Цель урока: показать роль духовной, народной, композиторской музыки в праздновании Рождества.

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Учащийся научится:

- понимать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

- принимать мультикультурную картину современного мира;

- коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой видов деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащийся:

- научится размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- получит возможность научиться выстраиванию самостоятельного маршрута общения с искусством;

Коммуникативные:

Учащийся:

- научится применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- получит возможность научиться проявлять сотрудничество в поиске информации, способов решения задания;

Познавательные:

Обучающийся:

- научится анализировать и находить главные идеи в музыкальном материале;

- получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Предметные:

Обучающиеся смогут:

- закрепить вокальные и инструментальные исполнительские навыки;

- научатся петь колядки, и понимать основные понятия структуры праздника.

- контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя и товарищей.

- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Музыкальный материал: Ф. Грубер. «Тихая ночь» (исполнение на блокфлейте); И.С. Бах «Рождественская оратория» (слушание фрагмента), русская народная песня «Коляда»; С.В. Рахманинов «Ангел»; Рождественские песни «Ночь тиха над Палестиной», «Рождество Христово, Ангел прилетел», П. И. Чайковский «Декабрь. Святки» из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); В. Харисов – А. Башлачёв «Рождество» (разучивание), Н. Римский-Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы «Ночь перед Рождеством». I действие (слушание для д/з);

Видео: Просмотр м/ф «Ангел» (по стих. Саши Чёрного, для д/з).

ТСО: компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация, фортепиано, блокфлейта.

Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова: Рождество, колядовщики, «колядка»; «оратория».

Технология изучения темы

I. Организационный (мотивационный) момент: 

Музыкальное приветствие

II. Актуализация опорных знаний и умений.

Деятельность учителя:

Благословен тот день и час,

Когда Господь наш воплотился,

Когда на землю Он явился,

Чтоб возвести на Небо нас…

О каком событии пишет Борис Пастернак?

Деятельность обучающихся:

О празднике Рождества Христова.

Деятельность учителя: (изображение праздника)

Праздник Рождества Христова – один из самых любимых и долгожданных праздников у христиан всего мира.

В это время повсюду на земле зажигаются рождественские ёлки, и все ждут исполнения своих заветных желаний.

А известно ли вам, почему праздник Рождества называется именно так?

Деятельность обучающихся: Родился Иисус Христос.

Деятельность учителя: Вы правы. Более двух тысяч лет тому назад родился Иисус Христос – Сын Божий. Именно Он, Спаситель мира, принёс людям свет и надежду. 

Слушание фрагмента «Рождественской оратории» И.С. Баха (1.07)

Деятельность учителя: Какой был характер музыки и исполнения?

Деятельность обучающихся: Очень торжественный, ликующий, радостный. Звучал ярко оркестр, хор.

Деятельность учителя: Вы догадались, кто мог написать такую прекрасную музыку?

Деятельность обучающихся: Иоганн Себастьян Бах! (показ портрета)

III. Постановка учебной проблемы.

Деятельность учителя: Вы сейчас услышали торжественное начало «Рождественской оратории» И. С. Баха («Рождение Младенца») – самого великого, светлого и торжественного музыкального произведения, посвящённого Рождеству Христову.

На слайде: Орато́рия (лат. oratorium, итал. Oratorio, от oro – говорю, молю) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Оратория словами Евангелия рассказывает историю Девы Марии и рождения Иисуса Христа, появления новой звезды и поклонения волхвов, а хоры и арии дополняют действие, раскрывая глубокий смысл духовного послания.

Вы помните, где появился на свет Христос?

Деятельность обучающихся: варианты ответов.

Деятельность учителя: Согласно легенде младенец Христос родился в пещере, в которой заночевали его родители – Мария и Иосиф. В пещере скрывались от непогоды животные, которых во время ненастья загоняли пастухи (показ картинки).

  Мария, мать Иисуса, спеленала младенца и бережно уложила его в ясли. Ясли, в которые животным насыпали корм, стали первой колыбелью младенца. Домашние звери согревали младенца своим тёплым дыханием. 

IV. Формулирование учебной проблемы. Планирование действий.

Рождество Христово имело очень большое значение для развития всей мировой культуры в целом.  Сюжет Рождества Христова многократно воспроизводился во всех видах искусства: в живописи, в музыке.

