Цель урока: знакомство с выразительными и изобразительными возможностями вокальной музыки, с жанрами вокального искусства.

Задачи урока:

1. Слушая песню М. Мусоргского «Кот Матрос», обучающиеся должны прийти к выводу, что музыка способна на выразительное воплощение не только поэтического, но и прозаического текста.

2.Формирование умения:

- наблюдать объекты и явления культуры;

- воспринимать и анализировать смысл художественного образа музыкального произведения;

- различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

- находить главные идеи в текстовом материале.

3.Закрепление вокально-хоровых навыков.

Тип: урок изучения нового материала.

Вид: урок формирования умений и навыков.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Обучающийся научится:

- мотивировать учебную деятельность и личностный смысл обучения;

- владеть художественными умениями и навыками в процессе музыкально-творческой деятельности;

- сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.

- эмоционально-ценностно, заинтересованно относиться к музыке и литературе.

Метапредметные:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- занимать личностную позицию по отношению к произведению, аргументировать свою точку зрения;

- выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной музыкальной культуры;

- слушать и слышать мнение других людей; излагать свои мысли о музыке и других видах искусств;

Познавательные:

Обучающийся научится:

- размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию (при выполнении домашнего задания).

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

- находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, в подборе музыкальных стихотворений, создании рисунков;

- правильно дышать при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом (без форсирования), петь звонко в песне подвижного характера.

Средства обучения:

Художественный ряд: портрет М.П. Мусоргского, Ф. Листа, А. Пушкина, изобразительные картинки.

Музыкальный материал: Е. Поплянова «Пора начать урок»; М. Мусоргский «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» (ф-но – С. Рихтер, вокал – Нина Дорлиак (сопрано) (слушание).

Фонограммы: М.Мусоргский «Кот Матрос», М.Глинка. «Я помню чудное мгновенье»; М. Минков – Ю. Энтин «Дорога добра» (в исполнении С. Таюшева и Т. Рузавиной, фонограмма песни)

Литературный ряд: текст песни М. Мусоргского «Кот Матрос».

ТСО: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, аудио записи, фортепиано, блокфлейта, презентация к уроку.

Видеофрагменты: Видеофрагмент «Кот Матрос» (в исполнении Яны Иваниловой); видеофрагмент из к/ф «Приключения маленького Мука».

Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова: воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на прозаический текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» М.П. Мусоргского). Романс как музыкальный жанр, возникший под влиянием литературы. Вокальный цикл. Речитатив.


Технология изучения темы

  1. Организационный (мотивационный) этап.

Музыкальное приветствие. Е. Попляновой «Пора начать урок».

  1. Постановка учебной проблемы.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. Введение в тему урока.

Деятельность учителя:

Звучит романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (в исполнении учителя или аудиозапись в исполнении С. Лемешева) /фрагмент/ 53 сек

- Какое произведение прозвучало?

Деятельность обучающихся: романс Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С. Пушкина.

Деятельность учителя:

Может, кто-то хотел ответить, что это песня? Где-то он будет прав, т.к. в произведении прозвучали и музыка, и стихи. Но… всё-таки это не песня, а романс. Романс схож с песней, но в то же время отличается от неё некоторыми особенностями, что, собственно, и делает романс романсом. Докажите, что прозвучавшее произведение является романсом. Чтобы доказать, надо выявить признаки романса.

Совместная деятельность учителя и обучающихся:

Признаки романса: (на слайде)

1. В романсе обычно отсутствует припев, хотя бывают исключения.

2. В музыке романса больше внимания уделяется настроению (а не ритму, к примеру), суть романса – в содержании стихов и в мелодии, а не в аккомпанементе.

3. Обычно романсы являются камерной музыкой (пение с аккомпанементом одного инструмента, чаще фортепьяно). Но и здесь, конечно, бывают исключения – аккомпанемент оркестра.

4. В романсе важны одновременно и слово, и музыка, и вокал.

5. Романс обычно бывает лирическим, т.е. имеет любовное содержание, либо описание природы, пейзаж, тогда как песня может быть патриотической, героической и т.д.

6. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное чувство, в нём всегда присутствует или подразумевается адресат, т.е. романс в каком-то смысле должен иметь диалог, хотя бы и внутренний.

7. Слова романса сами по себе мелодичны, напевны, трогательны и нежны или же трагичны.

III. Открытие нового знания:

Деятельность учителя:

В романсе «Я помню чудное мгновенье» мы наблюдали прекрасное сочетание теста стихотворения А.С. Пушкина и музыки М. И. Глинка (на слайде портреты Пушкина и Глинки). Именно благодаря тесной связи музыки с поэзией, рождаются прекрасные песни, романсы и другие вокальные произведения и т.д.

