              Анализировать, сравнивать и сопоставлять звучание различных частей увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского.

V. Открытие нового знания.

Деятельность учителя:

Задание 1. Мы продолжаем наш разговор о связи музыки и литературы. Вспомните литературное произведение, в котором соединились эти три темы: средневековье, любовь и вражда. Даже если вы его не читали, то обязательно слышали о нем. Это бессмертная трагедия Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

А в каком порядке вы бы расположили эти фрагменты? Начать, наверное, нужно с темы Средневековья – как вступление. Далее, естественно, вражда. На фоне ее разворачиваются все события. И что может прекратить эту вражду – только любовь! Но это только начало истории.

Задание 2. Деятельность учителя: В музыке есть жанр, который прекрасно передает сюжетные, программные моменты. Это – увертюра.

Инфографика:  Увертю́ра (фр. ouverture, от лат. apertura — открытие, начало) — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте). Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса.

Появившись как вступление к опере, в дальнейшем увертюра стала передавать основные идеи оперы, балета, а, в дальнейшем, превратилась в самостоятельное произведение, например, Л. Бетховен «Эгмонт». 

У Чайковского есть примеры увертюры-фантазии: «Гамлет»,


И увертюра «Ромео и Джульетта».

Конечно, мы с вами не сможем сейчас прослушать это произведение целиком – увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского длится 20 минут. Но если вы хотите узнать, что там происходило дальше – послушайте ее самостоятельно. Эта гениальная музыка не может не трогать человеческие сердца. Не случайно эта история стала основой опер Шарля Гуно

мюзиклов Леонарда Бернстайна

 и Жерара Пресгурвика

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

Вспомните, в начале урока я привел афоризм английского поэта Сэмюэля Батлера: «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, — это всегда ….». Он сказал, что это всегда – АВТОПОРТРЕТ! Вспомните, «Тройка» и «Весна. Осень» - это автопортрет Свиридова.

А сама повесть «Метель» - автопортрет А.С. Пушкина. 

Увертюра «Ромео и Джульетта» - это автопортрет П. Чайковского.

Любой деятель искусства в своих произведениях выражает, прежде всего, себя самого! Когда вы поете или играете на музыкальном инструменте – вы выражаете себя. Это ваш автопортрет.

Домашнее задание:

1.                  Прочитайте трагедию В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

2.                  Послушайте увертюру-фантазию П. Чайковского «Ромео и Джульетта» целиком. Нарисуйте к этой музыке иллюстрации или сочините стихотворение по своим впечатлениям.

3.                  Послушайте другие концертные увертюры и сравните их с увертюрой-фантазией П. Чайковского «Ромео и Джульетта».

Самооценка.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (самооценка, взаимооценка).