Цель: развить чувство стиля, способность восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха; дать понятие о полифонической музыке

Задачи:

Познавательная: сформировать представление о жизни и многогранности творчества немецкого  композитора И.С. Баха, освоить понятия «полифония», «токката», «фуга»; углубить восприятие полифонической музыки.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы. Расширять музыкальный кругозор учащихся, стремление любить и понимать музыку.

Воспитательная: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к жизни, музыке, искусству; пробуждать у учащихся интерес к музыке Иоганна Себастьяна Баха, желание слушать её не только на уроке, но и вне его; умение работать в группе.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- у обучающихся будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;

- обучающийся научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

- обучающийся получит возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Метапредметные:

Регулятивные:

Обучающийся:

- научится исполнять музыку, передавая художественный смысл;

- получит возможность научиться определять и формулировать проблему и задачи урока.

Коммуникативные:

Обучающийся:

- научится организовывать работу в паре, группе;

- получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе работы в группе.

Познавательные:

Обучающийся:

- научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

- получит возможность научиться самостоятельно получать знания: осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной и специальной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), а также на информационных порталах Интернета;

Предметные:

Обучающийся:

- научится осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения;

- развивать интонационно-слуховой опыт на основе метода интонационно-стилевого анализа при вокализации главных тем произведений И.С. Баха;

- сможет дать понятия: «баховский мотив», полифония, фуга, токката, аллеманда;

- продолжит совершенствование вокально-хоровых навыков.

ТСО: компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация, фортепиано, синтезатор, блокфлейта.

Музыкальный материал: И.С. Бах Ария из Оркестровой сюиты №3 ре мажор; И.С. Бах Аллеманда из французской сюиты до минор; И. С. Бах Токката ре минор, Бах. Фуга соль минор, BWV 578 «Die Kleine»; Прелюдия №1 до мажор I т. ХТК (Исп. С. Рихтер); Д. Тухманов – Ю. Энтин «Живая музыка» (в исполнении БДХ).

Художественный материал: портреты И.С. Баха, Л. ван Бетховена, П. Казальса, Ш. Гуно, видеозаставка к передаче «Человек и Закон», фотоизображения Кёльнского собора, церкви Св. Фомы в Лейпциге

Основные понятия, изучаемые на уроке, ключевые слова: «баховский мотив», полифония, фуга, токката, аллеманда; И.С. Бах, Кёльнский собор.

Технология изучения темы

  1. Организационный (мотивационный) этап.

 Приветствие-распевание: Пропевание слов «Всем добрый день» по нотам: Си бемоль, Ля, До, Си и т.д. 40 сек

-проверка готовности обучающихся к уроку

II. Актуализация опорных знаний и умений.

Деятельность учителя: Слайд 1)Если бы вас спросили: «Что значит быть Великим человеком», как бы вы ответили на этот вопрос?

Деятельность обучащихся:

III. Постановка учебной проблемы.

Деятельность учителя: Сегодня на занятии мы познакомимся с величайшей личностью. Послушайте об этом человеке некоторые высказывания.

(Слайд 2)

Л. Ванн Бетховен о своем соотечественнике говорил: «Не ручей, а море должно быть имя ему».

 (Слайд3)

А испанский виолончелист и композитор Пабло Казальс о нем говорил: «Обнажить человеческую натуру до такой степени, чтобы стали отчётливо видны её божественные свойства; наполнить обычную деятельность возвышенной страстью; дать крылья вечности тому, что в высшей степени эфемерно; очеловечить божественное и обожествить человеческое – таков этот композитор, величайшее и безупречнейшее явление в музыке во все времена».

Догадались, о каком композиторе пойдет сегодня речь?

Деятельность обучающихся: О немецком композиторе И.С. Бахе.


 (Слайд 4)

Деятельность учителя: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750).

