Обществознание. 11 класс

Урок 21. Роль государства в экономике

Роль государства в экономике
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Государственное регулирование экономики — это меры, принимаемые государством для контроля процессов экономики в стране и экономических субъектов. Государство может воздействовать на экономику двумя способами:

  1. При помощи монетарной политики и налогового обложения — косвенный способ.
  2. При помощи непосредственного регулирования деятельности субъектов экономики (коммерческих банков, предприятий и так далее) — прямое воздействие. Сюда может входить ликвидация, образование фирм, субсидирование, перераспределение ресурсов из одной сферы экономики в другую. 

Монетарная политика страны включает в себя контроль со стороны государства над объёмом денежной массы (наличной или безналичной). В компетенцию государства входит либо выпуск в обращение, либо изъятие лишней массы денег.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства предполагает регулирование количества и размера налоговых сборов и настройка бюджета страны.

Государственным бюджетом называют разработанный министерством финансов совместно с другими подразделениями правительства план, который отражает все ключевые статьи расходов и доходов государства за определённый период времени. Непосредственно правительство находится в ответе за реализацию государственного бюджета, а утверждением его занимается парламент.

Стоит отметить, что у государства может быть долг. Если это задолженность перед внешними кредиторами (например, другими государствами), то это — внешний долг. Задолженность перед национальными предприятиями и инвесторами, а также населением считается внутренним долгом государства.

На каждой из карточек дано понятие. Вспомните эти определения. Проверьте себя, перевернув карточки.

Роль государства в экономике

Современная экономическая теория признаёт необходимость участия государства в экономических процессах.

На государство возлагается роль регулятора экономики, которая проявляется в следующих его функциях:

  1. Совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы).
  2. Составление прогнозов развития страны на перспективу (что будет со страной, например, через 20—30 лет).
  3. Регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды.
  4. Управление демографическими процессами.
  5. Регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан.
  6. Согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними.
  7. Организация ориентации производства на конечный результат, учёт интересов и мотивов трудовой деятельности.
  8. Разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет целый ряд задач:

  • Защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путём принятия антимонопольного законодательства;
  • Производство общественных товаров и услуг. Общественными называются товары и услуги, имеющие следующие характерные черты:

а)невозможно взыскать плату с отдельных людей или не давать им воспользоваться этими товарами и услугами (например, уличное освещение);

б)ожидаемая прибыль от производства не окупает вложений частного капитала и других затрат;

  • Учёт и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций. Нерыночные ситуации — это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма. Данные последствия могут быть как вредными (нефтепродукты попадают в водоём), так и полезными (благоустройство территории).


Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять следующие меры:

  1. убеждение; 
  2. рекламные кампании; 
  3. субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий); 
  4. разработку стандартов безопасности (ГОСТы);
  5. программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.

Для этого государство использует следующие три программы:

  1. программы материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.);
  2. программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.);
  3. программы помощи отдельным группам населения («адресная» помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).

Для регулирования экономики государство может использовать следующие инструменты:

  1. инструменты микрорегулирования — налогообложение, антимонопольное законодательство, регулирование условий труда и его оплаты и т. д.;
  2. инструменты макрорегулирования — фискальная политика, социальная политика и т. д.;
  3. инструменты интеррегулирования — меры стимулирования экспорта, кредитование экспорта, валютно-кредитные отношения.

Государственное регулирование может быть двух видов:

  1. прямое — осуществляется через законодательство;
  2. косвенное — применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6