Литературное чтение. 4 класс

Урок 66. С. Лагерлёф «В Назарете»

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 66. С. Лагерлёф «В Назарете»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Анализ библейских сюжетов в художественной литературе на примере произведения «В Назарете». Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.

Цель:

анализ библейских сюжетов в художественной литературе.

Задачи:

научиться анализировать текст;

научиться делать выводы и сопоставлять характеры героев.

Тезаурус

Назарет - один из священных городов христианского мира, место, где прошло детство Христа (поэтому его иногда называют «назаретянин»).

Иисус - согласно христианской традиции Иисус Христос является Сыном Бога Отца, вторым лицом Пресвятой Троицы.

Иуда - в Новом Завете Иуда Искариот - апостол, казначей Иисуса Христа и других апостолов, выдавший Иисуса его врагам.

Святой - личность, особенно чтимая в различных религиях за святость, благочестие, праведность, стойкое исповедание веры.

Гора Фавора – место, где преобразился, проявил свою божественную сущность Иисус.

Нимб – золотой круг над головой, символ святости.

Ключевые слова

Иисус; Иуда; Мария; святой; милосердие; любовь.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл., в 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.

2. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы. — М.: Просвещение, 2014.

3.Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Литературное чтение. 4 класс» (16 таблиц + CD диск)

4. Аудиоприложение на электронном носителе (МР3)

На уроке мы познакомимся с новым произведением С. Лагерлёф.

Научимся анализировать текст с целью выяснения характеров героев и мотивов их поступков.

Сможем делать выводы и сопоставлять характеры героев.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями С. Лагерлёф происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи.

А: Ты знаешь, Володя, а мне мама вчера, после нашего знакомства с библейским сказанием об Иисусе Христе, рассказала, что наш Господь детство провел в городе Назарете. А ты что-нибудь знаешь про это место?

В: Да, я слышал про такой город, Назарет — один из священных городов христианского мира.

А: Мама рассказала мне, что в Назарете расположены францисканский Храм Благовещения (1969) — крупнейший собор на Ближнем Востоке, живописная православная церковь Архангела Гавриила на месте Фонтана Девы Марии, национальный парк Сепфорис (родительский дом Девы Марии) к западу от города, гора Табор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар Кана восточнее Назарета, где Иисус Христос сотворил свое первое чудо на свадебной церемонии, и остатки римских водных резервуаров, в которых Иисус превратил воду в вино, древний иудейский город Циппори с крепостью крестоносцев и многочисленными археологическими участками.

В: Вот бы побывать в этом городе.

А: В нашем учебнике есть легенда об этом городе и Иисусе. Давай почитаем. Чтение отрывка:

Как-то раз, когда Иисусу было всего пять лет, он сидел на крылечке мастерской своего отца в Назарете и из комка мягкой глины, которую дал ему гончар, живший на другой стороне улицы, лепил птиц. Он был очень счастлив: все дети в округе говорили ему, что гончар — человек суровый, что его нельзя тронуть ни нежными взглядами, ни сладкими речами, поэтому он никогда не решался просить у него чего-нибудь. Но вот — Иисус сам не знал, как это случилось. — Он только стоял на ступеньках своего крыльца и внимательно смотрел на работавшего соседа, — и гончар вышел вдруг из своей мастерской и дал ему огромный кусок глины.

В: Интересный эпизод, мне кажется, нам надо попробовать разобраться в поступках и характерах героев, попытаться отыскать правду, истину.

А: А, ты не находишь странным, что гончар сам дал Иисусу глину, ведь он был очень суровым?

В: Наверное, потому что маленький Иисус был очень добрым. Смотри, ведь гончар не дал глину Иуде, потому что он частенько бросал камнями в его хрупкий товар.

А: Смотри, как интересно развиваются события дальше. Иисус дает глину Иуде, и они вместе лепят птичек.

В: Оба мальчика делают одно и то же – лепят из глины птичек. Значит, и птички у них должны получаться одинаковые?