Согласно статистике, Иоганн Себастьян Бах – самый известный и самый исполняемый композитор в мире. Его знает каждый музыкант. Его знают все – и не знает никто. «Иоганн Себастьян Бах – великая тайна! Тайна человеческого гения, тайна разума и чувств».

Фамилия BАСН – это музыкальная монограмма композитора: си-бемоль – ля – до – си-бекар.

В начале нашего занятия мы спели с вами не просто ноты. Мы спели «баховский мотив»! Образуется он из звуков, соответствующих буквам фамилии BACH. Как это происходит?Все знают, что ноты имеют названия. В русском языке получили распространение названия нот до, ре, ми, фа и т.д., пришедшие из латинского языка. Но существует и имеет не меньшее распространение – буквенная (по латинскому алфавиту) система. Согласно этой системе, у букв фамилии «Bach» есть музыкальное значение: В си-бемоль, А – ля, С – до, Н – си.

(Слайд 5)

Изображение мотива BACH на нотном стане


 Бах прекрасно понимал «музыкальность» своей фамилии и не раз вводил ее в свою музыку. Как печать, как некую подпись.

Послушайте произведение Баха. Что необычного в его звучании вы услышите?

Деятельность обучающихся:

Слушание музыки: Фрагмент Аллеманды из французской сюиты доминор И.С. Баха

Деятельность учителя: Учитель исполняет на синтезаторе, тембр Орган

Деятельность обучающихся: по характеру музыка изящная, грациозная, как будто на балу и др.

(Слайд 6)

Изображение людей, танцующих аллеманду.


 Деятельность учителя: Это произведение называется Аллеманда. Аллеманда (танец немецкого происхождения) открывала празднества при дворах владетельных особ. Прибывших на бал гостей представляли по титулам и фамилиям. Гости обменивались приветствиями с хозяевами и друг с другом, склоняясь в реверансах. Хозяин с хозяйкой проводили гостей через все комнаты дворца. Под звуки аллеманды гости шли парами, удивляясь изысканному и богатому убранству комнат. 

Вы обратили внимание на то, что в звучании музыки не было привычного разделения на мелодию и аккомпанемент? Голоса были мелодичными и равноправными. Наша задача сегодня заключается в том, чтобы узнать о таком складе музыки и о произведениях, которые в нём написаны.

IV. Формулирование учебной проблемы. Планирование действий.

(Слайд 7)

План:

V. Открытие нового знания.

Задание 1: познакомиться с творчеством немецкого композитора

И.С. Баха;


Деятельность учителя: Сегодня на занятии мы познакомимся с величайшей личностью. Послушайте об этом человеке некоторые высказывания.

(Слайд 2)

 Беседа идёт на фоне: И.С.Бах Ария из Оркестровой сюиты №3 ре мажор.

Деятельность учителя: (Слайд 8) Со старинного портрета смотрит на нас пожилой человек; его темные глаза глядят внимательно и зорко, словно рассматривая что-то глубоко в нас спрятанное. Но он, несомненно, настроен доброжелательно: губы вот-вот улыбнутся. Нет, пусть старинный парик не сбивает с толку не в нем дело; главное в портрете глаза, умные, добрые, сочувствующие.

Родился Иога́нн Себастья́н Бах в немецком городе Эйзенахе.

(Слайд 9)


 При жизни композитор не получил заслуженного признания. Этому есть свои причины. Бах жил в сложное время – в эпоху распада феодального общества. Тридцатилетняя война, принесшая народам Европы страдания и нищету, особенно тягостно сказалась на судьбе Германии. Духовная, церковная музыка до Баха, где мелодия отходила на второй план, уступала главную роль словам, так как ничего не должно было отвлекать людей от смирения, поклонения церкви. Бах наполнил церковные произведения человеческими чувствами – страданием, болью, радостью, гордостью. (Рекомендую посмотреть фрагмент т/ф «Михайло Ломоносов», 2 серия, эпизод с 40-45 минуты)

27 лет он проработал в церкви Святого Фомы в городе Лейпциге органистом, там и похоронен.