Сегодня мы обратимся к музыкальному искусству – к Рождественской музыке. Музыка всегда сопровождала рождественские праздники, которые проходили очень весело, торжественно. И сегодня мы обратимся как к образцам церковной, так и народной, и авторской музыке. 

Наши задачи на уроке: (на слайде)

1.Знакомство с историей и атрибутами праздника Рождества Христова.

2.Знакомство с обычаями празднования Рождества на Руси.

3.Знакомство с жанром колядок.

4.Слушание и исполнение различных образцов музыкальных произведений, посвящённых празднику Рождества Христова.

V. Открытие нового знания.

После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. 

- Послушайте, как об этом рассказывается в стихотворении М. Ю. Лермонтова, «Ангел», переложенном на музыку С.В. Рахманиновым (портреты).

Слушание: С.В. Рахманинов «Ангел» (фрагмент 1.55) или фрагмент песни «Рождество Христово, Ангел прилетел» (1.09).

В ту ночь на небе зажглась новая звезда, Вифлиемская, которая указала путь волхвам к младенцу Иисусу. С тех пор звезда стала символом Рождества, ею украшают дома, она сияет на рождественских ёлках.

Об этой необыкновенной ночи поётся в песне австрийского композитора Ф. Грубера «Тихая ночь», которая давно стала считаться Рождественским Гимном. Предлагаю вам исполнить это произведение на блокфлейтах. (на слайде ноты).

Слушание и исполнение: Ф. Грубер. «Тихая ночь» (Исполнение учителем и обучающимися на блокфлейте под фонограмму 1.53, но можно и 1 куплет 54 сек)

На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества, Сочельник, справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул – Святки! Народ пел песни, водил хороводы и распевал колядки! Колядки – это народные песни, которые славили Рождество. В них также прославляли хозяев, желая им счастья, здоровья и удачи. Хозяева щедро угощали колядовщиков пирогами, колбасами, сладостями. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. (картинка). Часто колядующие ходили по домам с самодельной звездой, закрепленной на шесте. Она символизирует Вифлеемскую звезду, которая привела трех волхвов, мудрецов с Востока, в пещеру, где родился Христос.

Слушание колядки «Пришла коляда накануне Рождества» (33 сек.).

VI. Первичная проверка понимания темы.

Вокально-хоровая работа.

Деятельность учителя: Песен, написанных к Рождеству, очень много. Давайте познакомимся с одной из них. Послушайте. Эта песня «Рождество» казанского композитора, гитариста, педагога Виталия Харисова написана на слова Александра Башлачёва. Этой песней хочу всех поздравить с замечательным праздником!

Исполнение песни учителем (со 2-го куплета всеми обучающимися) – (Слайд текст). 

Деятельность обучающихся: Слушание 1 куплета песни, со 2-го совместное исполнение с учителем.

Музыка В. Харисова, слова А. Башлачёва. «Рождество». (исполняет учитель или группа «Уленшпигель») 3.14

Деятельность обучающихся: Разучивание и исполнение песни.

Деятельность учителя: какая музыка по настроению?

Деятельность обучающихся: эта песня о наступлении Рождества, об ожидании чуда, о надежде на счастье. Музыка звучит очень светло, радостно.

VII. Применение новых знаний.

Деятельность учителя: прослушайте два фрагмента и определите, какой это музыкальный жанр?

Слушание музыки: фрагмент И.С. Бах «Рождественская оратория».

С.В. Рахманинов «Ангел».

Рождественская колядка «Нынче Ангел нам спустился».

Деятельность обучающихся: оратория, романс, колядка.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока.

Деятельность учителя: сегодня вы познакомились с традициями Рождественского праздника, послушали музыку, созданную к Рождеству композиторами и простым народом. Какие новые понятия вы узнали на уроке?

Деятельность обучающихся: оратория, колядка.

Что самое главное необходимо запомнить из урока?

- Посмотрите на план. Всё ли мы успели выполнить?

Домашнее задание. (Слайд). 

1.Послушать отрывок из оперы Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» «Калядка дивчат»;

2. Послушать пьесу «Декабрь. Святки» из фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского;

3. Напишите в тетрадях свои впечатления или нарисуйте иллюстрацию к любому прослушанному произведению.

4. Выучить слова песни В. Харисова «Рождество»

5. Посмотреть на сайте учителя м/ф м/ф «Святочные рассказы».

Самооценка.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (самооценка, взаимооценка).