А: Давай продолжим читать произведение. Чтение отрывка:

Но все-таки работа двух друзей очень отличалась. Птицы Иуды были так плохо сделаны, что не могли стоять и беспрестанно опрокидывались, и, как он ни старался, его маленькие, жесткие пальчики не могли сделать их чистенькими и красивыми. По временам он посматривал украдкой на Иисуса, чтобы понять, как ему удается сделать своих птичек таким гладкими и ровными, как дубовые листья в лесах Фавора.

В: Аня, а ты когда-нибудь слышала про леса Фавора?

А: Гора Фавора – место, где преобразился, проявил свою божественную сущность Иисус.

В: Птички получились разные, наверное, потому что Иисус вкладывает душу в своих птичек, лепит их с любовью и радостью, а Иуда – нет.

А: Иисус с такой добротой и любовью отозвался на просьбу
зеленщика рассказать о своих птичках, что мы можем
понять еще одну черту характера Иисуса.

В: Иисус необычный мальчик, он как бы светится изнутри, он отзывчивый, а Иуда хмур и неприветлив.

А: А давай дальше прочитаем, как ведет себя Иуда в этой ситуации. Чтение отрывка:

Когда они, наконец, собрались уходить, Иисус показал на Иуду.

- Посмотрите, каких хорошеньких птичек сделал Иуда! - сказал он. Тогда зеленщик придержал своего осла и добродушно спросил Иуду, есть ли у каждой из его птичек свое имя и умеют ли они петь. Но Иуда упрямо молчал, не отрывая глаз от работы, и зеленщик сердито отбросил ногой одну из его птичек и поехал дальше.

Так прошел день. Солнце так низко опустилось, что его лучи проходили теперь сквозь украшенные римским орлом низкие городские ворота в конце улицы. Кроваво - красные лучи заходящего солнца, скользя по узкой улице, окрашивали в яркий пурпур все вокруг.

В: Иуда вызвал у зеленщика чувство досады, огорчения, и разрушил чувство радости.

А: Володя, а ты обратил внимание, в какой цвет окрашивают солнечные лучи все вокруг?

В: В красный, наверное, потому что, красный цвет – символ красоты, жизни. Поэтому Иисус решил окрасить своих птичек в этот цвет.
А: А тебя не удивило то, чем Он окрашивает своих птичек? Разве это обычный луч?

В: И действительно, ведь солнечный луч ведет себя как живой.

А: Однако, луч помогает Иисусу и ускользает от Иуды. Он видит, что они по-разному относятся к своим птичкам.

В: Я думаю, что когда Иуда вскрикнул от удивления, увидев, что Иисус красит своих птичек лучом, он догадался о том, что Иисус может делать то, что не под силу ему, Иуде.

А: Иуда испытывает чувство зависти, увидев теперь птичек Иисуса. Иисус же предложил Иуде, увидев его бедных птичек окрасить его птичек.

В: Давай продолжим читать произведение. Чтение отрывка:

-Нет! - сказал Иуда. - Не трогай их! Они хороши и так. - Он встал, закусив губы и нахмурив лоб. И вдруг он стал с яростью топтать своих птичек и одну за другой превратил он их в маленькие комки глины.
Уничтожив всех своих птиц, Иуда подошел к Иисусу, который сидел, лаская своих птичек, сверкавших, как драгоценные камни. С минуту рассматривал их Иуда, потом поднял ногу и раздавил одну из них. Когда он увидел, что маленькая птичка превратилась в комок глины, его охватила радость, он начал хохотать и снова поднял ногу, чтоб раздавить еще одну.

А: Я считаю, что Иуда очень жестокий от того, что он завидовал Иисусу.

В: Но вспомни, как называют Иисуса? Спаситель.

А: Верно. И он спасает оставшихся птичек, оживляя их. Он совершает чудо.