(Слайд 10)

  

Его наследие включает в себя более 1000 произведений разных жанров. (Слайд 11) Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей.

Подлинный масштаб гения Баха начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Любимым инструментом для Баха был орган. (Слайд 12)

Вершиной творчества Баха является его органная музыка. Именно в ней композитор воплотил величие и могущество человеческого духа. Его органная музыка созвучна величию и красоте соборов. Органные произведения знают и любят слушатели всего мира. Среди них, пожалуй, самое известное произведение – органная Токката и фуга ре минор. Токкату, уверена, все узнают, хотя бы потому, что каждый четверг именно эта музыка (пусть и осовремененная) звучит вначале передачи «Человек и закон»! (Слайд 13)

Деятельность обучающихся: Просмотр фрагмента заставки

Деятельность учителя: (Слайд 14) Токка́та (с итал.яз. — трогать, касаться)— инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями.

Слушателей поражает в музыке Токкаты то, что за вступительным разделом, похожим на страстную речь человека, начинается взволнованное движение, напоминающее безостановочный поток, который прерывают властные аккорды. В свободной импровизационной манере композитор переходит от одного эпизода к другому: друг друга сменяют пассажи, звучание органа подобно торжественному пению церковного хора, возникают переплетения голосов, много голосов (полифония).

Деятельность обучающихся: Слушание: /Фрагмент/ Токката ре - минор И.С. Баха (слушание или просмотр видео учителя)

Токкату Баха и токкаты других композиторов можете услышать на сайте https://ru.wikipedia.org/wiki/Токката

Задание 2: узнать, что такое полифония и фуга;

Деятельность учителя: Сначала давайте узнаем, как надо произносить это слово. Обратимся к словарю: В музыкально-теоретическом термине «полифония» ударение падает на второе «о», полифо́ния, точно так же, как во всех прочих музыкальных терминах гомофо́ния (а не гомофони́я, как в др.-греч. ὁμοφωνία), симфо́ния (а не симфони́я, как в др.-греч. συμφωνία), какофо́ния (а не какофони́я) и т.п. В других случаях словоупотребления ударение падает на последнее «и», полифони́я.

Этот термин «полифония» для вас является новым. Так, что же такое полифония? (Слайд 15)

(Слайд 16) Полифония – это вид многоголосия в музыке, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии.

(Слайд 17) Отмечу, что полифония – особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И.С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов.

Деятельность обучающихся: Один из учеников читает: «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности».

Деятельность учителя: Это высказывание непосредственно относится к такой музыкальной форме, как фуга.

(Слайд 18) Фуга (от латинского fuga– бег, бегство, побег) – является вершиной полифонической музыки. Это многоголосное полифоническое произведение, где музыкальная тема последовательно повторяется в разных голосах.

По количеству повторений темы вы можете определить, сколько всего голосов в фуге. Обычно их бывает от двух до пяти.

Задание: Проследить за тем, сколько раз и как будет звучать тема. Деятельность обучающихся: Слушание фрагмента Органной Фуги соль минор И.С. Баха.

Деятельность обучающихся: Фуга начинается с темы, которая повторяется четыре раза.

Деятельность учителя: Вы, надеюсь, услышали в этой музыке течение маленького ручейка, и как позже к нему присоединяется второй, третий, четвёртый. И уже не отдельные ручьи, а полноводная река устремляется вперёд к морю, где слышится голос могучего, свободного человека, которого воспевал в своей музыке Иоганн Себастьян Бах.