Но музыка  «дружит» не только с поэзией и это тема нашего урока (на слайде):

«Музыка «дружит» не только с поэзией»

И сегодня наша задача узнать, с чем ещё «дружит» музыка, кроме поэзии.   

Поможет нам раскрыть тайну этой «дружбы» композитор, музыка которого не раз звучала на наших уроках. Давайте исполним на блокфлейтах мотив, который вы видите на слайде. Надеюсь, что вы вспомните и имя композитора, и название этого произведения.

Совместная деятельность учителя и обучающихся:

Исполнение на блокфлейтах (* - это нота второй октавы) – 14 сек






              Деятельность учителя:

Это музыка Модеста Петровича Мусоргского. А мотив – пьеса «Прогулка» из знаменитого фортепианного цикла «Картинки с выставки» (показ портрета).

Но нас сегодня будет интересовать не биография композитора, с которой вы всегда сможете познакомиться, зайдя на сайты, которые вы видите на слайде: http://www.mussorgsky.ru/biography.html - Жизнь и творчество русского композитора

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мусоргский,_Модест_Петрович

Сегодня, продолжая знакомство с творчеством этого великого русского композитора, хочу обратить ваше внимание на то, что Мусоргский был одним из тех композиторов, которые учат искать вдохновение в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные словесному выражению.

Одно из подлинных художественных открытий – вокальный цикл «Детская», и является необыкновенным по силе музыкальной выразительности.

На слайде:

Цикл музыкальный (от греч. Kyklos - круг, кругооборот) –совокупность частей многочастного произведения, следующих друг за другом в определенном порядке.

Многочастные вокальные произведения обычно называют вокальными циклами.

Что означает слово «вокальный»?

Деятельность обучающихся: «Вокал» означает пение. Скорее всего, этот цикл состоит из песен.

Деятельность учителя:

Совершенно верно, цикл «Детская» состоит из семи вокальных пьес, которые рассказывают о детских размышлениях и проказах, чувствах и настроениях.

Вокальный цикл «Детская» – совершенно необычное, не имевшее ранее аналогов произведение, которое композитор посвятил «великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому». (показ портрета) Это было за полгода до смерти Даргомыжского, который высоко оценил опыт молодого автора. Эти миниатюры не похожи на привычные песни или романсы. Все они написаны от лица ребёнка: иногда это мальчик, иногда – девочка. Слова этого цикла написал сам Мусоргский. Это почти проза, как живая разговорная речь. Всё это – забавные сценки из жизни ребёнка. Модест Петрович всегда говорил о том, что «Искусство есть средство для беседы с людьми» и «самое главное в музыке – говорить правду». Его музыку образную, говорящую сравнивали с картинами великих русских живописцев.

Рассмотрим с вами одну из песен цикла, которая называется «Кот Матрос». (Показ иллюстрации). Сначала послушайте текст, который больше похож на скороговорку.

 

Ай, ай, ай, ай, мама, милая мама!

Побежала я за зонтиком, мама,

Очень ведь жарко,

Шарила в комоде и в столе

Искала — нет, как нарочно!

Я второпях к окну подбежала,

Может быть, зонтик там позабыла...

Вдруг вижу: на окне-то кот наш Матрос,

Забравшись на клетку, скребет!

Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.

Зло меня взяло!

Э, брат, до птичек ты лаком!

Нет! Постой, попался!

Вишь ты, кот!

Как ни в чем не бывало, стою я,

Смотрю в сторонку,

Только глазом одним подмечаю —

Странно что-то!

Кот спокойно в глаза мне смотрит,

А сам уж лапу в клетку заносит,

Только что думал схватить снегиря...

А я его хлоп!

Мама! Какая твердая клетка,

Пальцам так больно, мама, мама!

Вот в самых кончиках, вот тут,

Так ноет, ноет так...

Нет! Каков кот-то, мама, а?

Обратили внимание на своеобразный текст песни?

Деятельность обучающихся: отсутствие рифмы.

Деятельность учителя: Он не похож на обычное стихотворение с его равномерно чередующимися рифмованными строчками. Девочка рассказывает о происшествии: кот Матрос забрался на клетку со снегирем, чтобы схватить птицу, а девочка ему помешала.

И голос, и фортепианное сопровождение здесь одинаково важны. Фортепианная партия рисует внутреннее состояние маленькой героини романса, её движения, жесты. Вступление показывает сильное возбуждение вбегающей девочки. То, что она не входит, а вбегает, вы тоже услышите во вступлении. И без всякой паузы на музыку вступления накладывается взволнованная скороговорка героини.