В: А, Иуда боится, что Иисус поступит с ним так же жестоко. Он просил, чтоб Иисус растоптал его, как он, Иуда, растоптал его глиняных птичек.

А: Но Иисус не мог так поступить, потому что у него такое доброе, милое сердце. Он милосердный.

В: Аня, мне кажется, мы добрались до самого сложного момента в легенде. Ибо Иуда любил Иисуса, восхищался им, боготворил и ненавидел его в одно и то же время.

А: Какие противоречивые чувства.

В: За что любил? Иисус сам любовь.

А: А поклонялся, потому что видел его необыкновенные способности.

В: А ненавидел за то, что, будучи таким, хотел быть как Иисус и не мог таким стать.

А: Давай продолжим читать произведение. Чтение отрывка:

Но Мария, все время следившая за игрой детей, встала, подняла Иуду с земли, посадила к себе на колени и приласкала его.

- Бедный ребенок! - сказала она ему. - Ты не понимаешь, что дерзнул на то, на что не может дерзнуть ни одно из живых существ. Никогда больше не делай этого, если не хочешь стать несчастнейшим из людей! Горе человеку, который хотел бы сравняться с тем, кому солнечный свет служит красками, и кто может в мертвую глину вдохнуть дыхание жизни.

В: Мария разговаривала с Иудой. Она его жалеет. Мария заступница.

А: Верно, она заступается и за всех нас, когда мы просим её о помощи. А просим мы её обращаясь к иконам.

В: В рассказе Лагерлёф "В Назарете" мать Иисуса Мария в конце рассказа утешает и успокаивает Иуду. Она понимает, что мальчик поступил нехорошо и знает, что и он понимает это. Поэтому она находит простые и все объясняющие слова утешения.

А: Этими словами Мария хочет показать Иуде, что нельзя завидовать Иисусу, потому что тот не обычный человек, и сравнится с ним даже в умении лепить птичек также невозможно. Иисус легко оживил своих птичек, он раскрасил их не красками, но солнечным светом, а простому человеку такое не под силу. В этих словах матери Иисуса несомненно выражена основная мысль этого поучительного рассказа.

В: Именно в этих словах заложен смысл всего рассказа. Человек, желающий стать Богом, потерпит поражение. Зависть рождает смерть.

А: Я считаю, что каждый духовный человек обязательно должен прочесть данный рассказ. Ведь он воспитывает душу и освещает сердце.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Как называется собрание священных книг иудаизма и христианства?

1. Библия

2. Священное писание

3. Библейские сказания

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

3. Библейские сказания

Подсказка: Кнопка. При клике на кнопку появляется изображение. Название: Библейские сказания.

Разбор типового тренировочного задания

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали ответы на вопросы по произведению С. Лагерлёф «В Назарете».

  1. Сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.
  2. Город, в котором провел детство Иисус?
  3. Отрицательная черта характера Иуды?

р

е

а

о

п

е

с

р

ц

з

у

г

ж

а

к

а

с

о

п

а

б

о

г

а

т

ы

р

ж

о

в

м

и

л

о

с

е

р

д

и

е

н

а

з

а

р

е

т

е

д

с

е

ь

и

л

а

з

к

с

е

т

р

я

й

а

н

ь

о

т

н

ь

о

з

а

н

г

е

л

в

ь

к

а

с

м

о

ё

л

т

о

ж

л

г

д

в

н

к

я

д

р

а

в

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

р

е

а

о

п

е

с

р

ц

з

у

г

ж

а

к

а

с

о

п

а

б

о

г

а

т

ы

р

ж

о

в

м

и

л

о

с

е

р

д

и

и

н

а

з

а

р

е

т

е

д

с

е

ь

и

л

а

з

к

с

е

т

р

я

й

а

н

ь

о

т

н

ь

о

з

а

н

г

е

л

в

ь

к

а

с

м

о

ё

л

т

о

ж

л

г

д

в

н

к

я

д

р

а

в

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6