Литература. 11 класс

Урок 20. Анализ лирических произведений С.Есенина

Конспект урока

Литература

11 класс

Урок № 20

Анализ лирических произведений С. Есенина

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Характерные особенности имажинизма;

2. Цветопись, звукопись, метафоричность и мелодику стихотворений;

3. Анализ стихотворений.

Тезаурус

Имажинизм – литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

Метафора – скрытое сравнение.

Звукопись – применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.

Цветопись – изображение с помощью цветов внутреннего состояния героя.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Имажинизм как литературное направление возникает в начале XX века. Это создание поэтического образа (от английского image – образ), используя, как инструмент, метафорические переносы.

У истоков возникновения литературного направления стоят Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и бывший футурист Вадим Шершеневич, которые создают «Орден имажинистов».

В 1919 году они публикуют «Декларацию» – манифест принципов создания произведения имажинистами. У группы есть своя типография, книжная лавка и литературное кафе. Это позволяет достаточно быстро публиковать книги и продвигать поэтов.

Для анализа имажинистской поэтики возьмём стихотворение поздней лирики Сергея Есенина «Письмо матери». Поэт пишет его в 1924 году, когда поле восьмилетней разлуки вновь посещает родное село Константиново в Рязанской области. Уже с первых мы видим аллитерация на глухие согласные, что создаёт ощущение шелеста осенней листвы и ветра. Начало стихотворения представляет собой диалог с пропущенными ответами матери:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, —

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Анафоры 6 и 7 катренов «Не буди...» подчёркивают, как тяжело осознавать поэту, что из-за долгого отсутствия он стал чужим для семьи. Но он верит, что для матери он остался прежним. Это напоминает картину возвращения блудного сына. Несмотря на то, что к церкви его приучила бабушка, Есенин просит: «И молиться не учи меня. Не надо!» – усиливая фразу словами: «К старому возврата больше нет». В этом обнаруживается какая-то необозримая беспомощность поэта и чувство безнадёжности, хотя всё стихотворение звучит относительно оптимистично.

Детальная прорисовка событий композиции стихотворения даёт нам много образов, которые создают скульптурную зримость.

Удивительна цветопись стихотворения. С первых строк создаётся ощущение темноты, потерянности и запутанности, а затем с помощью цветописи поэт подсказывает: отчий дом – несказанный свет. В третьем четверостишии увиливает цветовое содержание: синий мрак, кабацкая драка. В 6 катрене появляется антитеза и цветопись резко меняется: на смену уже привычным чёрным и грязным картинам приходит белый цвет цветущего сада, символизируя чистоту и святость отчего дома.

Стихотворениям Есенина свойственна музыкальность. Многие его работы становятся основой для романсов. Например, имеет невероятную популярность «Клён ты мой опавший»:

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

Поэт не скрывает трагедию личной жизни, позволяет наблюдать за ней, как через увеличительное стекло, сквозь лирику. Все свои переживания, трудности осознания и бесконечные внутренние конфликты поэт выносит на всеобщее обозрение. Например, в стихотворении «Пой же, пой! На проклятой гитаре»:

… Не гляди на её запястья

И с плечей её льющийся шёлк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашёл.

Я не знал, что любовь – зараза,

Я не знал, что любовь –чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума...

Творческий путь Сергей Есенин начинает с подражания частушкам и народным песням. В свою поэтику он включает принципы написания символистских произведений и создаёт имажинизм. Каждое стихотворение поэта наполнено мелодичностью, музыкальностью и невероятной метафоричностью. За каждым образом стоит личная драма поэта.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Какой цели подчинена цветопись в стихотворении «Письмо матери»?

1. Усилить ощущение безысходности.

2. Нарисовать неприятные городские картины.

3. Противопоставить дом и город.

4. Противопоставить себя прежнего и себя городского.

Правильный ответ:

Противопоставить дом и город.

Поэт пишет его в 1924 году, когда поле восьмилетней разлуки вновь посещает родное село Константиново в Рязанской области. Уже с первых мы видим аллитерация на глухие согласные, что создаёт ощущение шелеста осенней листвы и ветра.

Единичный выбор.

Почему стихотворения Есенина пользуются популярностью у музыкантов?

1. Написаны двусложным размером.

2. Есть образность и метафоричность.

3. Обладают музыкальностью.

4. Есенин сам пропагандировал накладывание музыки.

Правильный ответ:

Обладают музыкальностью.

Творческий путь Сергей Есенин начинает с подражания частушкам и народным песням. В свою поэтику он включает принципы написания символистских произведений и создаёт имажинизм. Каждое стихотворение поэта наполнено мелодичностью, музыкальностью и невероятной метафоричностью. За каждым образом стоит личная драма поэта.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6