Россия в мире. 11 класс

Урок 28. Российская система образования и ее роль в модернизации страны

Конспект урока

Конспект урока № 28

по предмету «Россия в мире» для 11 класса

Тема: Российская система образования и её роль в модернизации страны

Вопросы по теме:

1. Продолжение просветительских реформ.

2. Идеи европейского просвещения.

3. Изменение образования при Александре III.

Тезаурус:

Гимназия – тип элитных учебных заведений для получения базового и полного среднего образования, являющийся аналогом общеобразовательной школы.

Реальное училище – неполное среднее или среднее учебное заведение, в учебном плане которого основное место отведено предметам естественно-математического цикла.

«Циркуляр о кухаркиных детях» – документ об ограничении доступа к образованию для детей из «неблагородных» слоев населения.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

В России XIX века росла потребность в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени. Однако, по данным 1797 года, процент грамотного населения был очень низким: 9,2% в городе и всего 2,7% в селе. Что было предпринято правительством России для повышения грамотности населения?

XIX век в. для России ознаменовался вступлением на престол Александра I, провозгласившего в манифесте от 12 марта 1801 г. курс на продолжение начавшихся ранее просветительских реформ. Манифестом от 8 сентября 1802 г. было образовано Министерство народного просвещения во главе с графом Петром Васильевичем Завадовским, в 1803 г. опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», в 1804 г. – «Устав учебных заведений, подведомых университетам» – эти документы и определяли структуру системы образования в первой четверти XIX в.

В начале царствования Александра I сложилась централизованная государственная система учебных заведений. Каждый из губернских городов обязан был иметь гимназию, а в каждом уездном городе создавались уездные училища. Директор гимназии одновременно отвечал за деятельность уездных училищ, а их смотрители являлись начальниками приходских школ. В приходских школах обучали чтению, письму и арифметике. Хотя формально образование было доступно для всех сословий, в первой половине века лишь дворянские дети учились в гимназиях, открывавших дорогу в университет.

Число университетов росло. Были открыты Петербургский, Харьковский и Казанский университеты. Чтобы повысить престиж высшего образования, по инициативе М. М. Сперанского был принят указ об обязательном университетском образовании для чиновников определенного ранга.

В начале XIX в. в России начали получать распространение идеи европейского Просвещения. Под их влиянием во многих дворянских усадьбах стали создаваться школы для крестьянских детей: известны были школы в усадьбах князя С. Г. Волконского, графа М. Н. Муравьева, причём в отдельных случаях практиковалось совместное обучение барских и крестьянских детей. Осознание необходимости иметь в обществе элиту, соответствующую целям и задачам российской политики того времени, привело Александра I к идее создания специального учебно-воспитательного учреждения для детей высшего дворянства. 12 августа 1810 г. Александр I подписал «Постановление о лицее», давшее начало истории знаменитого Царскосельского лицея. Согласно «Постановлению», в Лицей принимались «отличнейшие воспитанники дворянского происхождения» в возрасте от 10 до 12 лет, по 20–50 человек ежегодно. В число требований к поступающим входили: «отличнейшая нравственность», «совершенное здоровье», «определенные познания». Особо было оговорено, что принимаются наиболее талантливые. В июне 1811 года появилось объявление о приеме детей в Лицей. После вступительных экзаменов были зачислены 30 человек, в том числе А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер. По окончании лицея воспитанники получали право поступать на гражданскую службу с чинами от XIV до Х класса и на военную с правами выпускников Пажеского корпуса.

После восшествия на престол Николая I внимание государства к вопросам воспитания усилилось. В манифесте о завершении дела декабристов 13 июля 1826 г. Николай I высказал мысль, что главной причиной восстания были недостатки воспитания. Перед правительством встала необходимость формировать из подрастающего поколения законопослушных верноподданных.

Уваров изложил основные положения своей образовательной концепции в поданной на имя императора «Записке», в которой были сформулированы идеи православия, самодержавия и народности как основы просвещения в России. В этот период значительное развитие получило техническое образование. Так, например, были основаны Архитектурное и Московское ремесленные училища, Строительный и Межевой институты. Помимо гимназий, открывались реальные училища, где программа предусматривала изучение в основном естественно-научных дисциплин.

Существенные изменения в системе образования произошли при Александре II. Согласно положениям реформы, проведение которой началось с 1864 г., образование стало бессословным, а право открытия начальных школ было предоставлено местным органам самоуправления (земствам и городским думам), общественным организациям и частным лицам. Согласно гимназическому уставу в рамках классического и реального направлений открывались широкие возможности в выборе учебных программ, учебников, методики преподавания. Появились и женские гимназии.

При Александре III вновь усилился государственный контроль над учебными заведениями, были введены должности классных наставников и классных надзирателей, на которых возлагались воспитательные обязанности. Произошло возвращение к классической гимназии, в которой 40% учебного времени отводилось на изучение древних языков и предельно сокращались предметы естественно-научного цикла.

С целью ограничить возможности поступления в гимназии детям недворянского сословия в середине 80-х гг. была повышена плата за обучение, издан циркуляр (1887), предписывавший директорам гимназий и прогимназий ограничить прием детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников.

Несмотря на то, что демократические изменения в системе образования всегда наталкивались на попытки ограничить их, в целом она развивалась в общеевропейском направлении. Если на исходе первого десятилетия века в гимназиях обучалось чуть более 5,5 тыс. учащихся, то к концу последнего десятилетия в средних учебных заведениях их числилось более 82 тыс.

Теоретический материал для углублённого изучения:

«Чаще всего не могли получить выгодного места и бедствовавшие студенты. Почти неразрешимой задачей для них было найти такой заработок, который бы не отнимал большого количества времени и обеспечивал прожиточный минимум».

А. Е. Иванов. Студенчество России конца XIX – начала XX века: социально-историческая судьба. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. - 414 с.

Тренировочные задания:

1. Соберите мозаику из фрагментов. Напишите имя и отчество императрицы, под ведомством которой были созданы женские гимназии.

Правильный ответ:

Мария Федоровна

Разбор задания:

Чтобы правильно ответить на вопрос, достаточно знать, что в это время все женские гимназии именовались «мариинскими» по имении императрицы Марии Фёдоровны.

2. В XIX веке на смену господствующему классическому образованию приходит

1) реальное образование;

2) схоластика;

3) тривиум;

4) обязательное.

Правильный ответ:

1) реальное образование;

Разбор задания:

В связи с начавшимся промышленным переворотом в России повышается потребность в грамотных людях, специалистах. Инициатива устройства реальных училищ, на которых готовили бы таких специалистов, исходила от частных лиц. Целью таких училищ ставилось только распространение «технических, непосредственно полезных для промышленной деятельности познаний».

Схоластика – термин, относящийся к средневековью, когда образование подчинялось религии. С этой же эпохой связано понятие тривиум (общее название системы гуманитарных наук в Средние века). Закон об обязательном образовании в Российской империи до 1917 года не был принят.

Основная литература по теме урока:

1. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. Россия в мире. Базовый уровень. 10 кл.: учебник/О. В. Волобуев, В. А. Клоков и др. – М.: Дрофа, 2018.

2. Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень/А. Н. Сахаров, Н. В. Загладин. – М.: ООО «Русское слов – учебник», 2015. (Инновационная школа).

Дополнительная литература по теме урока:

  1. Добанова Е. Н., Максимов Ю.И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 320с.
  2. Уткина Э. В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.
  3. История. Универсальный справочник. Издательство «ЭКСМО», 2010.

Интернет-ресурсы:

1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3. http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6