Слушание вступления: 7 сек

Деятельность учителя: Вслушайтесь в возбуждённый рассказ девочки о зонтике, вы услышите очень похожие интонации живой речи.

Слушание эпизода: 14 сек

Деятельность учителя: Вот девочка приступает к главной части своего рассказа. На окне она увидела кота. Если до этого её состояние было испуганным, взбудораженным, то теперь она рассказывает артистично, со вкусом. Выразительна не только её речь, но и мимика, и жесты. И об этом нам сообщает партия фортепиано, изображающая то скребущего кота, то испуганного снегиря.

Посмотрите видеофрагмент этого эпизода, который блистательно исполняет певица Яна Иванилова.

Просмотр фрагмента: 26 сек

Деятельность учителя: Девочка захвачена своим рассказом, речь её всё ускоряется, опять превращается в скороговорку. «…А я его хлоп!» И вдруг ударилась: какая твёрдая, противная клетка. Сразу же меняется тон повествования. Теперь слышится жалоба, плач:

Прослушивание: 24 сек

Деятельность учителя: И снова внезапно переключается на эпизод с котом:

Прослушивание: 8 сек

Деятельность учителя: Вы, наверно, почувствовали, что спеть такой речитатив трудно. (На слайде)

Слово «речитатив» происходит от итальянского «recitare», что значит «декламировать». Речитатив – это род вокальной музыки, приближающийся к естественной человеческой речи.

Речитатив используется в тех романсах, где важно донести до слушателя сюжет, ход событий, показать характер героев.

По манере говорить, можно много узнать о человеке, о его характере, о его переживаниях. Мусоргский блистательно раскрывает внутренний мир своих персонажей, их настроение через манеру их музыкальной речи.

IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Деятельность учителя: Сейчас послушаем произведение в исполнении певицы Нины Дорлиак (сопрано). Партию фортепиано исполняет выдающийся пианист XX века Святослав Рихтер.







Слушайте внимательно, после прослушивания ответьте на вопрос:

1. Каков характер прослушанного музыкального произведения?

2. Опишите музыкальный образ, который на ваш взгляд, создан композитором в данном произведении.

3. Как вы думаете, он совпал с тем образом, который задумал донести до слушателя композитор?

4. Какими средствами музыкальной выразительности мастер добился точного воплощения образа в произведении?

Слушание: М. Мусоргский «Кот матрос» 2:12 (иллюстрация)

Деятельность обучающихся: (Ответы детей могут быть не однозначными).

Здесь естественная, живая речь девочки, мелодия точно передаёт восклицания, вопросы, торопливую скороговорку.

V. Первичная проверка понимания темы.

Деятельность учителя:

Обратили вы внимание на то, что композитор, взяв за основу простой сюжет, создал целую сценку, в которой смог что передать?

Деятельность обучающихся: волнение ребенка, его оживленную речь, страх за птицу, гнев.

Деятельность учителя:

Что передает мелодия?

Деятельность обучающихся: Она передает восклицания, вопросы, торопливую скороговорку.

VI. Вокально-хоровая работа.

- Посмотрите на рисунок.

Кто здесь изображен?

Деятельность обучающихся: Конечно же, это наш старый знакомый Маленький Мук.

Маленький Мук - это мальчик из одноименной сказки Вильгельма Гауфа. Я, надеюсь, все ее прочитали еще в раннем детстве. Очень яркая, колоритная сказка, с интереснейшим сюжетом.

Возможно, кто-то из вас смотрел и кинофильм «Приключения маленького Мука». Успех этого фильма, возможно, заключается и в песнях, написанных замечательным творческим дуэтом: композитором Марком Минковым и поэтом Юрием Энтиным. (Показ фото)

Пусть песня из этого фильма, «Дорога Добра», станет для нас финальным аккордом сегодняшнего урока. К сожалению, Марка Минкова уже нет с нами… Но музыка его по-прежнему продолжает творить в наших душах самое главное – чудо любви и добра!

1.Просмотр видеоклипа песни «Дорога добра» (или в исполнении учителя, или в исполнении дуэта С. Таюшева и Т. Рузавиной) – 2.12

2.Вокально-хоровая работа.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Вывод: Музыка способна на выразительное воплощение текста. Литература и музыка – их союз навсегда отмечен печатью благородного воздействия друг на друга.

Литература дает жизнь жанрам музыкального искусства: (на слайде)

Вывод: Мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительную трактовку самого необычного текста, любого литературного жанра. В музыке, созданной в разные времена, представлен весь огромный литературный мир, его древние памятники и эпические сказания, романы и повести, поэмы и стихотворения – от древнейших до самых современных.

Домашнее задание: