Русский язык. 11 класс

Урок 10. Публицистические жанры

Особенности жанров публицистического стиля

В повести Сергея Довлатова «Заповедник» есть примечательный диалог.

Сергей Довлатов тонко подметил специфику профессии репортера и, соответственно, жанра репортажа. А какие особенные черты характерны для других жанров публицистического стиля речи?

Цели и задачи

Цели:

  • расширение представлений о жанровом своеобразии публицистического стиля;
  • знакомство с особенностями конкретных жанров публицистического стиля;
  • формирование навыков различения жанров публицистического стиля.

Задачи:

  • запомнить, какие жанры публицистического стиля существуют;
  • научиться различать тексты разных жанров публицистического стиля;
  • понимать принципы составления текстов разных жанров публицистического стиля.
Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • о существующих жанрах публицистического стиля;

мы научимся:

  • различать тексты разных жанров публицистического стиля;

мы сможем:

  • на практике применить знания о принципах составления текстов разных жанров публицистического стиля.
Жанры публицистического стиля

Прочитайте фрагмент текста Александра Гениса и определите жанр.

Придумав себе ритуалы странствий, я строго следую им, надеясь открыть весь мир — страну за страной, столицу за столицей, море за морем. При этом в каждой части света я ищу то, чего мне не хватает. На Востоке — бога или того, что там его заменяет. В Японии — красоту, в Китае — мудрость, в Индии — слонов, в Израиле — все сразу.

Банк истории — Европа для меня как была, так и осталась геополитической мечтой, и я приезжаю туда, чтобы убедиться в том, что она настоящая, а не приснившаяся. Каждая поездка дробит маленький континент на еще меньшие части. Не Франция, а Бургундия, не Италия, а Венето, не Германия, а Франкония — и в ней крошечный Ротенбург, в котором я бы хотел родиться и умереть.

(...)

Подводя итоги, конечно, предварительные — ведь мне еще не довелось побывать в Антарктиде, я хочу объяснить, что меня, собственно, гонит из дома: надежда вернуться не таким, каким уехал. Удавшееся путешествие напоминает классическую драму. В прологе герой думает, что все знает. К третьему акту он обнаруживает не то, что искал, а к пятому возвращается умнее, чем был в начале пути. В этом движении — оправдание дороги, которая знает не два, а три направления: вглубь, туда и обратно.

Александр Генис


Рецензия

Эссе

Публицистическая статья

Путевой очерк

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6