Россия в мире. 11 класс

Урок 30. Художественная культура народов России XIX-XX в

Конспект урока

Конспект урока № 30

по предмету «Россия в мире» для «11» класса

Тема: Художественная культура народов России XIX–XX в.

Вопросы по теме:

1. «Золотой век» русской культуры.

2. Художественная культура в XIX – начала XX веков.

3. Достижения музыкального искусства.

Тезаурус:

Ампир – стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I.

Псевдорусский стиль – условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам направлений историзма в русской архитектуре XIX – начала XX веков.

Академизм – направление в европейской живописи XVII–XIX веков, вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства.

Передвижники – художники, входившие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение «Товарищество передвижных художественных выставок».

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Первая половина ХIХ века – период расцвета русской художественной культуры, которой удалось завоевать мировое признание. В этот время создавались величайшие по значению литература, музыка, архитектура и живопись. Недаром он получил название «золотой век» русской культуры. Какие достижения русской культуры XIX века оказывают влияние на отечественную и мировую культуру и поныне?

Архитектура и скульптура первой половины XIX в. продолжала традиции классицизма. Его поздний вариант – ампир, выражался в массивных формах с наличием скульптур различной воинской символики. Первая треть XIX в. стала высшей фазой в почти вековом развитии архитектуры русского классицизма. Её наиболее крупные достижения связаны с творчеством О. Монферрана, А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова и К. Росси. Их усилиями центр Петербурга приобрёл свой неповторимый облик.

В Москве зодчим О. И. Бове было возведено здание Большого театра. В середине столетия архитекторы обратились к византийским корням: они прослеживаются в храме Христа Спасителя, сооруженного в Москве по проекту К. А. Тона. В конце XIX в. множество зданий было построено в неорусском, или псевдорусском, стиле. Например, В. О. Шервудом был возведен Исторический музей на Красной площади.

К скульптору Микешину пришла слава после открытия в 1862 году в Новгороде памятника – «Тысячелетие России», созданного по его проекту. Русский скульптор Опекушин создал ряд замечательных памятников, отличавшихся исторической конкретностью и поэтичностью. Наиболее известные из них – памятник А. С. Пушкину в Москве и памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске.

Русские художники достигают того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Ведущим жанром русской живописи, как и в ХVIII веке, остается портрет. При этом героями картин прославленных художников нередко становятся столь же прославленные поэты. Орест Кипренский пишет портреты Жуковского и Пушкина. Ещё один портрет Пушкина создает Василий Тропинин.

Одним из самых выдающихся явлений «золотого века» русской живописи становится творчество Карла Брюллова. Его картина «Последний день Помпеи» произвела переворот в русской живописи: впервые в академических залах не только не отметили отступление от норм классицизма и смелый дух новаторства, но и вынуждены были признать неотъемлемое право на свободу творчества. Грандиозную попытку вывести академизм на новые рубежи развития предпринял в своем творчестве Иванов. Величественная картина «Явление Христа народу» стала главным итогом его творчества. В отличие от Брюллова, Иванов сознательно противопоставлял темам гибели, страданий и ужаса тему надежды на спасение человечества.

Творчество основоположника бытового крестьянского жанра Алексея Венецианова развивалось в русле сентиментализма. Идиллически изображая крестьянскую жизнь, художник в то же время живописал крестьянок как красивых и сознающих собственное достоинство людей.

Картины Федотова утверждали в русской живописи бытовой жанр. В 1860-х гг. группа молодых художников порвала с традициями академизма, насаждавшимися Императорской Академией художеств, и создала реалистическую школу в русском искусстве. Позднее этими живописцами было основано Товарищество передвижных художественных выставок, которое ставило своей целью организацию временных экспозиций в разных городах России. Творчество художников-передвижников И. Н. Крамского, В. Г. Перова, И. Н. Репина, В. М. Васнецова, В. И. Сурикова, Н. Н. Ге, И. И. Левитана, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина и других отразило многообразную жизнь России.