VI. Первичная проверка понимания темы.

(Слайд 19)

Деятельность учителя: – А теперь рассмотрите изображение Кёльнского собора, одного из самых известных соборов мира и скажите, что роднит образ этого архитектурного сооружения с органной музыкой Баха? (Рекомендую посмотреть фильм «Кёльнский собор» на сайте: режим доступа klass/home/urok-no10-no11"https://sites.google.com/site/muzykaHYPERLINK "https://sites.google.com/site/muzyka6klass/home/urok-no10-no11"6HYPERLINK "https://sites.google.com/site/muzyka6klass/home/urok-no10-no11"klass/home/urok-noHYPERLINK "https://sites.google.com/site/muzyka6klass/home/urok-no10-no11"10HYPERLINK "https://sites.google.com/site/muzyka6klass/home/urok-no10-no11"-noHYPERLINK "https://sites.google.com/site/muzyka6klass/home/urok-no10-no11"11 )

Деятельность обучающихся: Музыку Баха и архитектуру объединяет величие, возвышенность, божественность.

(Слайд 20) Звучит Прелюдия до мажор I т. ХТК в исполнении С. Рихтера

Деятельность учителя: (на фоне прелюдии):

- Когда мы смотрим на собор, наш взгляд непроизвольно тянется выше, к небесам. То же самое происходит и во время слушания музыки Баха. Наша душа как бы стремится к возвышенному, чистому, живому, благородному и божественному.

(Слайд 21) Звучала Прелюдия до мажор, написанная Бахом в 1722 году. За свою изысканность и простоту она получила всеобщее признание музыкантов всех времён и национальностей. В 1852 году, через 150 лет, молодой французский музыкант, в будущем известнейший композитор, Шарль Гуно ухаживал за дочерью известного французского пианиста П. Циммермана, на которой он впоследствии женился. Гуно часто приходил к ним в дом. И вот в один из дней, развлекая публику в гостиной, Шарль, играя прелюдию Баха, решил сымпровизировать и сыграл очень удачную дорисовку к этой известной прелюдии. Импровизация всем понравилась. А будущий тесть попросил записать её на бумагу. Гуно не подозревал, что прямо сейчас под его пальцами рождается один из шедевров классической музыки!  (На сайте http://melodiyadushi.ru/ave-mariya-baha-guno/ вы сможете прочесть об этом более подробно!)

Прослушаем небольшой фрагмент этого шедевра (в исполнении Ирины Архиповой и Большого детского хора ВГТРК)

Деятельность обучающихся: Прослушивание

Деятельность учителя: Творчество Баха и в наше время вызывает огромный интерес не только у слушателей, но и у современных композиторов, которые сочиняют новые аранжировки к его произведениям, доказывая, что это ЖИВАЯ МУЗЫКА! Сегодня вы услышите музыкальную фантазию на тему Прелюдии до мажор Давида Тухманова. А слова к этой прекрасной музыке сочинил Юрий Энтин.

Деятельность обучающихся: (Слайд 21) Слушание песни «Живая музыка» (в исполнении Детского хора под управлением В. Попова)

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Итог урока. (Слайд 22)

Русский композитор А.Н. Серов: «Что за гений этот Бах! Возьмёт одну мысль и проводит её глубже и глубже, вживается в неё и вместе с этой мыслью внедряется в тайники души!»

- А что вы можете сказать о музыке Баха? В чем ее величие, великая жизненная сила?

(Слайд 23) «Бах», по-немецки значит ручей. Теперь возвратимся к крылатой фразе Бетховена: «Не ручей! - Море должно быть ему имя». Ручьи втекают в реки, реки – в море. Безмерно широк разлив мелоса Баха. Сколько бы раз мы ни слушали концерты баховской музыки, не покинет ощущение, что стоишь изумленный у береговой каймы моря, более того – океана.

Что самое главное необходимо запомнить из урока?

- Посмотрите на план. Всё ли мы успели выполнить? (слайд 24).

(Слайд № 25) Домашнее задание:

1. Выучить песню «Живая музыка» Д. Тухманова.

2. Послушать до конца произведения, звучавшие на уроке (на сайте учителя)

3. Нарисовать к одному из произведений Баха рисунок или написать стихотворение

Самооценка.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (самооценка, взаимооценка).