Литература. 11 класс

Урок 44. Анализ поэмы А.Т.Твардовского «По праву памяти»

Конспект урока

Литература

11 класс

Урок № 44

Анализ поэмы А. Т. Твардовского «По праву памяти»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Идейно-художественное своеобразие поэмы «По праву памяти»;

2. Осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились и преломились тяжёлые противоречия времени;

Тезаурус

Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения.

Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.

Композиция внешняя – деление на части, главы.

Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство.

Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта.

Поэма – стихотворное сюжетное повествование.

Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.

Художественный образ – изображение человека в произведении.

Список литературы

Основная литература

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.

Дополнительная литература

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Твардовский родился 8 июня 1910 года в семье крестьян в Смоленской губернии на хуторе Загорье. В семье всегда с уважением относились к знаниям, в доме было много книг. Поэтому Александр довольно рано научился читать и писать. В 14 лет он уже оставлял свои заметки в газетах. Его ранние работы понравились советскому автору Михаилу Исаковскому, который стал другом и наставником молодого поэта.

Юность Твардовского приходится на постреволюционный период. Поэт является сторонником новой идеологии. В 1931-ом году в печати выходит его первая поэма «Путь к социализму». Твардовский поддерживает коллективизацию и идеи Сталина несмотря на то, что вся его семья раскулачена, а родной хутор сожжён. В 1938-ом году он вступает в партию. Через год его призывают в ряды Красной Армии. Во время Финской войны он работает военным корреспондентом.

Каждая поэма Твардовского – это отражение происходящих исторических событий. Поэма «За далью – даль» посвящена теме возрождения страны, вынесшей много испытаний. Это осмысление происходящего в сталинские времена. В продолжение этого произведения автор пишет «По праву памяти». Поэма становится творческим финалом писателя.

В своём последнем труде автор подвергает широкой критике культ личности Сталина. Критик Лакшин пишет о поэме: «…он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения. Испытывая волнение совести, чувство не столько житейской, сколько высшей, горчайшей вины перед семьёй, перед отцом с его трудовыми руками, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму “По праву памяти” — своё оправдание и своё покаяние».

Писатель предпринимает попытки опубликовать своё произведение на страницах руководимого им журнала «Новый мир». Но его запрещает цензура.

В августе 1968 года советские войска входят в Чехословакию. Твардовский с возмущением воспринимает эти события. В рабочей тетради поэта появляется запись:

Что делать мне с тобой, моя присяга,

Где взять слова, чтоб рассказать о том,

Как в сорок пятом нас встречала Прага,

И как встречает в шестьдесят восьмом.

«По праву памяти» отражает острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его.

В поэме три части и небольшое предисловие. В первой части «Перед отлётом» лирический герой пытается осмыслить своё прошлое и прошлое страны. Во второй автор разоблачает слова Сталина «Сын за отца не отвечает», в которые и сам поэт когда-то поверил. Третья часть «О памяти» — это размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.

Каковы же особенности восприятия автором прошлого и настоящего? Твардовский затрагивает тему раскаяния и личной вины человека, памяти и забвения, «сыновней ответственности», исторического возмездия.

Открывается это произведение поэтической декларацией:

Смыкая возраста уроки,

Сама собой приходит мысль —

Ко всем, с кем было по дороге,

Живым и павшим отнестись.

Она приходит не впервые.

Чтоб слову был двойной контроль:

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня:

— Позволь!

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, —

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой...

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой…

В первой главе «Перед отлётом» герои — молодые люди — в приподнятом настроении уезжают в город с грандиозными планами на будущее, надеждой в полной мере реализовать себя.

…Готовы были мы к походу.

Что проще может быть:

Не лгать.

Не трусить.

Верным быть народу.

Любить родную землю-мать,

Чтоб за неё в огонь и в воду.

А если —

То и жизнь отдать.

Что проще!

В целости оставим

Таким завет начальных дней.

Лишь от себя теперь добавим:

Что проще — да.

Но что сложней?..

Во второй главе «Сын за отца не отвечает» звучит тема грубого вмешательства власти в семью. О трагедии народа Твардовский знает не понаслышке. Его семья была раскулачена, родителей и четверых младших братьев и сестёр сослали на Северный Урал. Судьба старшего брата Константина осталась неизвестной. Поэт чувствует вину перед отцом и особенно перед любимой матерью. В этой главе он пишет:

…А мы, кичась неверьем в бога,

Во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца и мать отринь.

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов —

Любая прочая любовь.

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать ещё конца.

Твардовский пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и своё поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле.

Финальная часть поэмы «О памяти» звучит утвердительным монологом. Совесть и память определяют гражданскую позицию человека. Лирический герой спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Произведение заканчивается словами:

…И опыт — наш почтенный лекарь,

Подчас причудливо крутой, —

Нам подносил по воле века

Его целительный настой.

Зато и впредь как были — будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза —

Людьми

из тех людей,

что людям,

Не пряча глаз,

Глядят в глаза.

Поэма «По праву памяти» становится исповедью, криком души Твардовского, который не мог молчать о пережитом.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Назовите автора строк.

«Я жил, я был – за всё на свете

Я отвечаю головой?»

Варианты ответа:

А. Твардовский

М. Горький

А. Платонов

Правильный ответ:

А. Твардовский

«По праву памяти» отражает острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: попытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его.

В поэме три части и небольшое предисловие. В первой части «Перед отлётом» лирический герой пытается осмыслить своё прошлое и прошлое страны. Во второй автор разоблачает слова Сталина «Сын за отца не отвечает», в которые и сам поэт когда-то поверил. Третья часть «О памяти» — это размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим.

Единичный выбор.

В поэме А. Твардовского:

Отражены тяжёлые противоречия времени;

Изображён только образ Сталина;

Автором прославляется социалистический строй.

Правильный ответ:

Отражены тяжёлые противоречия времени.

Твардовский пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и своё поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогрешимость вождя, беспрекословном подчинении его воле.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6