Выдающиеся достижения музыкальной культуры первой половины XIX века связаны с творчеством Михаила Ивановича Глинки, являющегося основоположником русской классической музыки. Творчеству Глинки присуща опора на народные музыкальные мелодии, сочетавшаяся с овладением всеми достижениями западноевропейской музыкальной культуры. Патриотическим содержанием наполнена его опера «Жизнь за царя», которая завершается хоровым исполнением торжественного гимна «Славься». Лучшие музыкальные традиции Глинки были продолжены в творчестве композиторов, вошедших в историю под названием «Могучая кучка». Творческое содружество композиторов было представлено такими именами, как Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков. Они оставили обширное музыкальное наследие, представленное операми, балетами, симфониями, камерной музыкой.

Всего 53 года вместила жизнь выдающегося композитора Петра Ильича Чайковского. Но в обширном списке произведений, созданных им, мы найдем 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 9 программных симфонических произведений, концерты, сюиты, квартеты, музыку к драматическим спектаклям, более ста романсов и множество других сочинений.

Развивая музыкальные традиции западноевропейских романтиков, испытав влияние Венской классической школы и русских композиторов «Могучей кучки», Чайковский сумел обрести свой неповторимый и оригинальный стиль, определивший его особое, выдающееся место в истории мировой музыкальной культуры.

Художественная культура России XIX в. отличалась, с одной стороны, быстрыми темпами развития и созданием шедевров мирового значения, с другой – противоречивостью, обусловленной особенностями исторического развития страны в этот период. Связь культуры с жизнью, её социальная ориентация и возвращение к национальным традициям – это те черты, которые характеризуют развитие российской культуры XIX века.

Теоретический материал для углублённого изучения:

«От легенд и мифов – к повседневным образам, будь то крестьяне, среднерусский пейзаж или выдающиеся люди страны. Реализм против академизма. Вдохновленные идеями народничества и уставшие от рамок Академии художеств, живописцы в конце ХIХ века объединились в творческое сообщество и поехали со своими картинами по стране».

«Бунтари от живописи»

Источник: https://www.culture.ru/materials/157018/buntari-ot-zhivopisi

Тренировочные задания:

  1. Отметьте на ленте времени следующие события:
  • Памятник «Тысячелетие России»
  • Памятник Минину и Пожарскому
  • Академия художеств
  • Основание МХТ

1757 г

1818 г

1862 г

1898 г

Правильный вариант:

Академия художеств

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник «Тысячелетие России»

МХТ

1757 г

1818 г

1862 г

1898 г

Разбор задания:

Академия художеств была открыта в царствование Елизаветы Петровны – это первая дата в списке. Памятник Минину и Пожарскому (архитектор Мартос) в честь трехсотлетия окончания Смутного времени и изгнания польских интервентов из России планировалось установить в 1812 году, но помешало вторжение войск Наполеона и последующие события международной политики. Тем не менее, это следующая дата на ленте времени. Памятник «Тысячелетие России» (архитектор Микешин) был основан в 1862 году в Новгороде в честь летописного призвания Рюрика (862 год). Остается последняя дата 1898 год – основание Московского художественного театра.

2. Напишите фамилию автора картины, описанной в отрывке.

«Эта картина ______ вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. Громадная волна бушующего моря готова обрушится на людей, судорожно цепляющихся за обломки мачт погибшего корабля»

Правильный ответ:

Айвазовский

Разбор задания:

В задании речь идет о художники-маринисте, самым прославленным из которых был Иван Константинович Айвазовский. Картина «Девятый вал» явилась не только синтезом его творчества за предшествующее десятилетие, но и самым ярким произведением романтического направления в русской живописи, имевшим огромный успех.

Основная литература по теме урока:

  1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013
  2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

  1. Добанова Е. Н., Максимов Ю. И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 320с.
  2. Уткина Э. В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.
  3. История. Универсальный справочник. Издательство «ЭКСМО», 2010.

Интернет – ресурсы:

1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3. http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6